2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гид по Петербургу

Крейсер Аврора по праву считается судном-легендой, которое изменило ход отечественной истории. Это самый узнаваемый символ Октябрьской революции, который известен холостым выстрелом, послужившим сигналом к штурму Зимнего дворца. Так же он является символом северной столицы и объектом культурного наследия России.

Аврора – крейсер Балтийского флота, который был заложен в Петербурге в 1897 году. В начале осени 1903 года судно было отправлено на Дальний Восток в составе крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса.
В конце весны 1905 года крейсер участвовал в Цусимском сражении, во время которого погиб капитан корабля. Через год судно вернулось на Балтику, где стало использоваться в качестве учебного корабля морского корпуса.

Аврора участвовала в сражениях Первой мировой войны, а в 1916 году крейсер был отправлен в Петроград для серьезного ремонта. Судно одно из первых присоединилось к февральской революции и подняло красный флаг. 25 октября 1917 года в 21:40 по приказу комиссара Белышева с крейсера был сделан холостой выстрел, являвшийся сигналом к штурму Зимнего дворца.

Спустя год Аврора была передан в Крондштадт и законсервирована.В 1922 году Аврора вновь стал использоваться в качестве учебного водного транспорта. 30 сентября 1941 года крейсер во время обстрела затонул в порту Ораниенбаума. После окончания войны корабль был поднят с морского дна, отреставрирован и поставлен на свое почетное место, где он находится и по сей день – напротив Нахимовского училища. Сегодня он представляет собой настоящий музей и не обделен вниманием туристов.

Спуск на воду

Первый спуск на воду был выполнен в 1900 году в присутствии Николая II. Судно было названо в честь фрегата, защищающего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны. После необходимых первоначальных испытаний крейсер был принят в Российский флот.

Революция

Важную роль сыграл крейсер во время Октябрьской революции. 10 октября большевики решили совершить в Петрограде государственный переворот. В составе экипажа было немало людей, разделяющих большевистские взгляды.

Команде корабля было поручено войти в Неву и защитить Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью Петрограда. Именно с этого места и был дан знаменитый холостой выстрел Авроры. Произвел его комендор Евдоким Огнев.

Ряд историков считают, что выстрел был дан гораздо раньше начала штурма Зимнего дворца, но принципиального значения это не имеет. После тех событий крейсер стал символом революции.
Именно благодаря участию в революции кораблю было сохранено название Аврора. Большая часть военных кораблей того времени впоследствии были переименованы.

1. «Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.


Фрегат «Аврора» во время бури. Картина художника Платона Бориспольца, 1838 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Из истории крейсера Аврора

Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Построенный по проекту К.М.Токаревского в 1900 году он был спущен на воду. Это был третий из серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». В 1904–1905 гг. корабль совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток и принял боевое крещение в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года. Возвратившись на Балтику, корабль использовался как учебный. В 1811 году он участвовал в торжествах во время коронации сиамского короля в г. Бангкоке в Тайланде.

Корабль активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. До 1940 года корабль был в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая город на его подступах. Во время блокады корабль стоял у г. Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах и на броненосце «Балтиец». В 1944 году был поднят с грунта и поставлен на ремонт. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на «вечной стоянке» у причальной стенки Большой Невки. Он стал учебной базой Ленинградского нахимовского училища.

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге как филиал музея

С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея. После капитального ремонта в 1984–1987 гг. судно было воссоздано заново. При посещении музея Вы увидите машинное и котельное отделения, радиостанцию и фотографии. На борту корабля посетители также осмотрят вооружение начала 20 века. В музее хранятся документы и личные вещи экипажа.

В 1924 году легендарный корабль был награжден орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 году — орденом Красного Знамени и в 1968 году — орденом Октябрьской революции. В 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг как символ морской мощи России. В 2010 году крейсер Аврора в Санкт-Петербурге отметил свое 110-летие. 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег. Такое решение было принято в связи с сокращением численности войск. Став филиалом Военно-морского музея, корабль останется на балансе Балтийского флота. Так же, как и раньше, теперь уже курсанты нахимовского училища здесь ежедневно будут поднимать и опускать Андреевский флаг.

Читать еще:  Обзор новейшего бмп «курганец»

Режим работы и цена билетов

Билеты можно приобрести в кассах музея.

  • График работы кассы: 11:00-17:15
  • График работы музея: 11:00-18:00
  • Выходные: понедельник и вторник

Цены:

  • Взрослый билет для граждан России 400 рублей
  • Билет для детей 200 рублей
  • Билет для школьников, пенсионеров и студентов 200 рублей
  • Дети до 7 лет Бесплатно
  • Билет для граждан иностранных государств 600 рублей
  • Индивидуальная экскурсия на русском языке 2500 рублей
  • Индивидуальная экскурсия на английском языке 3000 рублей
  • Обзорная групповая экскурсия при наборе группы до 20 человек на русском языке 400 рублей с человека
  • Обзорная групповая экскурсия при наборе группы до 20 человек на английском языке 500 рублей с человека
  • Обзорная экскурсия для школьников или студентов 100 рублей с человека
  • Экскурсия со специальным устройством – аудиогидом – 300 рублей на русском языке
  • Экскурсия со специальным устройством – аудиогидом – 600 рублей – на английском языке

5. Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.


Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» во время службы на Балтике перед Первой Мировой войной.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Маргарита Косик

Маргарита Косик запись закреплена

Маргарита Косик запись закреплена
Маргарита Косик запись закреплена

Маргарита Косик запись закреплена
ВМФ России

Кошмар в Севастопольской бухте: почему взорвался линкор «Новороссийск»

Сотни погибших моряков, трагическая ошибка командования и подвиг спасательных служб — ровно 65 лет назад, 29 октября 1955-го, в Северной бухте Севастополя после мощного взрыва перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск».
Показать полностью. Это одна из самых страшных трагедий в истории советского ВМФ. Подробности гибели линкора долгое время оставались засекреченными. О событиях той ночи — в материале РИА Новости.
Прошило насквозь

Вечером 28 октября 1955-го «Новороссийск» вернулся в Севастополь из похода и занял место у бочки № 3 неподалеку от Морского госпиталя. Часть экипажа отпустили на берег в увольнение. На борту оставались около полутора тысяч человек, включая новое пополнение и курсантов морских училищ. Настроение у моряков было приподнятое: на следующий день намечались торжественные проводы в запас многих старшин и матросов. Вдобавок по субботам утренняя зарядка не проводилась, и экипаж рассчитывал как следует выспаться.

После полуночи все спали, бодрствовали лишь вахтенные. Занятые в нарядах матросы наводили на палубах чистоту, дежурные мотористы и электрики проверяли исправность оборудования. Ничто не предвещало беды. Но в половине второго под корпусом с правого борта в носу прогремел взрыв, эквивалентный тонне тротила.

Линкор сильно тряхнуло — позже выяснится, что он получил пробоину площадью более 150 квадратных метров. Шквал огня пробил днище, второе дно, платформы, три броневые палубы и разворотил полубак. Корабль фактически прошило взрывом насквозь — снизу доверху. Забортная вода мгновенно затопила нижние помещения и носовую электростанцию. Следом залило спальные кубрики. Большинство находившихся в них моряков — от 100 до 200 человек — погибли практически сразу.

«Койку мою сорвало, и я очутился на палубе, — вспоминал старшина команды электротехнического дивизиона корабля Владимир Деточка. — Кромешная темнота и тишина, только слышно было бульканье воды. Это продлилось секунду или две, после чего как по команде все крикнули «Ой!» Я стал искать фонарик, но не нашел. И здесь мне какой-то молодой матрос подал спички. Я посветил и не узнал свой кубрик: вся палуба разворочена, как листы бумаги, а ведь ее толщина где-то 220 миллиметров. Кругом кровь и ил. Первое, о чем я подумал, — это война. Решил выбраться наверх для выяснения обстановки. Когда подошел к трапу, то увидел зияющее отверстие и звезды на небе, хотя вверху должно было быть еще две палубы. Все было вынесено наверх».

После секундного замешательства экипаж «Новороссийска» приступил к борьбе за живучесть корабля. Матросы и офицеры бросились к боевым постам в машинные и котельные отделения, в трюмы и электростанции. Они боролись с затоплением, задраивали двери, люки, иллюминаторы. Ситуация осложнялась тем, что линкор, уже приняв тонны воды, кренился на левый борт и дал заметный дифферент на нос.

О произошедшем уже знали на берегу, с пришвартованных неподалеку кораблей отчаливали спасательные команды. На линкор прибывали высшие офицеры, штабные и политработники, следователи. Одним из первых на борт поднялся командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко. Личный состав, не задействованный в борьбе за живучесть, построился на верхней палубе — всего около 800 человек. Начштаба эскадры кораблей Черноморского флота контр-адмирал Николай Никольский предложил перевести их на спасательные суда, но Пархоменко категорически отказался, так как считал, что ситуация под контролем. Это решение стало роковым.

Корабль попытались отбуксировать на мелководье, но неудачно. К четырем часам утра крен на левый борт стал критическим, линкор начал переворачиваться. С верхней палубы прыгали в воду, но многие остались во внутренних отсеках и, по сути, были обречены.

«Стою, думаю: что делать? — рассказывал командир шестой батареи корабля Карл Жилин. — Прыгну за правый борт — попаду на острые лопасти винта, прыгнуть под левый — накроет кораблем. Прыгнул прямо с флагштока вниз, высота — метров 20. Ушел глубоко. Наконец вижу: над головой светлеет — это горели прожекторы. Вынырнул. По грохоту в корпусе понял, что корабль переворачивается. Шум стоял жуткий, с фундаментов летели котлы, машины, механизмы. И я сразу стал отплывать от корабля».

Читать еще:  Винтовка мр-27м: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Гибли и спасатели с других вымпелов флота, самоотверженно бросавшиеся в ледяную воду в надежде вытащить хоть кого-нибудь. Многие попадали под обломки. Спасатели сбрасывали в воду все, за что могли бы ухватиться их тонущие товарищи: канаты, пожарные рукава, спасательные круги. Если бы не их героизм, погибших было бы гораздо больше.

В 04:14 «Новороссийск» перевернулся полностью и уткнулся мачтами в грунт. В дело вступили водолазы-глубоководники аварийно-спасательной службы. В полной темноте они раз за разом погружались, простукивали корпус в надежде найти выживших.

«Под опрокинутым «Новороссийском» ничего нельзя было сделать, — говорил водолазный специалист, капитан первого ранга в отставке Владимир Романов. — И не только потому, что восприятие перевернутого корабля кардинальным образом меняется. После опрокидывания срывается со своих мест масса вещей, оборудование, даже отдельные механизмы и устройства. Те проходы, трапы и коридоры, которые на ровном киле не вызывали каких-либо затруднений, оказываясь в положении «вверх ногами», сразу же становились непроходимыми. А счет времени шел на минуты».

Тяжелейшими усилиями водолазам удалось спасти двоих матросов — моториста и артиллериста — из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. Еще семерых вытащили через прорезанное в кормовой части днища отверстие. До остальных было уже не добраться. Стуки запертых в корпусе линкора обреченных моряков были слышны до 1 ноября. Всего в ту ночь погибли 617 человек, включая нескольких участников спасательной операции.

«В момент трагедии я находился в увольнении на берегу, — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Юрий Абрамов, служивший на «Новороссийске» командиром второй башни главного калибра. — Мы отмечали день рождения сослуживца в Доме офицеров. Неладное я заподозрил только утром — в Северной бухте не было знакомых мачт. А когда подошел ближе, кто-то из офицеров сказал, что линкора больше нет. Я сначала не поверил. Потом увидел на берегу раненых друзей и сослуживцев — подавленных, окровавленных, скрюченных. Эмоции захлестнули. В голове не укладывалось, как столько человек разом могли погибнуть. На «Новороссийске» я не уставал поражаться, насколько это красивый, мощный корабль. Но со временем все больше убеждался, что он откровенно старый. Многие переборки были ржавые. Я до сих пор не могу понять, почему командование флота не разрешило эвакуировать с корабля сотни моряков, столпившихся на верхней палубе».

После гибели «Новороссийска» командующего флотом вице-адмирала Пархоменко, не отдавшего приказа об эвакуации, сняли с должности и понизили в звании до контр-адмирала. Лишились звездочек и некоторые другие высшие офицеры-черноморцы. Расследованием занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Пришли к выводу, что «Новороссийск» взорвался на немецкой донной мине, поставленной еще в годы войны. Водолазы тщательно обследовали дно и обнаружили 17 таких мин, причем три — в радиусе 100 метров от последней стоянки линкора.

По другой версии, неофициальной, линкор отправили на дно итальянские диверсанты. Дело в том, что «Новороссийск» — это бывший «Джулио Чезаре». СССР получил его по репарациям. Итальянские националисты восприняли это в штыки, в том числе командир 10-й флотилии штурмовых средств — элитного подразделения подводных диверсантов — Валерио Боргезе. Многие историки полагают, что боевые пловцы незаметно установили на корпус линкора заряды со взрывчаткой. В пользу этой версии, в частности, говорит то, что к 29 октября 1955-го итальянские торговые суда как по команде покинули Севастополь.

В севастопольском военно-морском музее «Михайловская батарея» истории корабля посвящены четыре зала. В экспозиции — предметы интерьера линкора, поднятые со дна водолазами, личные вещи моряков, письма выживших, рассекреченные документы того времени. Каждый год 29 октября ветераны-черноморцы собираются здесь, чтобы почтить память павших товарищей.

Режим работы и цена билетов

Билеты можно приобрести в кассах музея.

  • График работы кассы: 11:00-17:15
  • График работы музея: 11:00-18:00
  • Выходные: понедельник и вторник

Цены:

  • Взрослый билет для граждан России 400 рублей
  • Билет для детей 200 рублей
  • Билет для школьников, пенсионеров и студентов 200 рублей
  • Дети до 7 лет Бесплатно
  • Билет для граждан иностранных государств 600 рублей
  • Индивидуальная экскурсия на русском языке 2500 рублей
  • Индивидуальная экскурсия на английском языке 3000 рублей
  • Обзорная групповая экскурсия при наборе группы до 20 человек на русском языке 400 рублей с человека
  • Обзорная групповая экскурсия при наборе группы до 20 человек на английском языке 500 рублей с человека
  • Обзорная экскурсия для школьников или студентов 100 рублей с человека
  • Экскурсия со специальным устройством – аудиогидом – 300 рублей на русском языке
  • Экскурсия со специальным устройством – аудиогидом – 600 рублей – на английском языке

Маргарита Косик

Маргарита Косик запись закреплена

Маргарита Косик запись закреплена
Маргарита Косик запись закреплена

Маргарита Косик запись закреплена
ВМФ России

Кошмар в Севастопольской бухте: почему взорвался линкор «Новороссийск»

Сотни погибших моряков, трагическая ошибка командования и подвиг спасательных служб — ровно 65 лет назад, 29 октября 1955-го, в Северной бухте Севастополя после мощного взрыва перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск».
Показать полностью. Это одна из самых страшных трагедий в истории советского ВМФ. Подробности гибели линкора долгое время оставались засекреченными. О событиях той ночи — в материале РИА Новости.
Прошило насквозь

Вечером 28 октября 1955-го «Новороссийск» вернулся в Севастополь из похода и занял место у бочки № 3 неподалеку от Морского госпиталя. Часть экипажа отпустили на берег в увольнение. На борту оставались около полутора тысяч человек, включая новое пополнение и курсантов морских училищ. Настроение у моряков было приподнятое: на следующий день намечались торжественные проводы в запас многих старшин и матросов. Вдобавок по субботам утренняя зарядка не проводилась, и экипаж рассчитывал как следует выспаться.

После полуночи все спали, бодрствовали лишь вахтенные. Занятые в нарядах матросы наводили на палубах чистоту, дежурные мотористы и электрики проверяли исправность оборудования. Ничто не предвещало беды. Но в половине второго под корпусом с правого борта в носу прогремел взрыв, эквивалентный тонне тротила.

Линкор сильно тряхнуло — позже выяснится, что он получил пробоину площадью более 150 квадратных метров. Шквал огня пробил днище, второе дно, платформы, три броневые палубы и разворотил полубак. Корабль фактически прошило взрывом насквозь — снизу доверху. Забортная вода мгновенно затопила нижние помещения и носовую электростанцию. Следом залило спальные кубрики. Большинство находившихся в них моряков — от 100 до 200 человек — погибли практически сразу.

Читать еще:  Ровное дыхание. Новинки выставки Arms & Hunting 2019

«Койку мою сорвало, и я очутился на палубе, — вспоминал старшина команды электротехнического дивизиона корабля Владимир Деточка. — Кромешная темнота и тишина, только слышно было бульканье воды. Это продлилось секунду или две, после чего как по команде все крикнули «Ой!» Я стал искать фонарик, но не нашел. И здесь мне какой-то молодой матрос подал спички. Я посветил и не узнал свой кубрик: вся палуба разворочена, как листы бумаги, а ведь ее толщина где-то 220 миллиметров. Кругом кровь и ил. Первое, о чем я подумал, — это война. Решил выбраться наверх для выяснения обстановки. Когда подошел к трапу, то увидел зияющее отверстие и звезды на небе, хотя вверху должно было быть еще две палубы. Все было вынесено наверх».

После секундного замешательства экипаж «Новороссийска» приступил к борьбе за живучесть корабля. Матросы и офицеры бросились к боевым постам в машинные и котельные отделения, в трюмы и электростанции. Они боролись с затоплением, задраивали двери, люки, иллюминаторы. Ситуация осложнялась тем, что линкор, уже приняв тонны воды, кренился на левый борт и дал заметный дифферент на нос.

О произошедшем уже знали на берегу, с пришвартованных неподалеку кораблей отчаливали спасательные команды. На линкор прибывали высшие офицеры, штабные и политработники, следователи. Одним из первых на борт поднялся командующий флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко. Личный состав, не задействованный в борьбе за живучесть, построился на верхней палубе — всего около 800 человек. Начштаба эскадры кораблей Черноморского флота контр-адмирал Николай Никольский предложил перевести их на спасательные суда, но Пархоменко категорически отказался, так как считал, что ситуация под контролем. Это решение стало роковым.

Корабль попытались отбуксировать на мелководье, но неудачно. К четырем часам утра крен на левый борт стал критическим, линкор начал переворачиваться. С верхней палубы прыгали в воду, но многие остались во внутренних отсеках и, по сути, были обречены.

«Стою, думаю: что делать? — рассказывал командир шестой батареи корабля Карл Жилин. — Прыгну за правый борт — попаду на острые лопасти винта, прыгнуть под левый — накроет кораблем. Прыгнул прямо с флагштока вниз, высота — метров 20. Ушел глубоко. Наконец вижу: над головой светлеет — это горели прожекторы. Вынырнул. По грохоту в корпусе понял, что корабль переворачивается. Шум стоял жуткий, с фундаментов летели котлы, машины, механизмы. И я сразу стал отплывать от корабля».

Гибли и спасатели с других вымпелов флота, самоотверженно бросавшиеся в ледяную воду в надежде вытащить хоть кого-нибудь. Многие попадали под обломки. Спасатели сбрасывали в воду все, за что могли бы ухватиться их тонущие товарищи: канаты, пожарные рукава, спасательные круги. Если бы не их героизм, погибших было бы гораздо больше.

В 04:14 «Новороссийск» перевернулся полностью и уткнулся мачтами в грунт. В дело вступили водолазы-глубоководники аварийно-спасательной службы. В полной темноте они раз за разом погружались, простукивали корпус в надежде найти выживших.

«Под опрокинутым «Новороссийском» ничего нельзя было сделать, — говорил водолазный специалист, капитан первого ранга в отставке Владимир Романов. — И не только потому, что восприятие перевернутого корабля кардинальным образом меняется. После опрокидывания срывается со своих мест масса вещей, оборудование, даже отдельные механизмы и устройства. Те проходы, трапы и коридоры, которые на ровном киле не вызывали каких-либо затруднений, оказываясь в положении «вверх ногами», сразу же становились непроходимыми. А счет времени шел на минуты».

Тяжелейшими усилиями водолазам удалось спасти двоих матросов — моториста и артиллериста — из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. Еще семерых вытащили через прорезанное в кормовой части днища отверстие. До остальных было уже не добраться. Стуки запертых в корпусе линкора обреченных моряков были слышны до 1 ноября. Всего в ту ночь погибли 617 человек, включая нескольких участников спасательной операции.

«В момент трагедии я находился в увольнении на берегу, — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Юрий Абрамов, служивший на «Новороссийске» командиром второй башни главного калибра. — Мы отмечали день рождения сослуживца в Доме офицеров. Неладное я заподозрил только утром — в Северной бухте не было знакомых мачт. А когда подошел ближе, кто-то из офицеров сказал, что линкора больше нет. Я сначала не поверил. Потом увидел на берегу раненых друзей и сослуживцев — подавленных, окровавленных, скрюченных. Эмоции захлестнули. В голове не укладывалось, как столько человек разом могли погибнуть. На «Новороссийске» я не уставал поражаться, насколько это красивый, мощный корабль. Но со временем все больше убеждался, что он откровенно старый. Многие переборки были ржавые. Я до сих пор не могу понять, почему командование флота не разрешило эвакуировать с корабля сотни моряков, столпившихся на верхней палубе».

После гибели «Новороссийска» командующего флотом вице-адмирала Пархоменко, не отдавшего приказа об эвакуации, сняли с должности и понизили в звании до контр-адмирала. Лишились звездочек и некоторые другие высшие офицеры-черноморцы. Расследованием занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Пришли к выводу, что «Новороссийск» взорвался на немецкой донной мине, поставленной еще в годы войны. Водолазы тщательно обследовали дно и обнаружили 17 таких мин, причем три — в радиусе 100 метров от последней стоянки линкора.

По другой версии, неофициальной, линкор отправили на дно итальянские диверсанты. Дело в том, что «Новороссийск» — это бывший «Джулио Чезаре». СССР получил его по репарациям. Итальянские националисты восприняли это в штыки, в том числе командир 10-й флотилии штурмовых средств — элитного подразделения подводных диверсантов — Валерио Боргезе. Многие историки полагают, что боевые пловцы незаметно установили на корпус линкора заряды со взрывчаткой. В пользу этой версии, в частности, говорит то, что к 29 октября 1955-го итальянские торговые суда как по команде покинули Севастополь.

В севастопольском военно-морском музее «Михайловская батарея» истории корабля посвящены четыре зала. В экспозиции — предметы интерьера линкора, поднятые со дна водолазами, личные вещи моряков, письма выживших, рассекреченные документы того времени. Каждый год 29 октября ветераны-черноморцы собираются здесь, чтобы почтить память павших товарищей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector