0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военные каски или как эффективно защитить голову бойца

Военные каски или как эффективно защитить голову бойца

Армейские защитные шлемы (ЗШ) – это напоминание об эпохе рыцарей. Именно они остались практически неизменной частью боевого доспеха. Если кираса трансформировалась в бронежилет, который совершенно не напоминает боевой военный панцирь рыцаря, то железные каски выпускались до недавнего времени.

Хотя в военной истории было время, когда солдаты вместо защитных шлемов носили головные уборы, в конце концов необходимость заставила военное начальство вновь вернуть эту часть доспеха в строй.

Каски солдат 3 Рейха

Во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях. Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale. Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны. Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для противогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных . Предприятие Eisenhuttenwerk Thale Расположение предприятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 — 1945 г.г.

1. Предприятие Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом. Продукция маркировалась клеймами — FS (EF).

2. Предприятие Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга. Продукция маркировалась клеймами — ET (позднее — ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине сходства в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.

3. Предприятие Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена. Продукция маркировалась клеймами — SE (hkp).

4. Предприятие Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом — NS.

5. Предприятие Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта . Продукция маркировалась клеймом — Q.

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны (на фото — желтая точка) и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров).

На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех (на фото — серо-зеленая точка), скорее всего, таким образом маркировался номер партии (заказа). Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров — 60, 62, 64, 66, 68, 70.

Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.) Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.

Строго по штандарту

В день парада в обстановке секретности германские знамена и штандарты доставили на Красную площадь и вручили личному составу особой «трофейной роты». Это уникальное подразделение было сформировано 10 июня 1945 года. В десяти шеренгах по 20 человек в каждой воины-фронтовики должны были пронести от храма Василия Блаженного до Мавзолея 200 вражеских знамен и бросить их у его подножия. Командиром «парадной коробки» назначили старшего лейтенанта Дмитрия Вовка — заместителя командира роты почетного караула. Тренировки шли с палками-распорками от солдатских палаток длиной 1,8 м. И вот тут выяснилось, что не каждый герой войны имеет способности к строевой подготовке. Поэтому часть фронтовиков была заменена атлетически сложенными бойцами 2-го и 3-го полков дивизии НКВД им. Ф.Э. Дзержинского.

Участники парада бросают к подножию Мавзолея немецкие знамена

Поздно вечером 21 июня готовность особой сводной роты к прохождению по Красной площади проинспектировал командующий парадом маршал Жуков и остался доволен увиденным. А 24 июня под дробь 80 барабанов 200 знамен и штандартов новоявленных варваров XX века были брошены к подножию Мавзолея. Совершенно новым элементом Парада Победы стали десять штандартов, под которыми должны были триумфально пройти по Красной площади сводные полки десяти советских фронтов. Скорее всего, при их создании также не обошлось без рекомендаций профессиональных историков — внешний вид фронтового штандарта Красной армии явно создавался с оглядкой на лабарум — особое военное знамя римского, а затем византийского войска. Как гласит легенда, образ лабарума явился императору Константину Великому во сне накануне одной из важнейших битв в его жизни и впоследствии закрепился как победный штандарт, который сопровождал войско в походах и триумфальных парадах.

Изготовление пурпурных с золотым шитьем штандартов сначала поручили подразделению московских военных строителей, которыми командовал инженер-майор Максимов. Но созданный ими образец за десять суток до парада был забракован лично Сталиным. Тогда за дело взялись специалисты художественно-производственных мастерских Большого театра, которые быстро разработали устроившие всех варианты и даже завершили работу досрочно. Однако штандарт в собранном виде весил более 10 кг и нести его на вытянутых руках при прохождении сводного полка фронта по Красной площади было очень тяжело. Тогда по предложению знаменосца кавалерийского полка Лучанинова шорно-седельная фабрика за двое суток изготовила особые портупеи, похожие на конструкции, удерживающие знамя части при движении войск в конном строю. За штандартом фронта следовали 36 воинов с наиболее отличившимися знаменами частей и соединений сводного полка. Орденские ленты, закрепленные на их древках, также были изготовлены в мастерских Большого театра. Каждая из лент знаменовала коллективный подвиг, отмеченный боевым орденом.

Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине

А вот Знамя Победы на Красную площадь 24 июня 1945 года так и не вынесли. Связано это было с целым рядом факторов. Не секрет, что в период штурма Рейхстага в различных местах этого огромного здания за небольшой промежуток времени сразу несколько групп бойцов Красной армии закрепили свои знамена. И о некоторых отличившихся уже в статусе знаменосцев победы всем воинам 1-го Белорусского фронта сообщили армейские газеты. Но ведь Знамя Победы может быть только одно, и руководству страны пришлось огласить свое решение.

По замыслу организаторов парада, шествие войск должно было начаться с выноса Знамени Победы, которое чрезвычайно торжественно доставили в Москву из Берлина 20 июня 1945 года. Но знаменная группа в составе знаменосца Степана Неустроева и его ассистентов Mихаила Егорова, Мелитона Кантарии и Ильи Сьянова показала неудовлетворительный уровень строевой подготовки. На фронте Неустроев получил пять ранений и повредил ноги, но вне зависимости от причин — прохождение должно быть идеальным. Ведь на параде присутствовало множество иностранных гостей, об этом событии снимался специальный фильм, который должен был демонстрироваться всему Советскому Союзу. Так что действия маршала Жукова, который отстранил знаменную группу от прохождения и отправил на зрительские трибуны, было оправданным. Да и нравственную ответственность маршала за решения по выбору знаменосцев победы тоже нельзя списывать со счетов. В то время это был болезненный вопрос, который купировали, отправив Знамя Победы на хранение в Музей Вооруженных сил.

От «пикельхаубе» к «штальхельму»

По прошествии многих лет после обеих мировых войн можно сказать, что солдатский защитный шлем стал одним из настоящих символов войны. Будучи потомком бронзовых и железных шлемов легионеров, гладиаторов, рыцарей и других воинов прошлого, стальной шлем – один из немногих элементов снаряжения солдата, не утративший свою изначальную функцию и в наши дни, несмотря на появление современных образцов. Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века оставался шлем немецкого солдата – «штальхельм» (Stahlhelm – «стальной шлем»). Его агрессивная, хищная форма была очень узнаваемой – сочетание цилиндрического колпака, охватывающего голову, конусного назатыльника, прикрывающего уши от удара звуковой волны и шею от осколков сверху, а также заметно выступающего козырька. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на лицо с рублеными чертами, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Какова была история появления «штальхельма»?

Предшественники стального шлема

С началом Первой мировой войны проблема защиты головы солдата встала перед всеми её участниками на новом уровне. Пулемётный и артиллерийский огонь во время массированных атак пехоты и кавалерии по-прежнему выкашивал людей сотнями и тысячами, и это стало обыденностью, с которой свыклись. Потери же, которые несли войска во время позиционной войны, находясь в траншеях, от шрапнели и осколков, камней, щепы и комьев земли, постоянно сыпавшихся сверху, вынуждали командиров на местах проявлять инициативу и обязывать солдат носить на голове импровизированную защиту, дававшую хоть какой-то эффект.

Читать еще:  Пневматическая винтовка hatsan bt65 rb elite: характеристики, разборка, отзывы, цена, видео

В немецкой армии кожаный «пикельхельм» (Pickelhelm), он же «пикельхаубе» (Pickelhaube), отчасти решал проблему, но этот шлем, разработанный ещё в середине XIX века, не отвечал реалиям войны нового типа. Кожа была слишком мягким материалом для защиты от осколков и камней, а высокая пика и другие блестящие металлические элементы сильно демаскировали солдата – с этим боролись, применяя матерчатые чехлы.

Практичность «пикельхаубе» в эксплуатации также вызывала нарекания. Шлем неудобно фиксировался на голове, а использование его пики в рукопашном бою было, видимо, исключением, и в отличие от применения для этих целей штыков, ножей и сапёрных лопаток, документально не зафиксировано.

Перед войной и уже после её начала предпринимались попытки удешевить производство «пикельхаубе», найдя замену латуни и коже. Детали шлема стали изготавливать из жести и стали, а сам его купол формовать из шерстяного сукна, а впоследствии из тонкой жести, что также не способствовало улучшению защитных свойств.

Стала очевидной необходимость принятия на снабжение другого, более практичного шлема, и первой организованной инициативой по замене «пикельхаубе» на что-то, более отвечающее требованиям окопной войны, стал выпуск импровизированной стальной каски силами артиллерийских оружейных мастерских группы армий генерала Ганса фон Геде (Hans von Gaede) во французском городке Мюлуз.

Впрочем, это не было каской в привычном для нас сегодня смысле слова – головной убор, представляющий собой четверть сферы, изготовленный из металла толщиной 5–7 мм и закрывающий переднюю верхнюю часть головы, с вырезом для глаз и пластиной, прикрывающей нос.

Вся эта конструкция пришивалась к кожаной подкладке с амортизирующим подбоем из ткани и удерживалась на голове ремнём с пряжкой, застёгивавшейся на затылке. Вес образца был около двух килограммов. Широкого распространения «каска фон Геде» не получила – всего было изготовлено около 1500 экземпляров.

Стальной шлем образца 1916 года

Новый единый образец стального шлема был принят на вооружение в 1916 году под обозначением М16 или М1916. Он поставлялся странам-союзникам Германии в Перовой мировой войне, – в первую очередь Австро-Венгрии, – а затем попал и в другие страны, например, Турцию и Финляндию, вместе со шлемами других образцов.

Шлем образца 1916 года был разработан в 1915 году после исследования типичных ранений головы и причин, вызвавших их. Руководили работами профессор Фридрих Шверд (Friedrich Schwerd), отвечавший за техническую часть, и военный врач профессор Август Бир (August Bier). Работа велась в ганноверской Политехнической школе, имевшей права университета, сегодня известной как Ганноверский университет Вильгельма Лейбница.

Шверд и Бир разработали дизайн каски, впоследствии ставшей узнаваемой во всём мире. Сейчас в сознании людей она чётко ассоциируется с Германией и войнами, которые она вела в XX веке. М16 изготавливалась из закалённого кремний-марганцево-никелевого углеродистого сплава горячей штамповкой в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и 70).

  • ПМВ
  • ВМВ
  • униформа и снаряжение
  • армия

Шлем получился более тяжёлым, чем французская каска Адриана (Casque Adrian) из мягко-углеродистой стали или знаменитый «тазик для бритья» – английская каска Броди Mk.I (Brodie Helmet) из марганцевистой закалённой стали Гадфильда. Одновременно он обеспечивал лучшую, чему у союзных образцов, защиту головы, лица и шеи. M16, как и все каски того времени, не обеспечивал защиту от попадания пули, а предназначался для защиты от осколков, земли и камней, которые падали сверху, что давало до 80% всех ранений головы в позиционной войне. До окончания Первой мировой войны их было выпущено более семи миллионов штук.

Визуальной особенностью M16 были знаменитые «рожки» по бокам каски, внутри которых были просверлены отверстия для вентиляции. Основным же их назначением было крепление специальной налобной пластины (Stirnpanzer), обеспечивающей дополнительное бронирование. Пластина цеплялась поверх каски за «рожки» сделанными в ней прорезями и фиксировалась на затылке кожаным ремешком.

Пластина выполнялась из толстой (до 5 мм) бронированной стали и весила 2,0–3,5 кг, что делало невозможным её постоянное ношение. Использовали дополнительную броню часовые на посту и номера пулемётных расчётов. Солдаты не любили дополнительные пластины – считалось, что они обеспечивали защиту при попадании пули, но при этом якобы ломались шейные позвонки.

Все пластины изготавливались одного размера, поэтому, чтобы обеспечить их применение со всеми размерами касок, на них пришлось делать «рожки» разной формы. Точное количество выпущенных налобных пластин неизвестно – считается, что их было несколько десятков тысяч. После Первой мировой войны налобные пластины не использовались, хотя «рожки» на касках остались.

Каска М16 фиксировалась на голове посредством кожаного подбородочного ремешка, размер которого регулировался двумя скользящими пряжками. Подбородочный ремень пристёгивался внутри каски к специальным выступам, размещённым на уровне чуть выше ушей.

Подшлемник представлял собой кожаную конструкцию с тканевыми подушечками-амортизаторами, набитыми конским волосом. Он состоял из полосы толстой кожи, к которой были пришиты три кожаных лепестка с амортизирующими подушечками, стягивающимися вверху шнурком. Для крепления подшлемника использовались три больших кнопки-кламмера – одна в затылке и две на висках шлема.

Каски образца 1916 года использовались в послевоенном рейхсвере, а затем и в вермахте – отдельные образцы провоевали до 1945 года.

Австрийский вариант шлема образца 1916 года

Убедившись в эффективности немецкой новинки, австро-венгерское командование сначала приняло решение о закупке в Германии полумиллиона шлемов M16, а в ноябре 1917 была приобретена и лицензия на производство.

У австрийского варианта М16 было несколько отличий. Во-первых, у него был несколько сокращённый размерный ряд (62, 64, 66, 68). К австрийской каске внутри приклёпывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. Заклёпка, которая держала эту деталь, располагалась значительно выше, чем подобная деталь на немецком варианте. Подбородочный ремешок у «австрийца» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. Подшлемник и его способ крепления к каске были аналогичны немецким, но использовался металлический обод, к которому пришивались лепестки подшлемника с амортизирующими подушечками.

После аншлюса Австрии в 1938 году эта разновидность касок использовалась и в вермахте.

Стальные шлемы образца 1917 и 1918 годов

Шлем образца 1917 года (М1917, М17) отличался от M16 лишь креплением подшлемника. Это изменение, введённое весной 1917 года, заключалось в использовании металлического обода крепления всей конструкции вместо кожаного. Сфера, размеры и прочие элементы конструкции каски остались без изменений.

В следующем образце отказались от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске, а, соответственно, отпала и необходимость в детали, приклёпывавшейся к сфере шлема. Изменений в конструкцию каски больше не вносилось. Изменилось устройство подшлемника, стали использоваться D-образные кольца для крепления подбородочного ремешка по австрийскому образцу, которые приклёпывались к ободу-основе.

Изменился подбородочный ремешок: в нём стали использовать рамочную пряжку с «язычком» вместо скользящих пряжек, а в ремешке появились отверстия для него. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более долговечной в эксплуатации, одновременно обеспечивая лучшую фиксацию каски на голове. Эта каска получила обозначение «Стальной шлем образца 1918 года» (М1918, М18).

Прочие разновидности

Существовала и использовалась в войсках разновидность шлема М18, не имевшая официального обозначения и вошедшая в историю под несколькими названиями: «кавалерийская», «шлем телефониста», «каска артиллериста», «радиотехник».

В этом шлеме напротив ушей в боковых полях каски был сделан вырез для обеспечения лучшей слышимости. Шлем был разработан и испытан в августе 1918 года. Причиной разработки были жалобы на плохую слышимость в обычном шлеме, поступавшие с фронта. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих шлемов в одном-единственном 64-м размере, хотя план их выпуска был значительным.

Как и остальные образцы, эти шлемы использовались вермахтом до окончания Второй мировой войны.

В Австро-Венгрии на фабрике Berndorfer Metal-Warenfabrik производили модификацию шлема, часто так и называемую «Берндорфер», которая в документах определялась как Модель 16. Этот шлем имел ряд отличий от немецкого прототипа, заключавшихся в местах крепления обода подтулейного устройства и отсутствии вентиляционных втулок. Позже, была произведена ещё одна модификация, обозначенная в документах как M17, для крепления собственного варианта дополнительной налобной бронепластины. Эти модели сегодня часто называют «венгерскими», но использовалась они во всех войсках Австро-Венгрии, а не только гонведами.

Оставил свой след «штальхельм» и в СССР. В конце 20-х годов руководству РККА стало очевидно, что красноармейцам нужен собственный стальной шлем. Французских касок Адриана, поставленных во время Первой мировой войны, и шлемов, созданных в 1916–1917 гг. из лопаточной стали, было явно недостаточно, а форма их была признана неудачной. По этим причинам велись работы по созданию собственного образца, активно изучался зарубежный опыт. Закупались и изучались иностранные шлемы в попытках подобрать лучший вариант как по геометрии, так и по составу стали.

28 июня 1931 года по итогам посещения СССР руководством фирмы «Штальверке Рёхлинг-Будерус» (Stahlwerk Röchling-Buderus), специализировавшейся в годы Первой мировой на производстве шлемов и стали для них, последовало коммерческое предложение о постройке в СССР фабрики полного цикла производства стальных шлемов. Были обещаны специалисты и обучение рабочих фабрики.

При более глубоком изучении вопроса выяснилось два факта – технические условия РККА, предъявляемые к каскам, на 70–80% выше немецких, а опытные образцы советских касок по качеству гораздо хуже шлемов «Штальверке Рёхлинг-Будерус». У немцев запросили чертежи и точный химический состав стали. В итоге сотрудничество не задалось. Хотя немецкие каски в СССР были испытаны и был создан опытный шлем близкой формы, но предпочтение было отдано другому, собственному, образцу.

  1. B.C. Bell. Wehrmacht Combat Helmets, 1933–1945 – Osprey Publishing, 2002
  2. Branislav Radovic. Helmets of the First World War – Germany, Britain & their Allies – Schiffer Military History Book, 2000
  3. Ludwig Baer. The History Of The German Steel Helmet 1916–1945 – R.J. Bender Pub., 1985
  4. Ludwig Baer. Der Deutsche Stahlhelm – Journal-Verlag Schwend., 1975
  5. Floyd R. Tubbs. Stahlhelm. Evolution of the German steel helmet – Kent State Univ Pr., 1971
  6. Материалы РГВА и ВИМАИВиВС

СЗФ 1941-43 · Стальные шлемы и нагрудники · Стрелковое вооружение · Артиллерия · Танки

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.
Читать еще:  Российский дальний стратегический бомбардировщик ту-22

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.

Каски солдат 3 Рейха

Во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях. Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale. Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны. Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для противогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных . Предприятие Eisenhuttenwerk Thale Расположение предприятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 — 1945 г.г.

1. Предприятие Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом. Продукция маркировалась клеймами — FS (EF).

2. Предприятие Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга. Продукция маркировалась клеймами — ET (позднее — ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине сходства в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.

3. Предприятие Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена. Продукция маркировалась клеймами — SE (hkp).

4. Предприятие Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом — NS.

5. Предприятие Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта . Продукция маркировалась клеймом — Q.

Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны (на фото — желтая точка) и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров).

На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех (на фото — серо-зеленая точка), скорее всего, таким образом маркировался номер партии (заказа). Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров — 60, 62, 64, 66, 68, 70.

Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.) Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.

Месяц на подготовку

Одержав победу в Великой Отечественной войне, Советский Союз из «государства рабочих и крестьян» превратился в супердержаву, ответственную за судьбы всего человечества. Фактически 9 мая 1945 года материализовалась концепция «Третьего Рима», являвшаяся одним из важнейших идеологических столпов существования российского государства. Эпохальное изменение статуса страны необходимо было продемонстрировать и народу СССР, и новоприобретенным союзникам, и многочисленным противникам. Как нельзя лучше для этой цели подходил военный парад — он должен был стать особым, запоминающимся для всего мира событием. Поэтому к организации его проведения подошли с особой тщательностью.

Само решение о проведении парада победителей на Красной площади было принято вскоре после капитуляции Третьего рейха — 15 мая. Заместитель начальника Генштаба генерал армии Сергей Штеменко вспоминал: «Верховный главнокомандующий приказал нам продумать и доложить ему наши соображения о параде в ознаменование победы над гитлеровской Германией, при этом указал: «Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск. » Предложения Генштаба по проведению Парада Победы были доложены Сталину 24 мая. Он принял их, но не согласился со сроками проведения — вместо двухмесячной подготовки, которую предлагали военные, на все мероприятия был отведен лишь месяц». Таким образом, уже 24 июня 1945 года армия победителей должна была триумфально пройти по Красной площади.

Семен Буденный, Иосиф Сталин и Георгий Жуков на Параде Победы 1945 года

Чем же этот парад отличался от предыдущих? Прежде всего — особыми ритуалами, ведущими свою историю еще от античных времен. Центральным событием парада стало бросание трофейных германских знамен на особые площадки у подножия Мавзолея. Так поступали со штандартами варваров римские воины, а реализовать этот ритуал на Красной площади предложил организаторам парада выдающийся советский историк академик Евгений Тарле.

Немецкие знамена самых разных форматов и назначения (штандарты раннего образца 1935 года, флаги национал-социалистической партии, «Гитлерюгенда», военизированной службы трудовой повинности и даже кайзеровские кавалерийские) были собраны трофейными командами СМЕРШа в мае 1945 года. По указанию Генштаба из расположения 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов (а конкретно — из Берлина и Дрездена) было доставлено 900 единиц трофейных знамен и штандартов. Некоторые образцы изымали даже из фондов немецких военных музеев. Принимал их в спортзале казарм Лефортово командир 181-го стрелкового полка 291-й стрелковой дивизии полковник Архип Коркишко. Специальная комиссия отобрала из них 200 единиц, а затем нацистские символы разместили в специальном помещении, где они были взяты под охрану управлением военного коменданта Москвы.

От «пикельхаубе» к «штальхельму»

По прошествии многих лет после обеих мировых войн можно сказать, что солдатский защитный шлем стал одним из настоящих символов войны. Будучи потомком бронзовых и железных шлемов легионеров, гладиаторов, рыцарей и других воинов прошлого, стальной шлем – один из немногих элементов снаряжения солдата, не утративший свою изначальную функцию и в наши дни, несмотря на появление современных образцов. Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века оставался шлем немецкого солдата – «штальхельм» (Stahlhelm – «стальной шлем»). Его агрессивная, хищная форма была очень узнаваемой – сочетание цилиндрического колпака, охватывающего голову, конусного назатыльника, прикрывающего уши от удара звуковой волны и шею от осколков сверху, а также заметно выступающего козырька. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на лицо с рублеными чертами, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Какова была история появления «штальхельма»?

Предшественники стального шлема

С началом Первой мировой войны проблема защиты головы солдата встала перед всеми её участниками на новом уровне. Пулемётный и артиллерийский огонь во время массированных атак пехоты и кавалерии по-прежнему выкашивал людей сотнями и тысячами, и это стало обыденностью, с которой свыклись. Потери же, которые несли войска во время позиционной войны, находясь в траншеях, от шрапнели и осколков, камней, щепы и комьев земли, постоянно сыпавшихся сверху, вынуждали командиров на местах проявлять инициативу и обязывать солдат носить на голове импровизированную защиту, дававшую хоть какой-то эффект.

В немецкой армии кожаный «пикельхельм» (Pickelhelm), он же «пикельхаубе» (Pickelhaube), отчасти решал проблему, но этот шлем, разработанный ещё в середине XIX века, не отвечал реалиям войны нового типа. Кожа была слишком мягким материалом для защиты от осколков и камней, а высокая пика и другие блестящие металлические элементы сильно демаскировали солдата – с этим боролись, применяя матерчатые чехлы.

Практичность «пикельхаубе» в эксплуатации также вызывала нарекания. Шлем неудобно фиксировался на голове, а использование его пики в рукопашном бою было, видимо, исключением, и в отличие от применения для этих целей штыков, ножей и сапёрных лопаток, документально не зафиксировано.

Читать еще:  Как сделать лук и стрелы для стрельбы своими руками в домашних условиях?

Перед войной и уже после её начала предпринимались попытки удешевить производство «пикельхаубе», найдя замену латуни и коже. Детали шлема стали изготавливать из жести и стали, а сам его купол формовать из шерстяного сукна, а впоследствии из тонкой жести, что также не способствовало улучшению защитных свойств.

Стала очевидной необходимость принятия на снабжение другого, более практичного шлема, и первой организованной инициативой по замене «пикельхаубе» на что-то, более отвечающее требованиям окопной войны, стал выпуск импровизированной стальной каски силами артиллерийских оружейных мастерских группы армий генерала Ганса фон Геде (Hans von Gaede) во французском городке Мюлуз.

Впрочем, это не было каской в привычном для нас сегодня смысле слова – головной убор, представляющий собой четверть сферы, изготовленный из металла толщиной 5–7 мм и закрывающий переднюю верхнюю часть головы, с вырезом для глаз и пластиной, прикрывающей нос.

Вся эта конструкция пришивалась к кожаной подкладке с амортизирующим подбоем из ткани и удерживалась на голове ремнём с пряжкой, застёгивавшейся на затылке. Вес образца был около двух килограммов. Широкого распространения «каска фон Геде» не получила – всего было изготовлено около 1500 экземпляров.

Стальной шлем образца 1916 года

Новый единый образец стального шлема был принят на вооружение в 1916 году под обозначением М16 или М1916. Он поставлялся странам-союзникам Германии в Перовой мировой войне, – в первую очередь Австро-Венгрии, – а затем попал и в другие страны, например, Турцию и Финляндию, вместе со шлемами других образцов.

Шлем образца 1916 года был разработан в 1915 году после исследования типичных ранений головы и причин, вызвавших их. Руководили работами профессор Фридрих Шверд (Friedrich Schwerd), отвечавший за техническую часть, и военный врач профессор Август Бир (August Bier). Работа велась в ганноверской Политехнической школе, имевшей права университета, сегодня известной как Ганноверский университет Вильгельма Лейбница.

Шверд и Бир разработали дизайн каски, впоследствии ставшей узнаваемой во всём мире. Сейчас в сознании людей она чётко ассоциируется с Германией и войнами, которые она вела в XX веке. М16 изготавливалась из закалённого кремний-марганцево-никелевого углеродистого сплава горячей штамповкой в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и 70).

  • ПМВ
  • ВМВ
  • униформа и снаряжение
  • армия

Шлем получился более тяжёлым, чем французская каска Адриана (Casque Adrian) из мягко-углеродистой стали или знаменитый «тазик для бритья» – английская каска Броди Mk.I (Brodie Helmet) из марганцевистой закалённой стали Гадфильда. Одновременно он обеспечивал лучшую, чему у союзных образцов, защиту головы, лица и шеи. M16, как и все каски того времени, не обеспечивал защиту от попадания пули, а предназначался для защиты от осколков, земли и камней, которые падали сверху, что давало до 80% всех ранений головы в позиционной войне. До окончания Первой мировой войны их было выпущено более семи миллионов штук.

Визуальной особенностью M16 были знаменитые «рожки» по бокам каски, внутри которых были просверлены отверстия для вентиляции. Основным же их назначением было крепление специальной налобной пластины (Stirnpanzer), обеспечивающей дополнительное бронирование. Пластина цеплялась поверх каски за «рожки» сделанными в ней прорезями и фиксировалась на затылке кожаным ремешком.

Пластина выполнялась из толстой (до 5 мм) бронированной стали и весила 2,0–3,5 кг, что делало невозможным её постоянное ношение. Использовали дополнительную броню часовые на посту и номера пулемётных расчётов. Солдаты не любили дополнительные пластины – считалось, что они обеспечивали защиту при попадании пули, но при этом якобы ломались шейные позвонки.

Все пластины изготавливались одного размера, поэтому, чтобы обеспечить их применение со всеми размерами касок, на них пришлось делать «рожки» разной формы. Точное количество выпущенных налобных пластин неизвестно – считается, что их было несколько десятков тысяч. После Первой мировой войны налобные пластины не использовались, хотя «рожки» на касках остались.

Каска М16 фиксировалась на голове посредством кожаного подбородочного ремешка, размер которого регулировался двумя скользящими пряжками. Подбородочный ремень пристёгивался внутри каски к специальным выступам, размещённым на уровне чуть выше ушей.

Подшлемник представлял собой кожаную конструкцию с тканевыми подушечками-амортизаторами, набитыми конским волосом. Он состоял из полосы толстой кожи, к которой были пришиты три кожаных лепестка с амортизирующими подушечками, стягивающимися вверху шнурком. Для крепления подшлемника использовались три больших кнопки-кламмера – одна в затылке и две на висках шлема.

Каски образца 1916 года использовались в послевоенном рейхсвере, а затем и в вермахте – отдельные образцы провоевали до 1945 года.

Австрийский вариант шлема образца 1916 года

Убедившись в эффективности немецкой новинки, австро-венгерское командование сначала приняло решение о закупке в Германии полумиллиона шлемов M16, а в ноябре 1917 была приобретена и лицензия на производство.

У австрийского варианта М16 было несколько отличий. Во-первых, у него был несколько сокращённый размерный ряд (62, 64, 66, 68). К австрийской каске внутри приклёпывались D-образные кольца для крепежа подбородочного ремешка, а не выступы под специальную пряжку. Заклёпка, которая держала эту деталь, располагалась значительно выше, чем подобная деталь на немецком варианте. Подбородочный ремешок у «австрийца» изготавливался из текстиля с металлическими люверсами под язычок единственной пряжки. Подшлемник и его способ крепления к каске были аналогичны немецким, но использовался металлический обод, к которому пришивались лепестки подшлемника с амортизирующими подушечками.

После аншлюса Австрии в 1938 году эта разновидность касок использовалась и в вермахте.

Стальные шлемы образца 1917 и 1918 годов

Шлем образца 1917 года (М1917, М17) отличался от M16 лишь креплением подшлемника. Это изменение, введённое весной 1917 года, заключалось в использовании металлического обода крепления всей конструкции вместо кожаного. Сфера, размеры и прочие элементы конструкции каски остались без изменений.

В следующем образце отказались от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске, а, соответственно, отпала и необходимость в детали, приклёпывавшейся к сфере шлема. Изменений в конструкцию каски больше не вносилось. Изменилось устройство подшлемника, стали использоваться D-образные кольца для крепления подбородочного ремешка по австрийскому образцу, которые приклёпывались к ободу-основе.

Изменился подбородочный ремешок: в нём стали использовать рамочную пряжку с «язычком» вместо скользящих пряжек, а в ремешке появились отверстия для него. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более долговечной в эксплуатации, одновременно обеспечивая лучшую фиксацию каски на голове. Эта каска получила обозначение «Стальной шлем образца 1918 года» (М1918, М18).

Прочие разновидности

Существовала и использовалась в войсках разновидность шлема М18, не имевшая официального обозначения и вошедшая в историю под несколькими названиями: «кавалерийская», «шлем телефониста», «каска артиллериста», «радиотехник».

В этом шлеме напротив ушей в боковых полях каски был сделан вырез для обеспечения лучшей слышимости. Шлем был разработан и испытан в августе 1918 года. Причиной разработки были жалобы на плохую слышимость в обычном шлеме, поступавшие с фронта. До окончания Первой мировой войны было произведено очень небольшое количество этих шлемов в одном-единственном 64-м размере, хотя план их выпуска был значительным.

Как и остальные образцы, эти шлемы использовались вермахтом до окончания Второй мировой войны.

В Австро-Венгрии на фабрике Berndorfer Metal-Warenfabrik производили модификацию шлема, часто так и называемую «Берндорфер», которая в документах определялась как Модель 16. Этот шлем имел ряд отличий от немецкого прототипа, заключавшихся в местах крепления обода подтулейного устройства и отсутствии вентиляционных втулок. Позже, была произведена ещё одна модификация, обозначенная в документах как M17, для крепления собственного варианта дополнительной налобной бронепластины. Эти модели сегодня часто называют «венгерскими», но использовалась они во всех войсках Австро-Венгрии, а не только гонведами.

Оставил свой след «штальхельм» и в СССР. В конце 20-х годов руководству РККА стало очевидно, что красноармейцам нужен собственный стальной шлем. Французских касок Адриана, поставленных во время Первой мировой войны, и шлемов, созданных в 1916–1917 гг. из лопаточной стали, было явно недостаточно, а форма их была признана неудачной. По этим причинам велись работы по созданию собственного образца, активно изучался зарубежный опыт. Закупались и изучались иностранные шлемы в попытках подобрать лучший вариант как по геометрии, так и по составу стали.

28 июня 1931 года по итогам посещения СССР руководством фирмы «Штальверке Рёхлинг-Будерус» (Stahlwerk Röchling-Buderus), специализировавшейся в годы Первой мировой на производстве шлемов и стали для них, последовало коммерческое предложение о постройке в СССР фабрики полного цикла производства стальных шлемов. Были обещаны специалисты и обучение рабочих фабрики.

При более глубоком изучении вопроса выяснилось два факта – технические условия РККА, предъявляемые к каскам, на 70–80% выше немецких, а опытные образцы советских касок по качеству гораздо хуже шлемов «Штальверке Рёхлинг-Будерус». У немцев запросили чертежи и точный химический состав стали. В итоге сотрудничество не задалось. Хотя немецкие каски в СССР были испытаны и был создан опытный шлем близкой формы, но предпочтение было отдано другому, собственному, образцу.

  1. B.C. Bell. Wehrmacht Combat Helmets, 1933–1945 – Osprey Publishing, 2002
  2. Branislav Radovic. Helmets of the First World War – Germany, Britain & their Allies – Schiffer Military History Book, 2000
  3. Ludwig Baer. The History Of The German Steel Helmet 1916–1945 – R.J. Bender Pub., 1985
  4. Ludwig Baer. Der Deutsche Stahlhelm – Journal-Verlag Schwend., 1975
  5. Floyd R. Tubbs. Stahlhelm. Evolution of the German steel helmet – Kent State Univ Pr., 1971
  6. Материалы РГВА и ВИМАИВиВС

СЗФ 1941-43 · Стальные шлемы и нагрудники · Стрелковое вооружение · Артиллерия · Танки

Лётные шлемы

Современный шлем лётчика – это не просто устройство, защищающее голову пилота. Большинство из них представляют собой сложные устройства, которые буквально нашпигованы электроникой. Развитие лётных шлемов происходило очень стремительно. Первые кожаные шапки с встроенными тяжёлыми авиаторскими очками быстро уступили место современным устройствам.

Наиболее интересным из современных лётных шлемов является так называемый «глазастый шлем», специально разработанный для пилотов американского истребителя F-35. Стоимость этой модели составляет около 600 000 долларов.

Военные каски, которые были незаслуженно забыты, вновь вернулись на мировую военную арену после начала Первой Мировой войны. В настоящее время новейшие военные каски представляют собой не просто защиту головы бойца – это настоящий компьютер, оснащённый современной электроникой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector