0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карабахский конфликт вкратце: суть войны и новости с фронта

Карабахский конфликт вкратце: суть войны и новости с фронта

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Суть и история конфликта в Нагорном Карабахе

Нагорный Карабах более 25 лет остается одной из самых потенциально взрывоопасных точек на Южном Кавказе. Сегодня здесь снова идет война — Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в эскалации. Читайте в справке Sputnik историю конфликта.

ТБИЛИСИ, 3 апр – Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов «гара» (черный) и «баг» (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР».

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 года.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Как отреагировало международное сообщество

  • МИД России 27 сентября призвал стороны немедленно прекратить огонь и приступить к переговорам для стабилизации ситуации. В телефонном разговоре с премьером Армении Владимир Путин заявил, что необходимо прекратить военные действия и избежать дальнейшей эскалации конфликта.
  • Турция поддержала в конфликте Азербайджан. Ее президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что мир вернется в регион только тогда, когда «Армения оставит оккупированные азербайджанские территории».
  • США, страны Европы и НАТО осудили эскалацию конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.
  • Лидеры России, США и Франции, стран — сопредседателей «минской группы» ОБСЕ, курирующей мирное урегулирование карабахского конфликта, 1 октября выпустили совместное заявление. Они призвали стороны к немедленному прекращению огня и возвращению к переговорам без предварительных условий.
  • 14 октября глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Москва считает правильным направить в регион военных наблюдателей из России, но последнее слово должно остаться за Баку и Ереваном.
Читать еще:  Самозарядный карабин Hi-Point 995

Когда обострился конфликт

Конфликт между двумя странами обострился в июле 2020 года, когда военные начали обстреливать позиции друг друга на границе. Армения и Азербайджан выдвинули взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. На протяжении последних двух недель конфликт интенсифицировался: стороны обменивались ударами с применением тяжелого вооружения с потерями в армиях обеих стран.

Противостояние из-за Нагорного Карабаха длится между Ереваном и Баку почти 30 лет. Этот регион, чье население составляют преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991-м. С 1992 по 1994 год тот пытался вернуть его под свой контроль, однако в итоге страны договорились о прекращении огня.

К этому моменту армянские формирования контролировали в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую АО и отделяли регион от территории самой Армении: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский — полностью, Агдамский и Физулинский — частично. Под контролем Баку осталось около 15% территории на северо-западе Нагорного Карабаха.

Азербайджан не признает самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую республику, а на линии разграничения происходят конфликты.

Ключевые моменты противостояния Азербайджана и Армении

27 сентября в зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с июля 2020 года. Минобороны Азербайджана заявило, что вооруженные силы Армении обстреляли позиции азербайджанской армии «вдоль всей линии фронта». В ответ премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что атаку начали азербайджанские военные.

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

Хроника Карабахского конфликта

В конце апреля — начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств—членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств—членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

В ноябре 2014 года отношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

Армения-Азербайджан: почему большой войны пока не будет

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

На южный фронт подошло перемирие

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Последнее обострение конфликта было летом 2020 года. Обстрелы на армяно-азербайджанской границе продолжались с 12 по 16 июля. С обеих сторон были погибшие. В эскалации конфликта Баку и Ереван обвинили друг друга.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

«У нас нет проблем с финансовой поддержкой оружейных контрактов с Россией»

В период 2010–2014 годов Баку заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжил поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

Marianne: Нагорный Карабах — «первый случай массового применения дронов на войне»

Поэтому, если не будет совершено чудо и армяне не организуют в районе Шуши ПВО — шансов на длительное сопротивление на трассе Шуша-Лачин нет. Выбить азербайджанцев из гор у армян нет сил — любой крупный контрудар «Байрактары» пресекут, да и потери в пехоте и артиллерийских расчетах невосполнимые. В ближайшее время азербайджанцы предпримут новый прорыв. Азербайджан устроит выход на прямую наводку в любом месте магистрали — и тогда Карабах армянской армии придется оставлять. Теоретически средства ПВО у Армении еще есть — хотя радары дальнего обнаружения азербайджанцы выявляют и уничтожают достаточно быстро, но возможно применение современных ЗРК «Бук» и «Тор» в комплексе с станциями РЭР «Автобаза» и станцией РЭБ «Инфауна». Это теоретически позволяет действовать из засад, однако пока нет признаков, что всю эту немногочисленную и дорогостоящую технику армяне решатся ввести в Карабах и оголить тем самым оборону самой Армении.

Читать еще:  Ручная Кумулятивная Граната РКГ 3

Впрочем, гарантии безопасности со стороны РФ теперь позволят армянскому командованию бросить в бой все наличные силы, не опасаясь за границу с Турцией, а получив поддержку на границе с Карабахом со стороны российских пограничников, они могут высвободить резервы. Сражение за Карабах еще не закончено.

Что дальше?

Обстановка в Карабахе для Армении выглядит все также безнадежно. Война проиграна, однако с поразительным упорством армянская армия продолжает сопротивление. Пользуясь этим, руководство Армении прилагает усилия, чтобы остановить войну дипломатическими методами, и заручилось поддержкой не только России, но и Франции и даже более явное сочувствие со стороны США. Канада прекратила поставлять Турции ключевые узлы вооружения «Байрактаров». Международное давление на Азербайджан возрастает, однако смогут ли дипломаты остановить войну?

Эрдоган одним присутствием и угрозой столкновения поставил Путина в узкие рамки, и Россия ведет себя подчеркнуто мирно и корректно, исключив полностью вмешательство в карабахскую войну. Путин не смеет поставлять даже системы ПВО в Армению — своему союзнику по ОДКБ. И на контрасте — решительная поддержка Азербайджана со стороны Турции — страны НАТО, и наличие на авиабазе под Баку 6 турецких истребителей F-16 исключает вмешательство России в войну на территории Карабаха. Турция дает понять, что любая враждебность против Азербайджана приведет к, во-первых, к наращиванию ВС Турции в Азербайджане, а во-вторых, последует разгром российского союзника Асада в Сирии, а затем вероятный разгром либо изгнание российской группировки.

Турция ради завершения операции в Карабахе вступила в открытый дипломатический конфликт с Францией и сохраняет напряженные отношения с США. Все это показывает, что Эрдоган и Алиев на уступки идти не собираются пока военная операция в Карабахе не будет полностью завершена.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Территориальный конфликт между Арменией и Азербайджаном ведет к войне «под Россию». Как считают эксперты, обстановку значительно осложняет вмешательство в процесс третьих государств, в том числе Турции и США. Об этом шла речь сегодня на пресс-конференции в Москве, передает корреспондент РИА «Новый День».

Как отметил политолог, кандидат политических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян, нагорнокарабахский конфликт уже вышел за пределы Армении и Азербайджана. «Как и во многие другие конфликты, в него вовлечено множество стран – Турция, Россия, Иран, Израиль, Штаты. Это, конечно, еще больше усложняет и без того практически неразрешимую проблему. Турецкая сторона отыгрывает свою линию, она демонстрирует поддержку Азербайджана. В военном плане, если бы не было России, Азербайджан и Турция на пару решили бы не только нагорнокарабахский, но и армянский вопрос. Но Россия есть. И есть ее гарантии, как формальные Еревану, так и неформальные Нагорному Карабаху», – сказал он.

В то же время Мирзаян полагает, что нынешняя ситуация ставит азербайджанское руководство в сложное положение. «Дипломатическим путем решить нельзя, решить военным невозможно – приведет к поражению. Отказаться тоже нельзя», – полагает он.

С его точки зрения, июльские события показывают, что Баку сейчас пытается подать сигнал России «как главному гаранту», и подтолкнуть переговорный процесс. «В этой ситуации Азербайджан демонстрирует России, что отсутствие переговорного процесса чревато военными всплесками, абсолютно ненужными. Вопрос в том, воспримет ли Россия правильно сигнал, как другие игроки встраиваются, и как это скажется», – сказал Мирзаян.

По его мнению, заморозка переговорного процесса выгодна Армении и отчасти России. «Нет войны – нам хорошо, отстаньте от нас, но невыгодно Азербайджану, который пытается болото расшевелить, том числе через обстрелы», – отметил он.

Как считает председатель экспертного совета фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук, главная причина обострения нагорнокарабахского конфликта не только в формализме переговорного процесса, но и в риторике армянской стороны – особенно премьер-министра Николы Пашиняна.

«Азербайджан ожидал, что будет скорость переговоров, что они будут отличаться от того, что было до апрельской войны 2016. Причина также в серии карабахских тезисов Николы Пашиняна. Он появился во главе Армении и сразу начал с Карабаха», – обратил внимание эксперт.

Как считает политолог, за спиной Пашиняна могут стоять западные советники, что, по его мнению, крайне опасно и для Армении, и для Азербайджана, и для России.

«С учетом глобальной нездоровой обстановки в регионе ситуация по любому катится к войне, если мы не найдём экстраординарные предложения, чтобы это прекратить. Новую войну хотят заложить под Россию. Ситуация непростая… Я бы хотел, чтобы за спиной Николы не стояли посторонние внерегиональные советчики. По отдельным шагам у меня сомнения появляются. Если это произойдет, тогда Карабах могут выбить и из-под Армении, и из-под Азербайджана. Мы на днях видели заявление представителей американской стороны по поводу Карабаха, что контакты с ним будут усилены», – подчеркнул Трофимчук.

Москва, Мария Вяткина

Marianne: Нагорный Карабах — «первый случай массового применения дронов на войне»

Поэтому, если не будет совершено чудо и армяне не организуют в районе Шуши ПВО — шансов на длительное сопротивление на трассе Шуша-Лачин нет. Выбить азербайджанцев из гор у армян нет сил — любой крупный контрудар «Байрактары» пресекут, да и потери в пехоте и артиллерийских расчетах невосполнимые. В ближайшее время азербайджанцы предпримут новый прорыв. Азербайджан устроит выход на прямую наводку в любом месте магистрали — и тогда Карабах армянской армии придется оставлять. Теоретически средства ПВО у Армении еще есть — хотя радары дальнего обнаружения азербайджанцы выявляют и уничтожают достаточно быстро, но возможно применение современных ЗРК «Бук» и «Тор» в комплексе с станциями РЭР «Автобаза» и станцией РЭБ «Инфауна». Это теоретически позволяет действовать из засад, однако пока нет признаков, что всю эту немногочисленную и дорогостоящую технику армяне решатся ввести в Карабах и оголить тем самым оборону самой Армении.

Впрочем, гарантии безопасности со стороны РФ теперь позволят армянскому командованию бросить в бой все наличные силы, не опасаясь за границу с Турцией, а получив поддержку на границе с Карабахом со стороны российских пограничников, они могут высвободить резервы. Сражение за Карабах еще не закончено.

Что дальше?

Обстановка в Карабахе для Армении выглядит все также безнадежно. Война проиграна, однако с поразительным упорством армянская армия продолжает сопротивление. Пользуясь этим, руководство Армении прилагает усилия, чтобы остановить войну дипломатическими методами, и заручилось поддержкой не только России, но и Франции и даже более явное сочувствие со стороны США. Канада прекратила поставлять Турции ключевые узлы вооружения «Байрактаров». Международное давление на Азербайджан возрастает, однако смогут ли дипломаты остановить войну?

Эрдоган одним присутствием и угрозой столкновения поставил Путина в узкие рамки, и Россия ведет себя подчеркнуто мирно и корректно, исключив полностью вмешательство в карабахскую войну. Путин не смеет поставлять даже системы ПВО в Армению — своему союзнику по ОДКБ. И на контрасте — решительная поддержка Азербайджана со стороны Турции — страны НАТО, и наличие на авиабазе под Баку 6 турецких истребителей F-16 исключает вмешательство России в войну на территории Карабаха. Турция дает понять, что любая враждебность против Азербайджана приведет к, во-первых, к наращиванию ВС Турции в Азербайджане, а во-вторых, последует разгром российского союзника Асада в Сирии, а затем вероятный разгром либо изгнание российской группировки.

Турция ради завершения операции в Карабахе вступила в открытый дипломатический конфликт с Францией и сохраняет напряженные отношения с США. Все это показывает, что Эрдоган и Алиев на уступки идти не собираются пока военная операция в Карабахе не будет полностью завершена.

Читать еще:  Импортозамещаемся или готовим «Вепря» под спорт

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Суть и история конфликта в Нагорном Карабахе

Нагорный Карабах более 25 лет остается одной из самых потенциально взрывоопасных точек на Южном Кавказе. Сегодня здесь снова идет война — Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в эскалации. Читайте в справке Sputnik историю конфликта.

ТБИЛИСИ, 3 апр – Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов «гара» (черный) и «баг» (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР».

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 года.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Что будет дальше

Нынешняя эскалация — самая серьезная с войны 1992–1994 годов, констатировал в разговоре с РБК глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI) Леонид Нерсисян. «Фактически речь идет о полномасштабной войне: конфликт проистекает не в режиме локальных столкновений, а проходит по всей линии соприкосновения», — отметил он. По словам Нерсисяна, существует два сценария развития событий. Первый, наиболее вероятный, предполагает свертывание боевых действий, в том числе из-за давления третьих игроков, не желающих эскалации, считает он. Впрочем, нельзя исключать и другой сценарий, при котором конфликт может выйти из-под контроля. «Сохраняется риск эскалации и вовлечения в конфликт территории Армении, а также не исключено, что и третьих игроков, в частности Турции», — отметил эксперт. «Мы видим, что Анкара еще с июльской эскалации очень активно внедрилась в нагорно-карабахский конфликт и от уровня губернаторов до уровня чиновников звучат призывы оказать помощь Азербайджану и отомстить Армении», — пояснил Нерсисян.

Несмотря на столкновения, стороны едва ли обладают ресурсами для полномасштабной и долгосрочной войны, сказал РБК старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «Хотя экономика Азербайджана довольно стабильна, перспектива военных действий по всей протяженности границы до победного конца — очень затратное предприятие с точки зрения и людских ресурсов, и финансовых затрат», — полагает он. Таким образом, считает эксперт, нынешние действия Баку, скорее всего, преследуют тактические цели, а именно возвращение части территорий Азербайджана. «Министерство обороны страны сообщает, что удалось вернуть до десяти сел в азербайджанских районах, которые были под контролем Армении», — обратил внимание он.

Тем не менее риски продолжения конфликта остаются актуальными, убежден Притчин. Во-первых, масштаб военной мобилизации сторон приобрел довольно внушительный характер. Во-вторых, опасность эскалации повышает недопустимость каждой из сторон выглядеть проигравшей в конфликте, добавил он. «В частности, успехи, о которых рапортует Азербайджан, не могут остаться без ответа со стороны Армении и ее попыток вернуть эти территории и нанести противнику ощутимый ущерб», — отметил Притчин. Правительству Армении важно «отыграться» за операцию Азербайджана, учитывая сложное положение нынешнего руководства страны на внутриполитической арене.

«Что касается третьих сторон, очевидно, что Турция готова оказывать поддержку Азербайджану и наращивать свое влияние в Кавказском регионе. Россия же оказывается в сложной ситуации, так как является ключевым игроком как в контексте трехстороннего формата урегулирования нагорно-карабахского конфликта (Россия — Армения — Азербайджан), так и в формате ОБСЕ, где стороны пытаются выработать компромиссы при поддержке Франции и США», — отметил Притчин. Кроме того, у Москвы сейчас нет прямых рычагов воздействия на стороны, уточнил он.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector