0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Junkers – двухмоторный, многоцелевой

Junkers Ju.88 – двухмоторный, многоцелевой

Авиаконструктор Хуго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Это сыграло значительную роль в том, что когда фирму охватил кризис, его постарались из неё убрать, а предприятие – национализировать. Название менять не стали, и по сей день имя конструктора ассоциируется с боевыми самолётами, составившими костяк бомбардировочной авиации третьего рейха.

И если первым по известности можно считать знаменитый «лапотник» — пикировщик Ju.87, то следом за ним будет средний скоростной бомбардировщик Ju.88. И не только бомбардировщик – «восемьдесят восьмому» не пришлось быть разве что транспортом.

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Модификации
  4. Применение
  5. Технические данные и сравнение
  6. Видео

История создания Junkers Ju 88

Уже в середине 30-х годов новое руководство Германии начало демонстративно нарушать условия Версальского договора, который значительно ограничивал возможности создания в стране новых видов вооружения. Одним из приоритетных направлений стало создание современной военной авиации – Люфтваффе.

История Ju 88 началась в 1935 году, после того, как Технический департамент немецкого министерства авиации подготовил техническое задание для создания нового скоростного бомбардировщика, способного развивать скорость около 500 км/ч.

Для сравнения: существующая на тот момент модификация немецкого истребителя Ме-109 могла развивать скорость 468 км/ч, а лучший советский истребитель И-16 — 454 км/ч. Так что, имея подобные скоростные характеристики, новый бомбардировщик мог чувствовать себя практически в полной безопасности.

Кроме скорости, в техническом задании для нового самолета было указано: нормальная бомбовая нагрузка 500 кг, один пулемет MG-15 в качестве оборонительного вооружения, время набора высоты 7 км в течение 25 минут.

Задание было отправлено крупнейшим немецким авиастроительным компаниям: Henschel, Focke-Wulf, Messerschmitt и Junkers. Focke-Wulf отказался от участия в проекте, Messerschmitt взял за основу истребитель Bf 110, остальные участники начали разработку совершенно новых машин.

Компания «Юнкерс» привлекла к работе над новым самолетом талантливых конструкторов Гасснера и Эверса, недавно вернувшихся из США и имевших большой опыт создания подобных машин. Первоначально работы велись над созданием двух разных прототипов: с разнесенным (Ju-85) и однокилевым оперением (Ju-88). Их характеристики были весьма схожими, но в итоге руководство германских ВВС остановилось на Ju-88.

После этого компания начала сборку первых трех опытных бомбардировщиков Ju-88. Первая машина поднялась в воздух 21 декабря 1936 года. Третий прототип самолета, оснащенный двигателями Jumo-211A, сумел достичь скорости 518 км/ч, что превышало скорость большинства истребителей того времени. Шеф немецкой авиации Герман Геринг был в восторге.

Этот успех привел к заключению нового контракта на постройку новой партии опытных самолетов, остальные компании, участвующие в конкурсе, выбыли из борьбы.

В 1938 году в Министерстве авиации пришли к мнению, что новый бомбардировщик необходимо приспособить к бомбометанию с пикирования. Также решено было усилить вооружение самолета, изменить остекление его кабины, а экипаж увеличить до четырех человек.

В этом же году Ju-88 был запущен в серию.

Боевое применение

К январю 1941 года была сформирована группа из четырёх эскадрилий Ju.86P. Действуя из Северной Германии, они совершали боевые и разведывательные полеты над Британскими островами. В ходе подготовки к операции «Барбаросса» немецкая воздушная разведка смогла выявить систему обороны противостоящих советских войск, расположение их командных пунктов и практически всех советских аэродромов. Значительная доля этих сведений была получена с помощью разведчиков Ju.86P, совершавших полёты с аэродромов вблизи Будапешта и Кракова. С началом вторжения в Советский Союз на Восточный фронт были переброшены три эскадрильи группы, четвёртая осталась на Западе и продолжала вести разведку с предельных высот.

В 1941 года высотные Ju.86 совершали безнаказанные полёты над Москвой, проводя воздушную разведку. Имеющиеся на вооружении СССР самолёты оказались неподготовленными для ведения огня на больших высотах при низких температурах. Требовалось срочно вооружить ПВО высотными истребителями и кислородным оборудованием.
В 1943 г. по заданию Государственного Комитета Обороны ОКБ Лавочкина приступило к работе по созданию высотного истребителя путём установки на самолет Ла-5 турбокомпрессоров ТК-3 конструкции ЦИАМ. Для получения потолка высоты порядка 14 км кроме установки ТК были увеличены площадь крыла и оперения, установлен новый винт, снято бронирование и одна пушка. Однако во время заводских испытаний самолет потерпел аварию.
В 1944 г. работы по созданию высотного истребителя были продолжены на базе серийного Ла-7. В июле 1944 года начались заводские испытания. Ввиду длительной доводки ВМГ с ТК, испытания одной из опытных машин, получившей заводской индекс «116», продолжалась до начала 1946 г., после чего были прекращены как потерявшие актуальность.
Не оправдались также надежды, возлагавшиеся на Як-9ПД с нагнетателями Доллежаля, и на МиГ-11 с турбокомпрессорами. Советская авиация так и не смогла ничего противопоставить немецкому Ju-86.

Хотя во время налётов на Британию Ju.86Р часто сбрасывали на различные цели только по одной бомбе, однако были как бельмо на глазу для истребительной авиации Британии. Потребовались большие усилия, чтобы остановить «Юнкерсы». Для перехвата был подготовлен наспех модифицированный «Спитфайр» Mk VI с герметизированной кабиной и крылом увеличенного размаха, но ни одна попытка не увенчалась успехом — лишь в одном случае ему удалось открыть огонь по Ju.86P, находившемуся над ним, и тут же он потерял скорость. «Юнкерс», пикируя, снижался с высоты 12 200 м до 150 м и исчезал из поля зрения «Спитфайра». Последние 12 бомбардировок Британии эти самолёты совершили 9 сентября 1942 года.
Несмотря на то, что перехватчики неоднократно обнаруживали Ju.86, им не удавалось их поразить до 24 августа 1942 года, когда специально облегчённый «Спитфайр» Mk V, вылетевший с базы в Абукире (Египет), перехватил Ju.86P и сбил его на высоте 12 800 м севернее Каира. На «Юнкерсы» сразу же установили внизу под фюзеляжем выдвигающуюся гондолу с пулемётом MG-17 для стрельбы назад (при его развертывании в боевое положение скорость полёта падала), но «Спитфайры» из Абукира вскоре сбили еще два Ju.86Р, и эскадра 2.(F)/AufklGr 123 к августу 1943 г. прекратила использовать эти самолёты.

Читать еще:  Радиация: основные характеристики и самые популярные заблуждения

Читать онлайн «»Юнкерс-87″. Stuka в бою», автора Клингер Александр

Annotation

Этот легендарный самолет стал одним из главных символов блицкрига — именно эскадры «Юнкерсов» Ju 87 расчищали путь немецким танковым клиньям. Этот пикирующий бомбардировщик наводил ужас на врагов Рейха.

Узнаваемый хищный силуэт с «чаечным» изломом крыла, неубирающиеся шасси с характерными обтекателями, за которые красноармейцы прозвали Ю-87 «лаптежником», сводящий с ума вой сирен, включавшихся перед пикированием, великолепная выучка экипажей, непревзойденная точность бомбометания — в начале войны этот самолет не знал себе равных.

Вообще, в судьбе «Штуки» (немецкое прозвище Ju 87 происходит от «Sturzkampfflugzeug» — «пикирующий бомбардировщик»), как в зеркале, отразилась судьба Люфтваффе и всего III Рейха — рождение в середине 1930-х гг.

, блестящий дебют в Испании, триумфы в Польше и Франции, неожиданный провал в «Битве за Англию», новый взлет в первый год войны на Восточном фронте и уже окончательный закат после 1943 года. Почему век прославленного самолета оказался столь недолог, как воевали, побеждали и умирали германские асы-пикировщики — читайте в этой книге, лучшем исследовании боевого применения легендарной «Штуки»

Применение

Ju.88 активно использовались с начала и до конца Второй Мировой, начиная со воржения в Польшу. Хотя производство бомбардировщиков ещё не было полностью освоено, 12 штук были отобраны специально, чтобы опробовать их в боевых действиях. А к моменту начала вторжения во Францию «восемьдесят восьмые» уже находились в составе всех боевых частей.

Во Франции же выяснилось, что «Юнкерс», несмотря на высокие характеристики (он оказался и хорошим пикировщиком) сложен в освоении.

Неопытные экипажи несли на нём тяжёлые потери и предпочитали летать на уже устаревающих He-111.

В воздушной «битве за Британию» «восемьдесят восьмые» понесли самые тяжёлые потери из всех бомбардировщиков люфтваффе. А к тому времени, как в производство пошёл Ju.88A-4 с более мощными моторами и усиленным вооружением, главные сражения уже закончились.

К началу операции «Барбаросса» Ju.88 уже были достаточно освоены экипажами, и почти вытеснили самолёты Do.17. Первые дни боёв советском фронте продемонстрировали высокую эффективность «Юнкерсов». Однако когда бомбардировщики перехватывались советскими истребителями – они несли потери. Нехватка фронтовых пикировщиков Ju.87 вынуждала использовать «восемьдесят восьмые» для непосредственной поддержки войск. В таких случая они, не обладая достаточным бронированием, нередко поражались огнём с поверхности.

Ju.88 продолжали производиться и активно использоваться до конца войны, даже несмотря на запуск в серию более совершенных Ju.188.

Устаревшие и выработавшие ресурс бомбардировщики во второй половине войны начали переделываться для использования в составе системы «Мистель». Самолёты переделывались в беспилотные снаряды, управляемые по радио с борта истребителя-носителя.

24 «Юнкерса» получили ВВС Финляндии. Они с некоторым успехом применялись против советских войск. После войны Финляндии было запрещено эксплуатировать бомбардировщики, и самолёты некоторое время использовались, как учебные. До 1951 года захваченными Ju.88 пользовалась Франция.

Конструкция транспортного самолета Ju-52

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолёта.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 шт) вдоль бортов. Военные модификации вооружались 2-3х 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2х 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

Боевое применение

К январю 1941 года была сформирована группа из четырёх эскадрилий Ju.86P. Действуя из Северной Германии, они совершали боевые и разведывательные полеты над Британскими островами. В ходе подготовки к операции «Барбаросса» немецкая воздушная разведка смогла выявить систему обороны противостоящих советских войск, расположение их командных пунктов и практически всех советских аэродромов. Значительная доля этих сведений была получена с помощью разведчиков Ju.86P, совершавших полёты с аэродромов вблизи Будапешта и Кракова. С началом вторжения в Советский Союз на Восточный фронт были переброшены три эскадрильи группы, четвёртая осталась на Западе и продолжала вести разведку с предельных высот.

Читать еще:  Помощник для тренировок. Приложение для смартфона MantisX

В 1941 года высотные Ju.86 совершали безнаказанные полёты над Москвой, проводя воздушную разведку. Имеющиеся на вооружении СССР самолёты оказались неподготовленными для ведения огня на больших высотах при низких температурах. Требовалось срочно вооружить ПВО высотными истребителями и кислородным оборудованием.
В 1943 г. по заданию Государственного Комитета Обороны ОКБ Лавочкина приступило к работе по созданию высотного истребителя путём установки на самолет Ла-5 турбокомпрессоров ТК-3 конструкции ЦИАМ. Для получения потолка высоты порядка 14 км кроме установки ТК были увеличены площадь крыла и оперения, установлен новый винт, снято бронирование и одна пушка. Однако во время заводских испытаний самолет потерпел аварию.
В 1944 г. работы по созданию высотного истребителя были продолжены на базе серийного Ла-7. В июле 1944 года начались заводские испытания. Ввиду длительной доводки ВМГ с ТК, испытания одной из опытных машин, получившей заводской индекс «116», продолжалась до начала 1946 г., после чего были прекращены как потерявшие актуальность.
Не оправдались также надежды, возлагавшиеся на Як-9ПД с нагнетателями Доллежаля, и на МиГ-11 с турбокомпрессорами. Советская авиация так и не смогла ничего противопоставить немецкому Ju-86.

Хотя во время налётов на Британию Ju.86Р часто сбрасывали на различные цели только по одной бомбе, однако были как бельмо на глазу для истребительной авиации Британии. Потребовались большие усилия, чтобы остановить «Юнкерсы». Для перехвата был подготовлен наспех модифицированный «Спитфайр» Mk VI с герметизированной кабиной и крылом увеличенного размаха, но ни одна попытка не увенчалась успехом — лишь в одном случае ему удалось открыть огонь по Ju.86P, находившемуся над ним, и тут же он потерял скорость. «Юнкерс», пикируя, снижался с высоты 12 200 м до 150 м и исчезал из поля зрения «Спитфайра». Последние 12 бомбардировок Британии эти самолёты совершили 9 сентября 1942 года.
Несмотря на то, что перехватчики неоднократно обнаруживали Ju.86, им не удавалось их поразить до 24 августа 1942 года, когда специально облегчённый «Спитфайр» Mk V, вылетевший с базы в Абукире (Египет), перехватил Ju.86P и сбил его на высоте 12 800 м севернее Каира. На «Юнкерсы» сразу же установили внизу под фюзеляжем выдвигающуюся гондолу с пулемётом MG-17 для стрельбы назад (при его развертывании в боевое положение скорость полёта падала), но «Спитфайры» из Абукира вскоре сбили еще два Ju.86Р, и эскадра 2.(F)/AufklGr 123 к августу 1943 г. прекратила использовать эти самолёты.

Серии и модификации самолета Junkers Ju 88

На протяжении всей войны немцы использовали Ju-88 в качестве бомбардировщика, ночного истребителя, разведчика и штурмовика. Каждому из этих способов применения самолета соответствовала своя серия, в состав которой входили многочисленные модификации. Наиболее массовой была бомбардировочная серия (А) Ju-88. Ее производство продолжалось с 1938 по 1944 год. За эти годы было создано полтора десятка модификаций бомбардировщиков, часть из которых позже переделывалась в штурмовые, разведывательные или истребительные варианты Ju-88. Вот список бомбардировочных модификаций самолета:

  • Ju-88A-0. Опытная серия самолетов, выпущенная в 1938 году, она состояла из 10 машин. В основном использовались для проведения испытаний и обучения летного состава.
  • Ju-88A-1. Первая серийная машина, оснащенная двигателями Jumo-211B, размах крыла 18,37 м.
  • Ju-88A-2. Серийный вариант, оснащенный моторами Jumo-211G.
  • Ju-88A-3. Учебный самолет.
  • Ju-88A-4. Модификация пикирующего бомбардировщика, которую можно назвать одной из самых массовых.
  • Ju-88A-4Trop. Самолет для действия в условиях тропиков, серийно не изготавливался.
  • Ju-88A-5. Бомбардировщик, который мог выполнять разведывательные функции. Оснащался моторами Jumo-211B или Jumo-211G.
  • Ju-88A-6. Самолет, на который устанавливалась система преодоления аэростатного заграждения.
  • Ju-88A-7. Бомбардировщик на базе модификации А с двигателями Jumo-211H.
  • Ju-88A-8. Самолет, оснащенный системой преодоления аэростатного заграждения.
  • Ju-88A-12. Учебная машина на базе А-4.
  • Ju-88A-13. Самолёт, разработанный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Он имел дополнительное бронирование, шестнадцать пулеметов для стрельбы вперед.
  • Ju-88A-14. Модификация на базе А-4, этот самолет имел улучшенное оборудование и 20-мм пушку в носовой части.
  • Ju-88A-15. Пикирующий бомбардировщик с тремя членами экипажа.
  • Ju-88A-16. Учебный самолет на базе А-14.
  • Ju-88A-17. Самолет-торпедоносец, мог брать на борт две торпеды LTF-5b.

Ju-88А прекрасно показали себя в первые месяцы войны, во время польской и французской кампании. Настоящим испытанием для этих машин стала битва за Англию, которую Люфтваффе проводила в середине 1940 года. Немцы проиграли это сражение. Последующий анализ боев показал слабые стороны Ju-88A.

Главное преимущество самолета – скорость – уже не являлась гарантией его неуязвимости: даже без бомб Ju-88A далеко не всегда мог уйти от британских истребителей. Мощь оборонительного вооружения оказалась явно недостаточной, чтобы гарантировано отбиться от противников. Еще более наглядно эти недостатки проявились в ходе последующих немецких кампаний, в Африке и России. Хотя, и пилоты, и руководство Люфтваффе неоднократно отмечали фантастическую надежность самолета.

Читать еще:  Тоз-106 20 калибра: ттх компактного ружья

Для увеличения живучести самолета немецкие конструкторы решили улучшить его скоростные характеристики. В конце 1942 года начались работы над созданием нового бомбардировщика с радиальными моторами и более совершенной аэродинамикой. Для увеличения его скорости самолет пытались максимально облегчить: была частично демонтирована броневая защита, уменьшена бомбовая нагрузка, экипаж сократили до трех человек. Однако выигрыш в скорости получился минимальным. Несмотря на это, работы над самолетами с радиальными двигателями были продолжены: всем изготовленным машинам присваивался индекс S. Всего в S-серии было изготовлено пять модификаций, последняя из которых могла развивать скорость до 610 км/ч.

Еще одной проблемой, которая встала перед вермахтом «в полный рост», стала необходимость уничтожения тяжелой бронетехники противника. С тяжелыми танками противника немцы впервые столкнулись уже в ходе французской кампании. Уничтожить их с воздуха можно было только прямым попаданием бомбы, что было практически нереально для точности бомбометания, существующей в то время. Еще больше ситуация усугубилась после начала Восточной кампании и «знакомства» гитлеровцев с Т-34 и КВ.

Рассматривалось два варианта: использование неуправляемых ракет или установка на самолет мощной скорострельной пушки. На Ju-88 была установлена система залпового огня, состоящая из шести реактивных снарядов в барабанной установке, однако ее эффективность оказалась недостаточной.

С артиллерийской системой все обстояло также непросто: проблема была в том, что у Германии просто не было автоматической авиационной пушки нужного калибра. Конструкторам пришлось использовать то, что стояло на вооружении сухопутных войск.

Летом 1942 года появилась модификация Ju-88, вооруженная 75-мм танковой пушки KwK-39. Во время испытаний выяснили, что во время захода орудие может сделать два выстрела, при попадании в танк (в качестве мишени использовалась «тридцатьчетверка») он гарантировано уничтожался, но точность стрельбы оставляла желать лучшего. За годы войны были выпущены четыре модификации штурмовиков на базе Ju-88:

  • Ju-88P-1. Модификация, оснащенная пушкой PaK-40 (75 мм).
  • Ju-88P-2. Штурмовик, с двумя 37-мм пушками. Небольшая партия самолетов была изготовлена в 1943 году.
  • Ju-88P-3. Штурмовик на базе Р-2.
  • Ju-88P-4. Самолет, оснащенный 50-мм пушкой BK-5. Его производство началось в конце войны (1944 год), всего было изготовлено 32 машины. Р-4 пытались применять в качестве ночных истребителей, но без локаторов их эффективность практически равнялась нулю.

Самолеты Ju-88 серии D в основном применялись в качестве воздушных разведчиков. Обычно на них устанавливался дополнительный топливный бак и несколько фотокамер. Серийно выпускалось пять модификаций.

Позже для проведения разведки была создана Т-серия Ju-88. Она состояла из трех модификаций, разработанных на базе Ju-88S-1.

Еще одним направлением модернизации самолетов Ju-88 стали работы над увеличением его высоты и дальности полета. Так в 1942 году появился сверхдальний разведчик Ju-88H с дальностью полета до 5210 км. Он стал родоначальником еще одной серии Ju-88 – Н. Всего было выпущено четыре модификации этой серии: две машины являлись сверхдальними разведчиками, а еще две – тяжелыми истребителями.

Весьма интересными является «истребительные» С и G серии самолета Ju-88 – эти машины сыграли заметную роль в отражении налетов союзной авиации на Германию. Работы над тяжелым истребителем на базе Ju-88 начались еще в первые месяцы войны, после того, как руководство Третьего Рейха осознало реальность этой угрозы.

Первые самолеты С-серии появились уже в середине 40-го года, машины G-серии начали серийно выпускаться в 1943 году. Несколько модификаций самолетов использовались в качестве ночных истребителей, на них были установлены локаторы (например, Ju-88G6 или Ju-88C6).

Рассказ об этом легендарном самолете будет неполным, если не упомянуть о проекте Mistel. Из-за отсутствия стратегической авиации, немцы решили использовать старые дистанционно управляемые Ju-88 для разрушения особо важных объектов противника. Бомбардировщик использовался в паре с самолетом управления, обычно это были истребители Bf.109F-4. В Ju-88 загружался заряд взрывчатого вещества, а на носу устанавливался специальный металлический рог для пробивания бетонной или броневой защиты цели.

Читать онлайн «»Юнкерс-87″. Stuka в бою», автора Клингер Александр

Annotation

Этот легендарный самолет стал одним из главных символов блицкрига — именно эскадры «Юнкерсов» Ju 87 расчищали путь немецким танковым клиньям. Этот пикирующий бомбардировщик наводил ужас на врагов Рейха.

Узнаваемый хищный силуэт с «чаечным» изломом крыла, неубирающиеся шасси с характерными обтекателями, за которые красноармейцы прозвали Ю-87 «лаптежником», сводящий с ума вой сирен, включавшихся перед пикированием, великолепная выучка экипажей, непревзойденная точность бомбометания — в начале войны этот самолет не знал себе равных.

Вообще, в судьбе «Штуки» (немецкое прозвище Ju 87 происходит от «Sturzkampfflugzeug» — «пикирующий бомбардировщик»), как в зеркале, отразилась судьба Люфтваффе и всего III Рейха — рождение в середине 1930-х гг.

, блестящий дебют в Испании, триумфы в Польше и Франции, неожиданный провал в «Битве за Англию», новый взлет в первый год войны на Восточном фронте и уже окончательный закат после 1943 года. Почему век прославленного самолета оказался столь недолог, как воевали, побеждали и умирали германские асы-пикировщики — читайте в этой книге, лучшем исследовании боевого применения легендарной «Штуки»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector