9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются харакири и сеппуку

Содержание

Такая форма сведения счетов с жизнью применялась либо в качестве наказания (существовал даже подобный вид приговоров), либо самостоятельно и добровольно. В последнем случае это происходило, когда была задета честь воина. Совершая такое ритуальное самоубийство, самураи демонстрировали свое бесстрашие перед лицом смерти, а также чистоту и нетронутость своих помыслов.

Если самоубийство совершалось по приговору, то не всегда злоумышленник был согласен с таким наказанием. Поэтому вместо ритуального кинжала применяли веер. Обвиняемый едва касался им живота, а помощник в этот момент обезглавливал его.

Необходимо знать, что японские самураи не случайно выбрали именно этот способ. Дело в том, что проникающие ранения брюшной полости считаются самыми болезненными. Женщины, которые относили себя к самурайским родам, вместо сеппуку могли перерезать себе горло или ударить себя ножом в сердце.

В чем отличие?

По сути, и то, и другое является ритуальным самоубийством, но все же есть отличия между сеппуку и харакири. Разница в том, кто его совершает.

Первое обязательно проводится по строго определенным правилам. Его совершали японские самураи, которые допустили гибель своего хозяина (его называли дайме), либо по приговору.

Харакири — слово, которые японцы активно используют в разговорной речи. Примечательно, что в японском языке оба термина пишутся одинаково, двумя одними и теми же иероглифами. Только в зависимости от значения они меняются местами.

Таким образом, сеппуку предполагает строгое следование всем правилам и традициям. Харакири же означает обычное самоубийство, вспарывание живота без какого-либо ритуала.

Как правило, харакири совершали обычные, рядовые простолюдины, сеппуку -только самураи. При этом, по своей сути, одно и то же — сеппуку и харакири. Разница не такая уж и большая. Особенно для европейского человека.

Как проходило самоубийство?

Теперь подробнее разберемся в том, что собой представляли сеппуку и харакири. Описание ритуала приводится в многочисленных японских средневековых текстах.

Самое главное, самоубийца прорезает себе живот поперек слева направо. Причем сделать это нужно дважды. Сначала по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого. А потом вертикально — от диафрагмы до самого пупка.

Со временем этот способ стали применять не только для самоубийства, но и для привилегированной смертной казни. Для нее разработали свой, отдельный ритуал. Он заключался в том, что помощник приговоренного к смерти в определенный момент срубал ему голову.

При этом между обезглавливанием по сеппуку и обычным обезглавливанием, которое также существовало в Японии, имелась большая юридическая разница. Лишиться головы через сеппуку могли только привилегированные особы. Обычным же людям её просто рубили.

Идеология сеппуку

Интересно, что имели важное идеологического значение сеппуку и харакири. Определение этих способов самоубийства сводилось к тому, что первоый ритуал полностью соответствовал догматам буддизма, распространенного в Японии. Он подтверждал идею о бренности и сущности земного бытия и непостоянстве всего, что происходит в человеческой жизни.

Примечательно, что в буддийской философии центр жизнедеятельности концентрировался не в голове, как во многих других религиях, а как раз в животе. Считалось, что именно там находится усредненное положение, которое способствует гармоничному развитию человека, его уравновешенному состоянию.

Как следствие, вскрытие живота методом сеппуку самураи осуществляли, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов и устремлений. Доказать свою внутреннюю правоту, окончательно оправдать себя перед людьми и небом.

Кто совершил сеппуку?

Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии.

Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.

Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны.

Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.

Харакири и сеппуку

Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам. Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.

Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота.

Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи, хотя по сути это практически одно и то же.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка.

Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором.

Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным.

После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия, но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Разница между харакири и сеппуку

Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?

Определение

Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.

Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности.

Читать еще:  Автомат адс: двухсредный специальный, подводный, технические характеристики (ттх), тактические возможности

Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом.

Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным. В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам.

Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности.

Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.

Что такое харакири?

Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово «сеппуку» пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.

Так что можно смело посчитать «сеппуку» более японским обозначением процесса. Во всем остальном харакири и сеппуку мало отличаются друг от друга.

Харакири и сеппуку (разница): безумие или верность традициями?

Многие любители Японии и ее культуры часто задаются вопросом: «Есть ли между харакири и сеппуку разница?». Действительно, слово «харакири» наиболее известно в Еропе, а поэтому является привычным обычному человеку, еще 70% европейцев знают значение этого слова, еще 20% когда-нибудь слышали его, но не используют в речи, а остальные 10% не считают нужным вникать в культуру другой страны. Для интересующихся попробуем разобраться, есть ли какие-то отличия и в чем они заключаются.
На самом деле, никакой разницы в этих двух терминах нет, разве что в произношении и употреблении. И харакири, и сеппуку обозначают «ритуальное самоубийство», даже на письме они обозначаются одинаково, только у первого сначала идет символ живота, а только потом глагол «резать», в сеппуку же наоборот. Стоит сказать, что слово «харакири» японцы до сих пор считают чуть ли не ругательным, уничижительным и просторечным, а поэтому не используют его. В России помимо или вместо термина «харакири» употребляется слово «харакари», но любой японовед скажет, что это лишь изощрения русского языка.
Более того, в древности этим якобы «деревенским» словом «харакири» называли самоубийство, произошедшее не по правилам рыцарского кодекса, то есть без уважения к нему. Настоящее сеппуку тщательно готовилось и казалось чуть ли не страшным театральным представлением.

Ритуал.

Само действо проходило на публике и поражало своим хладнокровием и стремлением человека к «благородной» смерти. Именно по этой причине рыцарь готовился к харакири (будем называть так, ибо вспарывание живота и в Африке вспарывание живота) заранее: он омывался, надевал свое лучшее белое кимоно, вкушал любимую еду, а когда почувствовал, что насладился прикрасами земной жизни, садился перед зрителями на коврик и перед ним клали меч на ткани или тарелке. На него стоит обратить особое внимание, так как у самоубийцы был выбор, каким предметом себя убивать, это для нас нет никакой разницы, а японцы относились к этому очень серьезно, так как считалось, что с помощью этого ритуала они очистятся перед Небом и людьми. Традиционно харакири совершалось специальным кинжалом Кусунгобу, в редких случаях для этого дела использовался меч Вакидзаси.
Но на выборе средства самоубиения процесс не заканчивался, все проходило достаточно медленно, ведь у самурая оставалось еще время на предсмертное стихотворение, в нем он писал о смерти, философствовал, описывал то, что ему было дорого при жизни. Читать эти стихотворения можно лишь без мыслей о том, что человек с собой сделал после того, как дописал последнее слово.
Самурай мог выбрать себе помощника, коим являлся близкий друг или родственник, который бы сразу же отрубил ему голову, спасая человека от мучений. Причем друзья преследовали еще одну цель помимо спасения товарища, таким образом они могли показать уровень своего мастерства в фехтовании.
Позднее обряд харакири с поля боя, где пораженный воин, сильно расстроившись по поводу проигрыша, решал убить себя, а победитель благородно соглашался отрубить ему голову, в судебную практику, то есть судья мог назначить провинившемуся японцу приговор в виде сеппуку.
Исходя из всего вышесказанного, стоит ответить на вопрос, заданный в начале: между харакири и сеппуку разница небольшая, она исходит из разных способов прочтения одного словосочетания «ритуальное самоубийство», китайский способ предполагает благородное прочтение, а японское бытовое, низменное, то есть харакири. Если переводить два этих слова на уровень фразеологизмов, то харакири будет значить «отдать концы», а сеппуку «отойти в мир иной».

Бусидо – кодекс чести самураев.

Самоубийство через вонзание кинжала в живот тесно связано с бусидо, кодексом чести самураев. Считалось, что с помощью смерти рыцарь избегает позора и нежелательного плена, который также отражается на репутации того или иного воина. После того, как сеппуку распространилось, провинившимся рыцарям разрешали убить себя самим, а не лишиться головы, как обычный смертный. Тут и прослеживается тонкая грань между сеппуку и харакири, первое обозначает благородное самоубийство, а второе позорную казнь, следовательно, это четкое разделение зародилось еще в самом начале, когда ритуал только практиковался и вливался в жизнь, было это около 1156 года.
Не стоит думать, что резали себя исключительно все мужчины-японцы, от обычных людей этого никто не ждал, ибо совершать этот ритуал разрешалось только тем, кто находился в сообществе самураев, это объясняется благоговейным отношением к процессу. Но и не каждый воин мог покончить жизнь самоубийством, даже если он очень захочет искупить свои грехи таким способом, он обязательно должен попросить разрешения у хозяина.
Рыцари имели право потребовать назначения сеппуку своим врагам, итаким образом они могли выместить на человеке свой гнев или обиду, а остальные бы просто подумали, что благородный японец хочет, чтобы душа неправедного спаслась и переродилась.
Еще в кодексе самураев значится, что главная цель самоубийства – показать Небесам благие намерения, вот, к примеру, в бою погиб вассал, его подчиненный может сделать себе харакири, дабы показать свою преданность господину и др.

Женщина и сеппуку.

Женщины также имели право на самоубийство, только они совершали его более тихо, без лишних приготовлений, и, тем более, зрителей. Каждая из них всегда носила с собой кинжал для самообороны кайкен, с помощью него они могли перерезать себе шейную артерию. Единственная важная деталь – нужно было склониться набок, это ассоциировалось у японцев с увядшим цветком.

Разница харакири и сеппуку.
Стоит подвести итог всему сказанному и кратко изложить разницу двух родственных понятий.
Харакири является бытовым, разговорным и даже принижающим термином, обозначающим самоубийство посредством вспарывания живота, им пользуются, в основном, непосвященные в кодекс японского рыцарства европейцы. Сеппуку же можно назвать более благозвучным и благородным названием для самих японцев.
Европеизированным словом обычно называют само вспарывание живота (живот у японцев – центр, откуда вытекает вся энергия), а сеппукой ритуал, к которому японец тщательно готовился.
Написание этих слов сходно, но в сеппуку «резать» стоит на первом месте, а «живот» на втором, в харакири же наоборот.
Сеппуку для самурая – достойный отход от жизни, харакири же наоборот – позор не только для него, но и для всей семьи.
К счастью или, быть может, сожалению для японцев, в 1968 году ритуал отменили, однако случаи похожих самоубийств случаются до сих пор, ведь японцы, такой народ, желающий даже умереть красиво, поэтому и проживают они каждый день так, будто он последний.

Читать еще:  Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия

Харакири — самоубийство по-японски. Мифы и реальность

Вокруг ритуала харакири, или сэппуку, существует множество мифов и легенд, которые удивят многих поклонников японской культуры.

Суши, японские комиксы и анимационные фильмы, витиеватые иероглифы и харакири — это первое, что назовёт средний обыватель, если кто-то спросит его о Японии. Многие вспомнят душещипательную сцену из знаменитой оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Но что же правда и что является мифом о феномене сеппуку?

В России источником знаний о харакири является книга Алджернона Бертрама Митфорда «Легенды о самураях. Традиции Старой Японии». Ее автор был, вероятно, единственным европейцем, который имел возможность увидеть церемонию своими глазами.

Митфорд служил в Британском посольстве в Японии в период Мэйдзи. Он рассказывает об инциденте в феврале 1868 года, в результате которого погибли французские моряки. Обвинённым в случившемся был назван офицер Таки-Зензабуро, который по решению суда получил смертный приговор. В своей книге автор описал — со многими деталями — церемонию сеппуку. Рассказ Митфорда существенно повлиял на восприятие ритуала за пределами Страны Восходящего Солнца.

Миф первый: употребление слова харакири не верно

Историю о харакири стоит начать с названия. Предполагается, что харакири — это «вульгарное» слово, не используемое японцами, и единственно правильной формой следует считать название сеппуку. Но это не совсем так. В написании обоих слов используются одинаковые символы кандзи, и оба означают одно и то же: «вспарывание живота». Единственное существенное различие в том, что слово сеппуку употребляли с гораздо более давних времён. Утверждение о том, что выражение хара-кири употреблять не верно является ошибочным.

Кроме того, существуют другие выражения для описания ритуального самоубийства: тоффуку, каппуку и дсацу. Однако, они менее популярны. В древние времена часто использовался термин дзигаи. Он упоминался еще в 10 веке и использовался при описании вспарывания живота воином или перерезания горла высокопоставленной женщиной. Дзигаи — это прототип современного термина дзайцу, или самоубийства.

Второй из мифов состоит в том, что сеппуку — самоубийство чести.

Отчасти это правда, но… только отчасти. Трудно совместить добровольное самоубийство с тем фактом, что в большинстве случаев лишение жизни фактически являлось казнью. Да, были ситуации, когда к сеппуку прибегали на поле битвы, желая избежать позорного поражения или смерти от рук недостойного противника. Однако чаще всего это была форма исполнения смертного приговора.

Такой обычай возник в семнадцатом веке. Ранее, то есть между 12-м и 17-м веками, это проводилось, как мы уже упоминали, во время боев или осады. В подобных случаях было трудно следовать ритуалам, о которых так много написано в литературе и показано в фильмах.

Миф третий, наиболее противоречивый

Если мы спросим кого-нибудь о том, как происходил ритуал сеппуку, большинство скажут, что после прощальных слов, отчаявшийся человек вспарывал себе живот. И это будет не совсем верно.

Для проведения ритуала рядом с самураем находились секунданты — кайсяку, которые очень часто отрезали ему голову сразу после того, как он вонзал клинок в собственное тело. Случалось даже, что обезглавливание происходило сразу после того, как он совершал движение к себе рукой, в которой держал нож. В этом случае трудно сказать, что смерть наступала от собственных рук. Иногда обезглавливание происходило ещё до занесения ножа. Это, конечно, не самая распространённая ситуация, но вспомним слова очевидца Мидфорда:

Давным-давно один приговоренный спросил своего кайсяку, отрубят ли ему голову в момент, когда он получит поднос с кинжалом кусунгобу.

«Нет, – отвечал второй кайсяку, – вам отрубят голову в тот момент, когда вы ударите себя в живот кинжалом кусунгобу». При казни некоего Сано тот сказал своему кайсяку, что, когда будет вспарывать себе живот, непременно вскрикнет, и попросил его быть хладнокровным, когда тот будет отрубать ему голову. Кайсяку отвечал, что исполнит все, что тот пожелал, но попросил его тем временем взять поднос с кинжалом кусунгобу или малым мечом вакидзаси, чего требует обычай. Когда Сано протянул руку к подносу, секундант тотчас же отрубил ему голову. И хотя это было не совсем правильно, все-таки кайсяку поступил подобным образом, чтобы спасти самурая от бесчестья совершения харакири не так, как ему приличествует (закричав от боли), нет ничего зазорного в том, что кайсяку поступает милосердно. Если приговоренный настоятельно просит позволения вспороть себе живот, его желание может быть исполнено, в зависимости от обстоятельств, но в этом случае следует проявлять осторожность, чтобы не упустить момента, когда нужно будет отрубать голову. Обычай отрубать голову, когда приговоренный проходит лишь через подобие взрезания себе живота, восходит к периоду Эмпо (приблизительно около 1678 г.).

Правила указывали, среди прочего, когда должна состояться церемония, где и кто будет сопровождать осужденного в его последние минуты. Место, где происходил ритуал, зависело от ранга осужденного. Даймё, хатамото и высокопоставленные сёгуны могли делать это во дворце, а слуги и низшие люди совершали самоубийства в саду. Также случалось, что вся церемония проходила в тюрьме, или свободной комнате дома.

Согласно существующей в Японии эстетике смерти (сино сахо), обстановка церемонии должна была быть торжественной и красивой. Изначально роль секундантов заключалась в том, чтобы исключить стоны самурая от нанесённых ран. Некрасивая смерть, потеря самообладания стала бы бесчестием для его рода. Чувство красоты культивировалось в Японии с давних времён. Об этом качестве японцев говорил Тагор: «они видят Истину в Красоте, а Красоту в Истине».

Способы украшения места проведения церемонии отличались в зависимости от места проведения и других факторов. Например, время суток оказывало влияние на «визуальную обстановку». Если хара-кири происходило ночью, в четыре угла помещения ставили свечи. Обязательным элементом ритуала были белые одеяния. В Японии белый признан траурным цветом.

Место нанесения раны также не было строго определено.


Миф четвёртый, о количество секундантов, которые участвовали в церемонии

Очень часто можно прочитать, что жертва сопровождалась только одним или двумя кайсаку. На практике это выглядело немного иначе. Их количество определялось по соответствующим правилам. Помощников могло быть до шести, когда осужденный подвергался общественной экзекуции. Если казнь происходила в пределах одного клана, то двух или трех было достаточно. Если три кайсаку участвовали в церемонии, роли распределялись последовательно: главная, вспомогательная и младшая. Младший ассистент подавал приговорённому самурайский меч на белом подносе. В обязанности главного входило отсечение головы по условленному сигналу. Помощник должен был показать собравшимся отрубленную голову на подносе.

Стоит еще раз подчеркнуть важность хара-кири в исполнении смертной казни, поскольку именно в этом контексте церемония использовалась чаще всего.

Как видите, термин хара-кири не является синонимом демонстрации мужества самураев перед лицом боли и смерти через жертвование собственной жизнью. Как всегда, легенды остаются легендами, а жизнь гораздо более многогранна и полна противоречий.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Читать еще:  Бельгийский гранатомет FN 40

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

    Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу между небом – людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сепуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на законодательном уровне. На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра, вчера занимает немаловажное место.

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя.

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии. Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки.

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

История и описание кусунгобу

Кусунгобу берет свое начало от малого танто, у которого нет гарды (с японского «цубы») и который обладал меньшими размерами. Длина составляет около 297 см (9,5 сун). Острие сделали более тонким, так как оно играло самую главную роль – быстрый, сильный и резкий удар для взрезания живота. Заточка клинка односторонняя, а самое лезвие имеет небольшой изгиб.

Рукоять ножа и футляр выполнялись из дерева светлых тонов, так как белый цвет является символом смерти в Японии. Но известные и признанные мастера могли отходить от этого канона, выполняя «токонома» (футляр для ножа) из темных пород деревьев. Сама рукоять прямая и имеет прямое крепление к хвостовику с помощью всадного метода и дополнительной заклепки.

Япония являлась канонической страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи, регламентирующие правила поведения человека. Так, танто, прародитель кусунгобу, боевой нож самураев, использовался для ритуального самоубийства на поле боя.

Большой популярностью пользуется японское слово харакири, которое также символизировало японскую традицию ухода из жизни через ритуальное самоубийство. В чем же главное отличия сэуппуку и харакири?

Кайкэн -женская модификация кусунгобу.

Кайкэн -женская модификация кусунгобу

Этот кинжал судя по характерной конструкции рукояти, переделан из кинжала танто.

Женский аналог кусунгобу назывался кайкэн. женщины, в отличие от воинов, не вспарывали себе животы, а вскрывали вены на шее (иногда друг другу, что допускалось).

Знатная японка готовится к сэппуку. Куниёси Утагава. 1848

Оба ножа считались фамильными ценностями и передавались из поколения в поколение.

Кайкэн своей невесте дарил на свадьбу жених. Кроме того, мать могла отдать дочери, если последняя хотела уйти из жизни до замужества.

ЦИТАТА

«Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж все да рисковал всадить его глубже, чем следует, повредив позвоночник и нарушив красивый обычай некрасивым падением Короткий но исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей четкостью ритуала»

Японский меч. Десять веков совершенства. В. Н. Хореев

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector