0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mittlerer Schutzenpanzerwagen

Mittlerer Schutzenpanzerwagen Sd.Kfz.251

Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 фирмами Hanomag (шасси) и Bussing-NAG (бронекорпус). Производился серийно фирмами Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor в четырех базовых вариантах -А, В, С и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса. С июня 1939 по март 1945 года изготовлено 15252 машины.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Sd.Kfz.251/1 – основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 – 2 пулемета, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов – Wurframen 40 – калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек.

Sd.Kfz.251/2 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer – самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемет МG34 (боекомплект 2010 патронов). Бoeвaя мacca 8,64 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 – mittlerer Funkpanzerwagen – машина связи. В зависимости от назначения (4 варианта) оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.

Sd.Kfz.251/4 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 – артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37- 75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/5 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier – машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемет MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.

Sd.Kfz.251/6 – mittlerer Kommandopanzerwagen – передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Тr, позже – FuG 19 и FuG 12.

Sd.Kfz.251/7 – mittlerer Pionierpanzerwagen – улучшенный Sd.Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.

Sd.Kfz.251/8 – mittlerer Krankenpanzerwagen – бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.

Sd.Kfz.251/9 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 – самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Углы горизонтального наведения пушки +12 . Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемет MG 34 или MG 42

Sd.Kfz.251/10 – mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak – машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.

Sd.Kfz.251/11 – mittlerer Femsprechpanzerwagen – машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортера. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/12 – mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen – машина артиллерийской разведки и управления огнем. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 – mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen – звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.

Sd.Kfz.251/14 – mittlerer Schallauswertepanzerwagen – развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/15 – mittlerer Lichtauswertepanzerwagen – самоходная прожекторная установка.

Sd.Kfz.251/16 – mittlerer Flammpanzerwagen – самоходный огнемет. Вооружение: два огнемета калибра 14 мм и два пулемета MG34. Огнеметы устанавливались по бортам бронетранспортера, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.

Sd.Kfz.251/17 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 – самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 – 6 человек. Изготовлено 211 единиц.

Sd.Kfz.251/18 – mittlerer Beobachtungspanzerwagen – машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/19 – mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen – передвижная телефонная станция.

Sd.Kfz.251/20 – mittlerer Schutzenpanzerwagen – Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора – осветителя ночных прицелов танков “Пантера”. Экипаж 4 человека.

Sd.Kfz.251/21 – mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 – зенитная самоходная установка. Строенный лафет – Flakdrilling Socklaffete – с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/ 20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемет MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.

Sd.Kfz.251/22 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 – самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Углы горизонтального наведения – 20 влево и 18 вправо. Боекомплект 22 выстрела. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц.

Sd.Kfz.251/23 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 –
бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека.

До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.

В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1. Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.

Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции “Барбаросса” больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) – так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта – имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь. Танковая дивизия “образца 1945” должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz-251/1, 24 Sd.Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd.Kfc.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны – на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии – Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D

БОЕВАЯ МАССА, т – 8
ТРАНСМИССИЯ: коробка передача четырехскоростная (4+1), демультипликатор, сцепление двухдисковое, сухое, дифференциал двойной, тормоза гидравлические и пневматические
ЭКИПАЖ, чел.: 2+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5980
ширина – 2110
высота – 1750
клиренс – 320
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний мост автомобильный управляемый, колея (колеса/гусеницы) – 1775/1600, гусеничный движитель, 6 сдвоенных обрезиненных катков на борт; ведущее колесо – переднее, ленивец с натяж. мех-мом. Торсионы, подвеска поперечная полуэллиптическая листовая рессора, гусеница 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака 140 мм, размер шин190 – 80
ВООРУЖЕНИЕ: 2 х 7,92 мм (MG34, MG42)
БОЕКОМПЛЕКТ: 2010 патронов,
БРОНИРОВАНИЕ: лоб – 10..15 мм, борт и корма – 8 мм, крыша МТО – 6 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: тип Maybach HL 42TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, объем 4171 см. куб.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
ширина рва, м – 2
угол подъема, град – 24
глубина брода, м – 0,5
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr Ger “f”
СКОРОСТЬ МАКС.: 53 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 300

Читать еще:  Брат «калашникова». Карабин Orsis К-15 «Брат»

Было четыре основных модификации модели (Ausführung от A до D), которые легли в основу как минимум 22 вариантов. Первоначальная идея заключалась в создании машины, которую можно было бы использовать для транспортировки одного отряда из 10 танковых гренадеров на поле боя, защищенного от огня стрелкового оружия противника и с некоторой защитой от огня артиллерии. Кроме того, стандартная установка как минимум одного пулемета MG 34 или MG 42 позволяла машине вести огонь на подавление стрелкового отделения как в спешке, так и в бою.

Броневые листы были спроектированы так, чтобы обеспечивать защиту от стандартных пуль для винтовки / пулемета (например, от пули Маузера 7,92 × 57 мм ). Лицевые пластины имели толщину 14,5 мм; стороны были круто наклонены, V-образные пластины толщиной 8 мм. Этот уровень брони обеспечивал защиту от обычных (не вольфрамовых) винтовочных бронебойных снарядов, которые могли пробить около 8 мм вертикальной брони.

Положительные стороны открытого верха включали лучшую ситуационную осведомленность и более быстрый выход пехоты, а также возможность бросать гранаты и при необходимости вести огонь поверх боевого отделения, оставаясь при этом под хорошим горизонтальным укрытием . Обратной стороной, как и у всех бронетранспортеров той эпохи, была большая уязвимость для всех типов открытого огня ; это включало огонь с закрытых огневых позиций из минометов и полевой артиллерии , а также огонь из стрелкового оружия с возвышенных позиций, бросок ручных гранат , коктейлей Молотова и обстрелы вражеской авиации.

Первые две модели (Ausf A и B) производились в небольших количествах с 1939 года. Модели Ausf A и B можно отличить по конструкции носовой брони, которая состояла из двух трапециевидных бронепанелей, нижняя из которых имела вентиляционное отверстие двигателя. . В модели B, производство которой началось в 1940 году, отсутствовали боковые смотровые щели боевого отделения. Модель C, производство которой началось в середине 1942 года, имела переднюю бронеплиту упрощенной шестиугольной формы для двигателя. У моделей от A до C были задние двери, которые выпирали. Модель C производилась большим тиражом, но была довольно сложной в изготовлении, включала в себя множество наклонных пластин. С начала 1943 года модель D разрабатывалась с целью уменьшить вдвое количество наклонных пластин корпуса, упростив конструкцию и, таким образом, ускорив производство. Модели D легко узнать по цельной покатой задней части с плоскими дверцами.

Стандартная версия бронетранспортера оснащалась 7,92-мм пулеметом MG 34 или MG 42, установленным в передней части открытого отсека, над и позади водителя. Второй пулемет мог устанавливаться сзади на зенитной установке.

Были выпущены варианты для специализированных целей, в том числе с зенитными орудиями, легкими гаубицами, противотанковыми орудиями и минометами или даже с большими неуправляемыми артиллерийскими ракетами , а также версия с инфракрасным поисковым фонарем, используемым для обнаружения потенциальных целей для связанных танков Пантеры. с инфракрасными детекторами.

Сильная особенность конструкции Sd.Kfz. 251 имел большую площадь гусеницы с характерной «провисающей» конструкцией без возвратных катков для верхнего ряда гусеницы. Самолет Sd.Kfz. 251 также имел систему Schachtellaufwerk перекрывающих и чередующихся основных опорных катков, общую практически для всех немецких полугусеничных машин того периода. Это снизило давление на почву и обеспечило лучшее сцепление с дорогой за счет гораздо большей сложности в обслуживании. Самолет Sd.Kfz. 251 также имел танковое рулевое управление, при котором обычное рулевое колесо перемещало передние колеса, но после большего поворота рулевого колеса гусеницы тормозились, чтобы вызвать поворот, как на танке. Тем не менее, чередующиеся и перекрывающиеся основные опорные колеса имели общую проблему с танками Tiger I и Panther, которые также использовали такие конфигурации опорных колес — в грязных или зимних погодных условиях, например, в сезон грязи ( распутица ) или в зимних условиях, накапливались грязь и снег могут замерзнуть между опорными колесами, что приведет к обездвижению автомобиля.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf.В

Эта модификация пошла в серийное производство в середине 1939 года. Транспортеры, обозначавшиеся Sd.Kfz.251 Ausf.В выпускались в нескольких вариантах.
Их основными отличиями от предыдущей модификации были:

  • отсутствие бортовых смотровых щелей для пехотинцев-десантников,
  • изменение расположения антенны радиостанции — с переднего крыла машины она переместилась на борт боевого отделения.

Машины более поздних производственных серий получили броневой щиток на пулемет MG -34. В процессе серийного производства стали бронироваться крышки воздухозаборников двигателя. Производство машин модификации Ausf.В завершилось в конце 1940 года.

Варианты

Было 23 официальных варианта и разные неофициальные. Каждый вариант обозначается суффиксом к номеру модели; однако в номерах вариантов было некоторое совпадение.

Mittlerer Schutzenpanzerwagen Sd.Kfz.251

Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 фирмами Hanomag (шасси) и Bussing-NAG (бронекорпус). Производился серийно фирмами Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor в четырех базовых вариантах -А, В, С и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса. С июня 1939 по март 1945 года изготовлено 15252 машины.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Sd.Kfz.251/1 – основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 – 2 пулемета, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов – Wurframen 40 – калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек.

Sd.Kfz.251/2 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer – самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемет МG34 (боекомплект 2010 патронов). Бoeвaя мacca 8,64 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 – mittlerer Funkpanzerwagen – машина связи. В зависимости от назначения (4 варианта) оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.

Sd.Kfz.251/4 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 – артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37- 75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/5 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier – машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемет MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.

Sd.Kfz.251/6 – mittlerer Kommandopanzerwagen – передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Тr, позже – FuG 19 и FuG 12.

Sd.Kfz.251/7 – mittlerer Pionierpanzerwagen – улучшенный Sd.Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.

Sd.Kfz.251/8 – mittlerer Krankenpanzerwagen – бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.

Sd.Kfz.251/9 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 – самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Углы горизонтального наведения пушки +12 . Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемет MG 34 или MG 42

Sd.Kfz.251/10 – mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak – машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.

Читать еще:  Статья в военном билете, или как прочитать секретный код: расшифровка диагноза

Sd.Kfz.251/11 – mittlerer Femsprechpanzerwagen – машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортера. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/12 – mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen – машина артиллерийской разведки и управления огнем. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 – mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen – звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.

Sd.Kfz.251/14 – mittlerer Schallauswertepanzerwagen – развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/15 – mittlerer Lichtauswertepanzerwagen – самоходная прожекторная установка.

Sd.Kfz.251/16 – mittlerer Flammpanzerwagen – самоходный огнемет. Вооружение: два огнемета калибра 14 мм и два пулемета MG34. Огнеметы устанавливались по бортам бронетранспортера, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.

Sd.Kfz.251/17 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 – самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 – 6 человек. Изготовлено 211 единиц.

Sd.Kfz.251/18 – mittlerer Beobachtungspanzerwagen – машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/19 – mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen – передвижная телефонная станция.

Sd.Kfz.251/20 – mittlerer Schutzenpanzerwagen – Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора – осветителя ночных прицелов танков “Пантера”. Экипаж 4 человека.

Sd.Kfz.251/21 – mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 – зенитная самоходная установка. Строенный лафет – Flakdrilling Socklaffete – с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/ 20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемет MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.

Sd.Kfz.251/22 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 – самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Углы горизонтального наведения – 20 влево и 18 вправо. Боекомплект 22 выстрела. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц.

Sd.Kfz.251/23 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 –
бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека.

До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.

В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1. Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.

Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции “Барбаросса” больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) – так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта – имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь. Танковая дивизия “образца 1945” должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz-251/1, 24 Sd.Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd.Kfc.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны – на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии – Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D

БОЕВАЯ МАССА, т – 8
ТРАНСМИССИЯ: коробка передача четырехскоростная (4+1), демультипликатор, сцепление двухдисковое, сухое, дифференциал двойной, тормоза гидравлические и пневматические
ЭКИПАЖ, чел.: 2+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5980
ширина – 2110
высота – 1750
клиренс – 320
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний мост автомобильный управляемый, колея (колеса/гусеницы) – 1775/1600, гусеничный движитель, 6 сдвоенных обрезиненных катков на борт; ведущее колесо – переднее, ленивец с натяж. мех-мом. Торсионы, подвеска поперечная полуэллиптическая листовая рессора, гусеница 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака 140 мм, размер шин190 – 80
ВООРУЖЕНИЕ: 2 х 7,92 мм (MG34, MG42)
БОЕКОМПЛЕКТ: 2010 патронов,
БРОНИРОВАНИЕ: лоб – 10..15 мм, борт и корма – 8 мм, крыша МТО – 6 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: тип Maybach HL 42TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, объем 4171 см. куб.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
ширина рва, м – 2
угол подъема, град – 24
глубина брода, м – 0,5
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr Ger “f”
СКОРОСТЬ МАКС.: 53 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 300

Вооружение

Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, стрелок защищался броневым щитом. При необходимости его можно было перенести на вертлюг в заднюю часть, что позволяло вести огонь против воздушных целей.

Борта не имели бойниц, солдаты могли вести огонь сверху. Некоторые модели бронетранспортеров изначально оборудовались сразу двумя пулеметами. Вооружение машины могло отличаться в зависимости от ее назначения и модификации.

Так, часть машин могла оборудоваться системами реактивного залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепилось по три установки 280 и 320 калибра. В итоге бронетранспортер становился самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf.В

Эта модификация пошла в серийное производство в середине 1939 года. Транспортеры, обозначавшиеся Sd.Kfz.251 Ausf.В выпускались в нескольких вариантах.
Их основными отличиями от предыдущей модификации были:

  • отсутствие бортовых смотровых щелей для пехотинцев-десантников,
  • изменение расположения антенны радиостанции — с переднего крыла машины она переместилась на борт боевого отделения.

Машины более поздних производственных серий получили броневой щиток на пулемет MG -34. В процессе серийного производства стали бронироваться крышки воздухозаборников двигателя. Производство машин модификации Ausf.В завершилось в конце 1940 года.

Боевое применение

Применение бронетранспортеров «Ханомаг» связано со Второй мировой войной. Данные машины поступили на вооружение перед ее началом и закончили производство в марте 1945, к ее окончанию.

Базовое применение бронетранспортеров — мобильное перемещение солдат. Машина показала себя на пересеченной местности в Северной Африке и в Восточной Европе благодаря своей проходимости. При необходимости бронетранспортер обеспечивал перевозку легких орудий и подвоз боеприпасов.

Также «Ханомаг» использовался в боевых операциях в качестве подвижной огневой точки. Благодаря своей броне, машина обеспечивала прикрытие пехоты. В зависимости от вооружения могла вести огонь по пехоте противника, танкам и легкой бронетехнике, а также по воздушным целям.

Mittlerer Schutzenpanzerwagen Sd.Kfz.251

Средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 фирмами Hanomag (шасси) и Bussing-NAG (бронекорпус). Производился серийно фирмами Hanomag, Borgward, Hansa-Lloyd-Goliath, Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, Stoewer, Deutsche Werke и Evans+Pistor в четырех базовых вариантах -А, В, С и D, отличавшихся друг от друга в основном конструкцией корпуса. С июня 1939 по март 1945 года изготовлено 15252 машины.

Читать еще:  Gamo killer blowback - обзор пневматического пистолета, характеристики, комплектация, устройство, цена

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Sd.Kfz.251/1 – основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 – 2 пулемета, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов – Wurframen 40 – калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек.

Sd.Kfz.251/2 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer – самоходный миномет. Вооружение: 80-мм миномет sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемет МG34 (боекомплект 2010 патронов). Бoeвaя мacca 8,64 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 – mittlerer Funkpanzerwagen – машина связи. В зависимости от назначения (4 варианта) оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.

Sd.Kfz.251/4 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 – артиллерийский тягач для буксировки легких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37- 75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/5 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier – машина для перевозки саперов и саперного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемет MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.

Sd.Kfz.251/6 – mittlerer Kommandopanzerwagen – передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Тr, позже – FuG 19 и FuG 12.

Sd.Kfz.251/7 – mittlerer Pionierpanzerwagen – улучшенный Sd.Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.

Sd.Kfz.251/8 – mittlerer Krankenpanzerwagen – бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.

Sd.Kfz.251/9 – mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 – самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Углы горизонтального наведения пушки +12 . Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемет MG 34 или MG 42

Sd.Kfz.251/10 – mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak – машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемет MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружье PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.

Sd.Kfz.251/11 – mittlerer Femsprechpanzerwagen – машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортера. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.251/12 – mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen – машина артиллерийской разведки и управления огнем. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 – mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen – звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.

Sd.Kfz.251/14 – mittlerer Schallauswertepanzerwagen – развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.

Sd.Kfz.251/15 – mittlerer Lichtauswertepanzerwagen – самоходная прожекторная установка.

Sd.Kfz.251/16 – mittlerer Flammpanzerwagen – самоходный огнемет. Вооружение: два огнемета калибра 14 мм и два пулемета MG34. Огнеметы устанавливались по бортам бронетранспортера, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.

Sd.Kfz.251/17 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 – самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 – 6 человек. Изготовлено 211 единиц.

Sd.Kfz.251/18 – mittlerer Beobachtungspanzerwagen – машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.

Sd.Kfz.251/19 – mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen – передвижная телефонная станция.

Sd.Kfz.251/20 – mittlerer Schutzenpanzerwagen – Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора – осветителя ночных прицелов танков “Пантера”. Экипаж 4 человека.

Sd.Kfz.251/21 – mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 – зенитная самоходная установка. Строенный лафет – Flakdrilling Socklaffete – с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/ 20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемет MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.

Sd.Kfz.251/22 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 – самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Углы горизонтального наведения – 20 влево и 18 вправо. Боекомплект 22 выстрела. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц.

Sd.Kfz.251/23 – mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 –
бронетранспортер с 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG42 в башне типа Hangelaffete 38, такой же, как у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/1. Боекомплект 100 выстрелов и 2010 патронов. Экипаж 4 человека.

До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили свое боевое крещение в ходе польской кампании.

В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (1. Schutzen Brigade) 1-й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин.

Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции “Барбаросса” больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1-го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) – так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта – имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь. Танковая дивизия “образца 1945” должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz-251/1, 24 Sd.Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd.Kfc.251/6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны – на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии – Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D

БОЕВАЯ МАССА, т – 8
ТРАНСМИССИЯ: коробка передача четырехскоростная (4+1), демультипликатор, сцепление двухдисковое, сухое, дифференциал двойной, тормоза гидравлические и пневматические
ЭКИПАЖ, чел.: 2+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5980
ширина – 2110
высота – 1750
клиренс – 320
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передний мост автомобильный управляемый, колея (колеса/гусеницы) – 1775/1600, гусеничный движитель, 6 сдвоенных обрезиненных катков на борт; ведущее колесо – переднее, ленивец с натяж. мех-мом. Торсионы, подвеска поперечная полуэллиптическая листовая рессора, гусеница 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака 140 мм, размер шин190 – 80
ВООРУЖЕНИЕ: 2 х 7,92 мм (MG34, MG42)
БОЕКОМПЛЕКТ: 2010 патронов,
БРОНИРОВАНИЕ: лоб – 10..15 мм, борт и корма – 8 мм, крыша МТО – 6 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: тип Maybach HL 42TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, объем 4171 см. куб.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
ширина рва, м – 2
угол подъема, град – 24
глубина брода, м – 0,5
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr Ger “f”
СКОРОСТЬ МАКС.: 53 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 300

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector