История ислама (610)
Содержание
История ислама (610)
Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.
- Исторический период средние века
Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 г., когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана.
Этот (610 г.) год можно считать годом возникновения ислама.
В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие.
В 613 г. Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк.
Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 г. он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину.
Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда.
К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.
В 630-х годах халифат нанёс своим главным противникам — Византии и персидскому государству Сасанидов — сокрушительное поражение.
В 639 г. начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием.
После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 г. трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск.
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
В 711 г. арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 г. потерпели поражение под Пуатье и остановили свою продвижение вглубь Европы.
В VIII—IX вв. в исламе возникло мистическое течение — суфизм.
В начале IX в. арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI в. не были изгнаны норманнами.
К началу X в. от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.
Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII в. в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата.
Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII в. приняли ислам, а в XIV в. их держава прекратила существование.
В XV в. реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиринейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII вв. оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы
К концу XIX в. в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская.
Консерваторы (фундаменталисты) призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти.
Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.
К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства.
Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ в.
Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—79 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма
В настоящее время, по словам Самюэля Хантингтона, ислам является сейчас «наиболее быстро растущей религией в мире».
Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд до 1,57 млрд. Быстрыми темпами растёт мусульманское население традиционно христианских регионов — Западной Европы и Северной Америки.
С 1950 по 2000 г. доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз.
Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 млн. до 20 млн. мусульман, то есть от 4 до 6% населения.
Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.
Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт иммиграции и естественного прироста мусульманского населения.
Но также происходит обращение в ислам немусульман. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек.
В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, в основном афроамериканцы
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Berthold Werner, Public Domain.
Правление Абд ар-Рахмана III
Абд ар-Рахман III заступил на трон эмира в 913 году, когда ему было всего двадцать три года, и оказался перед необходимостью восстанавливать целостность Кордовского эмирата, который под влиянием внутренних противоречий растерял большую часть своих владений. На момент его прихода к власти из повиновения Кордовского эмирата вышли такие территории, как Бадахос, Толедо и Сарагоса, почти весь южный район Кордовского эмирата и практически весь восток.
В 916-920 произошла серия сражений, в которых армией под предводительством Абд ар-Рахмана III было нанесено поражение войскам Кастилии, Наварры и Леона, а также захвачена Памплона, столица Наварры. Под власть эмира передал вынужденно свои владения и правитель Бану Каси, который также потерпел поражение от Абд ар-Рахмана III, и перешел на службу к эмиру. Халифом себя Абд ар-Рахман III объявил в 929 году, и это означало провозглашение религиозной независимости Кордовского халифата от Багдада. Кордова стала столицей государства. Постепенно правителю Абд ар-Рахману III удалось из беспорядочной кучи мелких владений сделать процветающее единое государство Кордовский халифат, несмотря на то, что ему пришлось стерпеть от христиан ряд поражений.
От Абдаррахман III власть перешла к его сыну по наследству: Аль-Хакам II взял на себя правление Кордовским халифатом в 961 году и продолжил следовать политическим курсом своего отца. Во время его правления в мусульманской Испании продолжился культурный расцвет, и особенный интерес проявлял халиф к библиографии и науке. Именно его стараниями библиотека Кордовы прославилась как самая богатая и обширная библиотека в странах мусульманского мира – фонд кордовской библиотеки насчитывал более четырехсот тысяч томов. Аль-Хакам II, вел обширные строительные работы, активно развивал сельское хозяйство, при нем сеть ирригационных сооружений в Кордовском халифате значительно расширилась. Резиденция халифа и главная мечеть столицы окончательно были построены именно при нем.
Кордовский халифат именно во время правления Аль-Хакама II отразил несколько нападений викингов: в 971 и 966 годах. Продолжалась борьба с династией Фатимидов и династией Зиридов. Фатимиды потерпели поражение от халифата в 974 году. Полным военным превосходством пользовался Кордовский халифат над христианскими странами Северной Испании.
Распространение ислама
Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.
Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.
В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.
В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).
Рис. 3. Государство Омейядов.
Война в Сирии и терроризм
Мездриков: После того, как ты поработал в Тайге.инфо, ты уехал в Москву, и вот за последние годы стал одним из международных корреспондентов РИА Новости. Расскажи о своих командировках в «горячие точки». Ты был на войне в Сирии и Ираке, расскажи, как это было. Для большинства наших зрителей это несбыточный опыт.
Виноградов: Я считаю, что в России очень недооценен такой феномен, который называется ИГИЛ (эта террористическая организация запрещена в России). В нашем менталитете — постоянно вспоминать Гитлера. И в спорах постоянно он возникает. А в принципе ИГИЛ — это современный Гитлер, я так считаю. По масштабам он немного отстает, слава богу, но по значимости своей это интересный феномен. Мне повезло, что я видел эту борьбу с ИГИЛ, общался с боевиками — на русском языке.
Мездриков: Да, там же много выходцев из Средней Азии, с Северного Кавказа.
Виноградов: Из Европы. Да отовсюду. Это феномен, кстати, что люди бросают свои какие-то повседневные заботы в Малайзии или, там, в Лондоне, и едут куда-то на Ближний Восток. Чтобы создавать какой-то современный «халифат». И феномен тоже, что у этой террористической организации, в отличие от других, была своя территория. И в какой-то момент — в 2014–2015 годах — она была огромной. Половину Ирака и треть Сирии они контролировали. Как ни относись к Бараку Обаме, к Путину, к Рабочей партии Курдистана (РПК), но это все люди, которые внесли свой вклад в борьбу с ИГИЛ. Это как Черчилль, Рузвельт и Сталин, которые победили фашизм.
Мазур: У меня вопрос о другом феномене. А удалось побывать в Курдистане? Есть некое представление, что они там создали новый социализм. Это правда? Действительно ли у них какая-то новая форма организации общества?
Виноградов: Да. Они [сирийские курды] пытаются создать самоуправляемые общины, автономии, учесть права всех национальных меньшинств. Но не всё получается.
Вот у нас, кстати, любят говорить, что курды проамериканские. Но это не так. Просто в какой-то момент как у Сталина с американцами был союз, так и у курдов. Просто потому, что «америкосы» в какой-то момент предложили им помощь. Все их бросили в Сирии. Их и сирийская армия бросила вообще-то.
Местные жители оказались брошенными перед лицом террористического интернационала. Террористы — это очень специфические люди, многие из которых имели боевой опыт на Балканах или в Чечне. И вот был ты пахарь или шахтер, а тут приезжают какие-то чуваки с бородами и говорят: «Мы сейчас будем у тебя „халифат“ строить, классно, да?» А ты такой: «Не, не классно». Я вообще езид. Или христианин. Или, там, шиит, алавит.
В тот момент сирийским курдам помогли их братья из турецкой РПК. Из турецкого Курдистана стали переходить боевики, как они их называют, и создавать отряды — из людей, которые не умеют воевать. И, естественно, там усилились позиции РПК. Вплоть до того, что, когда взяли Ракку — столицу «халифата» — повесили там портрет [основателя РПК] Абдуллы Оджалана. Интересный, кстати, момент есть, что РПК запрещена в США.
Мездриков: А зачем люди вообще приезжают участвовать в создании нового «халифата», что ими движет?
Виноградов: По разным мотивам, я считаю. Кто-то едет за адреналином — пострелять. Это характерно особенно для европейцев. Для кавказцев. У них в культуре — надо пострелять обязательно. Если сейчас в России нигде не стреляют, значит, надо поехать либо на Донбасс воевать за «русский мир», либо в Сирию воевать против «русского мира». Там есть люди, которым все равно: если ты мужик — должен кого-то убить. Кому-то просто скучно.
Есть люди из бедных стран — Киргизии, например. Для них это такой социальный лифт. У тебя нет перспектив в своей стране, тебе ничего не светит… Ты можешь встретить там человека из Средней Азии, который еще несколько лет назад в Москве на стройке работал, а ты мог и там его встречать.
Ну, и есть идеология довольно мощная, которую мы тоже пока недооцениваем. Это нужно изучать, я считаю. Конечно, кому поручили изучать, те изучают. Как бы то ни было, эта идеология еще жива, к сожалению. ИГИЛ, несмотря на то, что он разгромлен усилиями Владимира Владимировича Путина, Трампа, Обамы и Оджалана, в качестве феномена никуда не исчез.
У меня был случай один в Ираке с одним курдом, он интересовался ситуацией внутри России. И он спросил: вот у вас Путин уже 20 лет, а кто главная оппозиция ему? Я, конечно, хотел сначала сказать, что Навальный, а потом задумался и говорю, что считаю главной оппозиции у нас ИГИЛ. Это организация, которая имеет свои ячейки, например, в Ярославле, в Ханты-Мансийском округе. Уж про Москву вообще не говорю. В Москве я общался с живым ИГИЛовцем просто. Он не боевик, просто сторонник. И не проблема таких найти.
4. Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.