3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гражданская война в Испании: триумф генерала Франко

Первая половина XX века для Испании была весьма напряжённым периодом. Страна вошла в XX столетие отсталым аграрным государством, в котором всячески тормозились прогрессивные реформы. При этом росло недовольство народа. Плачевными были и дела в армии: солдаты и командиры обучались по устаревшим программам и имели устаревшее оружие.

Примо де Ривера

В 1923 году в Испании произошёл военный переворот, во главе которого стоял генерал Мигель Примо де Ривера. Благодаря его энергическим усилиям в стране был проведён ряд реформ, которые позволили ей начать развиваться. При этом реформы были по образцу тех, что проводили в Италии фашисты. Однако уже в конце 20-х годов Испанию накрыла волна мирового кризиса, в результате чего правительство Примо де Риверы пало.

Уже в 1931 году на парламентских выборах в стране победили социалисты и либералы, что привело к скорому и закономерному упразднению монархии. Начались реформы, которые, впрочем, не всегда были последовательными и удачными. Преследованиям подвергались представители духовенства и просто люди правых политических взглядов, что к 1936 году раскололо испанское общество и армию на два лагеря. Ситуация постепенно ухудшалась, и к июлю 1936 года в стране фактически начался хаос. Он был спровоцирован непоследовательной аграрной реформой и стал причиной массовых беспорядков и убийств священников и аристократов.

Морская авиация

Как уже упоминалось, в составе «Легиона Кондор» кроме всего прочего был сформирован и морской разведывательный штаффель, на вооружении которого состояли два самолета, спроектированных фирмой «Хейнкель»: Не.59 и Не.60.

Не.59 был разработан в 1930 году как часть секретной программы создания германской военной авиации. Первоначально он представлял собой двухмоторный спасательный самолет, но фактически это был легкий бомбардировщик-разведчик с возможностью базирования как на суше, так и на воде. Первый «сухопутный» вариант взлетел в 1931 году, но в серию он не пошел, и все остальные самолеты были «морскими» — с двумя огромными поплавками. Как и многие самолеты того периода, Не.59 был самолетом смешанной конструкции. В целом бомбардировщик получился с комфортными кабинами для четырех членов экипажа и мощным вооружением. Всего германское правительство заказало 105 самолетов в различных модификациях.

Испанская война стала для самолета первой войной. На тот момент серийно строилась модификация He.59B-2 с цельнометаллическим носом и закрытой турелью для пулемета MG-15. В Испании самолет широко использовался для ночных бомбардировок прибрежных целей, а также для патрулирования побережья, причем в носовой части была установлена 20-мм пушка MG FF. Стоит сказать, что из-за своих внушительных размеров экипажи могли рассчитывать только на внезапность атаки. Если их перехватывали истребители правительственной авиации, то их судьба была предрешена. Несколько боев хорошо описаны в советской мемуарной литературе.

Вот, например, описание боя 5 февраля 1937 года. В тот день четыре гидросамолета (2 Не.59 и 2 Не.60) приблизились к Малаге. По иностранным данным, самолеты осуществляли противолодочную оборону крейсера «Канариас», по отечественным — они собирались атаковать севший на мель республиканский пароход. Служба ВНОС вовремя подняла тревогу. Взлетели все наявные истребители — четыре. Вся группа атаковала и до 5 км в море преследовала большой гидросамолет. Евгений Ерлыкин так описал этот бой: «От гидросамолета летели щепки и осколки; особенно сильно были разбиты оба поплавка, от которых отлетали целые листы».

После этого все летчики, кроме Кондрата, переключились на другой самолет: «Мы навалились всей группой на заднего, пробили у него мотор, и он сел в море на расстоянии 20 км от берега».

По зарубежным данным, раненый пилот подбитого Не-60 сумел довести машину до своих кораблей.

Согласно мемуарам Емельяна Кондрата, он в одиночку продолжил преследование тяжелого гидросамолета: «Выбрал себе цель, атакую. Фашист увернулся. Еще раз приготовился к атаке, но пришлось отвернуть в сторону, потому что из кабины стрелка ударила очередь пулемета. Догоняю. Еще немного. Можно нажимать на гашетку. Ну! Но вдруг — передо мной пустота. «Гидра» резко провалилась вниз. Ручку от себя! Вот она круто несется вниз. Чувствую, как начинает подрагивать самолет, разгоняя скорость на пикировании.

Метр за метром он достает «Гидру», я уже держу ее в прицеле, все сделал, как надо, остается только нажать спуск, но. Куда она девалась? Почему перед глазами небо? Где низ, где верх! Резко тяну ручку на себя, самолет стонет от боли, как живой. А может, это мой стон? В глазах разряжаются молнии, а на плечи наваливается такая тяжесть, что тело сползает вниз, в глубь кабины. Где же земля?! Почему везде одно небо?!

Немец вышел из пике у самой воды, а я вслед за ним. Только сейчас понял — он мог сбить меня без единого выстрела».

И все-таки Емельян не выпустил свою жертву: «Гидра» вздыбилась, подскочила, пошла наискосок вверх, но будто натолкнувшись на что-то, почти плашмя стала падать. Впервые я видел, как разбивается о воду самолет: исчезает в пучине целым, и тут же море упруго выбрасывает обломки».

По иностранным данным, командир экипажа Не.59 Д. Ляйхт (D. Leicht) из AS/88, преследуемый Кондратом, все же сумел довести машину до зоны действия зенитных орудий крейсера «Канариас». Очевидно, пытаясь приводниться возле своих кораблей на разбитые поплавки, Не.59 потерпел катастрофу. Летчик погиб, остальные члены экипажа остались живы. В отечественных документах эта победа была записана за тремя летчиками: Петром Пумпуром (он в этот день прилетал проверить обстановку), Виктором Матюниным и Емельяном Кондратом.

Итог вылета подвел Евгений Ерлыкин: «В дальнейшем мы с удовольствием по тревоге вылетали в море, даже не спрашивая, сколько пришло гидросамолетов».

Всего в Испанию с сентября 1936 года было поставлено 16 гидросамолетов Не.59В-2. Потери составили 6 самолетов: оставшиеся 7 машин вернули в Германию, а 3 были оставлены националистам. Не.59, несмотря на то, что к началу Второй мировой войны устарели, тем не менее широко использовались в качестве спасательных в составе Seenotdienststaffeln. Интересно, что в первые дни войны на самолеты наносились большие красные кресты в белом круге, после чего такие самолеты не атаковали британские летчики. Мало того, в мемуарах отмечены случаи, когда летчики союзников сами по радио наводили «Хейнкели» на германских летчиков в воде Канала. Кроме того, вместительные самолеты использовали для заброски в тыл диверсионных групп. Окончательно машина «вышла в тираж» только в 1943 году. Одновременно с Не.59 в Испании появились и Не.60. В начале 1937 года 4 такие машины были переданы националистам. Оставшиеся в строю «Легиона Кондор» две машины в феврале 1939 года были переданы националистам.

«Легион Кондор» сыграл важную роль в победе Франко. Немецкие летчики не только обеспечили господство в воздухе, но и переброску подкреплений к линии фронта, а также поддержку наземных войск. Летчики-истребители заявили о более чем 300 подтвержденных победах в воздухе, хотя те же итальянцы заявляют о 903 победах, а националисты — о 294-х.

Бомбардировщики «Легиона» сбросили на врага 21 тысячу тонн бомб и претендуют на потопление 60 судов разных типов.

Именно опыт Испании дал немецким военным концепцию блицкрига, который базировался на четкой координации действий авиации и наземных частей. Многие летчики Люфтваффе вынесли опыт из испанской кампании. Тот же Вернер Мельдерс разработал крайне эффективную тактику пар и звеньев, которая использовала скорость и давала большую свободу действий в воздушных боях. Германские экипажи средних бомбардировщиков получили опыт атаки точечных целей. Потери пикирующих бомбардировщиков были очень небольшими, так как к тому моменту у немцев и националистов было полное господство в воздухе, кроме того, машины применялись крайне аккуратно — на небольшие дистанции и поэтому зачастую без истребительного прикрытия. Аналитики Люфтваффе по результатам воздушных боев сделали правильный вывод о снаряжении Bf.109 пушечным вооружением, а также разработке истребителя сопровождения бомбардировщиков, которым стал Bf.110.

Количество поставленных самолетов в «Легион Кондор»

Война разгорается (июль 1936 – март 1938)

Карта боевых действий

Успешно подавив ряд мятежей в крупных испанских городах, республика столкнулась с большим количеством трудностей. Главной из них стало практически полное отсутствие армии, что заставило формировать Вооружённые силы заново. В то же время в конце июля Великобритания и Франция, и до этого относившиеся к республике с недоверием, ввели эмбарго на поставки ей оружия. Однако националистам помощь прибывала из Португалии, Германии и Италии. Поставлялось оружие, боевая техника и даже эскадрильи вместе с экипажами.

Руководство СССР также приняло решение оказать помощь Испанской республике, так как в дальнейшем можно было получить союзника с весьма выгодным стратегическим положением. Советский Союз также начал отправлять в Испанию, боеприпасы, оружие, медикаменты, боевую технику, самолёты и даже добровольцев и военнослужащих, ставших костяком «интернациональных» бригад, комплектовавшихся из граждан многих стран. Таким образом, конфликт в Испании стал поистине многонациональным. Испания превратилась в полигон для испытаний доктрин и боевой техники для Италии, Германии и Советского Союза.

Читать еще:  Хорошо подходящий. Глушитель/модератор Blaser

В ходе ожесточённых боев в августе-сентябре 1936 года националистам удалось установить сухопутную связь между своими плацдармами в Андалусии (на юге Испании) и Старой Кастилии (север страны). В то же время часть территории на севере была в руках республиканцев.

15 октября 1936 года националисты перешли в наступление на Мадрид, которое готовилось ими с августа. Здесь наступали войска под командованием генерала Молы и Африканская армия под командованием генерала Франко. Планировалось мощным броском сходу овладеть городом и затем «разрезать» территорию республиканцев на две части, окончательно дезорганизовав их сопротивление.

Однако наступление, начавшееся весьма успешно, вскоре захлебнулось, не в последнюю очередь благодаря советской танковой мощи. Началась упорная оборона Мадрида, продолжавшаяся до самого конца войны. Тем не менее, республиканское правительство Испании покинуло город и переехало в Валенсию. Оборона столицы возлагалась на Хунту обороны Мадрида.

После сражений за Мадрид наступил этап зимней кампании 1936/37 гг., в ходе которой обе стороны предпринимали попытки наступления. В частности, республиканцы попытались наступать на Центральном фронте, но, понеся серьёзные потери, потерпели неудачу. В то же время националисты сумели овладеть всей Андалусией, которую удерживали плохо обученные и плохо вооружённые отряды республиканской милиции. В целом итог зимней кампании можно назвать ничейным, так как линия фронта стабилизировалась, и существенных её изменений за данный период не произошло.

Однако в то же время положение стран менялось, причём в разные стороны. В республике фактически царила анархия, а испанская промышленность, основная часть которой находилась в руках республиканцев, практически ничего не давала фронту, будучи управляемой профсоюзными организациями и ячейками. Крупные потери, понесённые в боях за Мадрид, стали причиной уменьшения масштабов действий республиканских войск в последующие кампании.

В это же время, 28 апреля, в Каталонии началось восстание троцкистов, планировавших в условиях затяжной войны взять власть в стране. В результате республику сотряс мощный политический кризис, вылившийся в уличные бои в Барселоне, Лериде и других городах и фактически сорвавший готовившееся наступление республиканцев на Сарагосу. Помимо обострения ситуации внутри республики, восстание окончательно поставило крест на удержании Страны Басков, которая была разгромлена и захвачена националистами к 20 июня.

Итогом весенних боёв стало не только поражение республиканской армии, но и частичная смена правительства Испанской республики: вместо Ларго Кабальеро председателем правительства Испании стал Хуан Негрин. Сменились и многие министры. Главным следствием политического кризиса, который продолжался вплоть до июля 1937 года, стало падение боевого духа среди интернациональных бригад; при этом многие бойцы разочаровывались в тех идеях, за которые они шли воевать. У националистов же Франко окончательно укрепил свою диктатуру, ликвидировав своих главных политических противников.

Следующее крупное наступление националистов началось в ноябре 1938 года и привело к их занятию Каталонии, которая практически не оборонялась республиканскими частями. К этому времени боевой дух республиканских войск в значительной мере снизился, были расформированы интернациональные бригады и ряд других частей. Боевая техника республики также почти полностью вышла из строя. Итогом наступления националистов стало и взятие ими Барселоны, временной столицы республиканской Испании.

Одновременно с военными победами, националистов ждали успехи и на дипломатическом поприще. В феврале 1939 года националистов признали законным правительством Великобритания и Франция. Сделано это было, скорее всего, для того, чтобы улучшить непростые отношения с Гитлером и принудить лишившееся их иллюзорной поддержки республиканское правительство Испании к капитуляции. Однако агония республики затянулась ещё на полтора месяца.

Процессы брожения в республике достигли своего пика в марте 1939 года, когда генералы низложили правительство Хуана Негрина и вступили в контакт с франкистами. Многие части республиканцев капитулировали или переходили на сторону националистов. Лишь в ряде городов и районов войскам националистов пришлось провести боевые операции по полному их овладению.

Парад победы в Мадриде Франко

После гражданской войны Испания стала дружественной страной для государств «Стального пакта». Однако этот политический курс во время Второй мировой войны существенно колебался, став в её конце полностью проамериканским. Таким образом, генерал Франко (получивший среди испанского народа титул «каудильо») удержал страну от ещё больших разрушений и военного поражения. Тем не менее, негативное отношение к СССР Франко сохранил, отправив во время Второй мировой против Советского Союза «голубую» дивизию.

Гражданская война в Испании окончательно оформила переход страны сначала от полуфеодального и застойного, а затем и социалистического и полуанархистского уклада жизни к капитализму, позволив стране развивать в лоне рыночной экономики.

Триумф при поддержке фашизма

В итоге мятеж перерос в полномасштабную Гражданскую войну, растянувшуюся почти на три года.

Войну, в которой Франко принял помощь нацистской Германии и фашистской Италии. Снаряжение, вооружение, бронетехника — Гитлера и Муссолини не жалели ничего для поддержки нового союзника. Авиационную поддержку Франко оказывал гитлеровский «Легион «Кондор», прославившийся в том числе, уничтожением города Герника. Муссолини отправил в Испанию Итальянский экспедиционный корпус численностью более 78 000 человек.

От такого сотрудничества Франко не смог отмыться никогда, хотя и пытался.

Завершившаяся весной 1939 года Гражданская война унесла жизни 450 тысяч испанцев, или 5 процентов от довоенного населения страны. Еще около 600 тысяч испанцев покинули Родину, не желая жить при новом режиме.

Морская авиация

Как уже упоминалось, в составе «Легиона Кондор» кроме всего прочего был сформирован и морской разведывательный штаффель, на вооружении которого состояли два самолета, спроектированных фирмой «Хейнкель»: Не.59 и Не.60.

Не.59 был разработан в 1930 году как часть секретной программы создания германской военной авиации. Первоначально он представлял собой двухмоторный спасательный самолет, но фактически это был легкий бомбардировщик-разведчик с возможностью базирования как на суше, так и на воде. Первый «сухопутный» вариант взлетел в 1931 году, но в серию он не пошел, и все остальные самолеты были «морскими» — с двумя огромными поплавками. Как и многие самолеты того периода, Не.59 был самолетом смешанной конструкции. В целом бомбардировщик получился с комфортными кабинами для четырех членов экипажа и мощным вооружением. Всего германское правительство заказало 105 самолетов в различных модификациях.

Испанская война стала для самолета первой войной. На тот момент серийно строилась модификация He.59B-2 с цельнометаллическим носом и закрытой турелью для пулемета MG-15. В Испании самолет широко использовался для ночных бомбардировок прибрежных целей, а также для патрулирования побережья, причем в носовой части была установлена 20-мм пушка MG FF. Стоит сказать, что из-за своих внушительных размеров экипажи могли рассчитывать только на внезапность атаки. Если их перехватывали истребители правительственной авиации, то их судьба была предрешена. Несколько боев хорошо описаны в советской мемуарной литературе.

Вот, например, описание боя 5 февраля 1937 года. В тот день четыре гидросамолета (2 Не.59 и 2 Не.60) приблизились к Малаге. По иностранным данным, самолеты осуществляли противолодочную оборону крейсера «Канариас», по отечественным — они собирались атаковать севший на мель республиканский пароход. Служба ВНОС вовремя подняла тревогу. Взлетели все наявные истребители — четыре. Вся группа атаковала и до 5 км в море преследовала большой гидросамолет. Евгений Ерлыкин так описал этот бой: «От гидросамолета летели щепки и осколки; особенно сильно были разбиты оба поплавка, от которых отлетали целые листы».

После этого все летчики, кроме Кондрата, переключились на другой самолет: «Мы навалились всей группой на заднего, пробили у него мотор, и он сел в море на расстоянии 20 км от берега».

По зарубежным данным, раненый пилот подбитого Не-60 сумел довести машину до своих кораблей.

Согласно мемуарам Емельяна Кондрата, он в одиночку продолжил преследование тяжелого гидросамолета: «Выбрал себе цель, атакую. Фашист увернулся. Еще раз приготовился к атаке, но пришлось отвернуть в сторону, потому что из кабины стрелка ударила очередь пулемета. Догоняю. Еще немного. Можно нажимать на гашетку. Ну! Но вдруг — передо мной пустота. «Гидра» резко провалилась вниз. Ручку от себя! Вот она круто несется вниз. Чувствую, как начинает подрагивать самолет, разгоняя скорость на пикировании.

Метр за метром он достает «Гидру», я уже держу ее в прицеле, все сделал, как надо, остается только нажать спуск, но. Куда она девалась? Почему перед глазами небо? Где низ, где верх! Резко тяну ручку на себя, самолет стонет от боли, как живой. А может, это мой стон? В глазах разряжаются молнии, а на плечи наваливается такая тяжесть, что тело сползает вниз, в глубь кабины. Где же земля?! Почему везде одно небо?!

Немец вышел из пике у самой воды, а я вслед за ним. Только сейчас понял — он мог сбить меня без единого выстрела».

И все-таки Емельян не выпустил свою жертву: «Гидра» вздыбилась, подскочила, пошла наискосок вверх, но будто натолкнувшись на что-то, почти плашмя стала падать. Впервые я видел, как разбивается о воду самолет: исчезает в пучине целым, и тут же море упруго выбрасывает обломки».

По иностранным данным, командир экипажа Не.59 Д. Ляйхт (D. Leicht) из AS/88, преследуемый Кондратом, все же сумел довести машину до зоны действия зенитных орудий крейсера «Канариас». Очевидно, пытаясь приводниться возле своих кораблей на разбитые поплавки, Не.59 потерпел катастрофу. Летчик погиб, остальные члены экипажа остались живы. В отечественных документах эта победа была записана за тремя летчиками: Петром Пумпуром (он в этот день прилетал проверить обстановку), Виктором Матюниным и Емельяном Кондратом.

Читать еще:  Нож бабочка: как выглядит балисонг, является ли холодным оружием, как пользоваться (вертеть), для чего нужен

Итог вылета подвел Евгений Ерлыкин: «В дальнейшем мы с удовольствием по тревоге вылетали в море, даже не спрашивая, сколько пришло гидросамолетов».

Всего в Испанию с сентября 1936 года было поставлено 16 гидросамолетов Не.59В-2. Потери составили 6 самолетов: оставшиеся 7 машин вернули в Германию, а 3 были оставлены националистам. Не.59, несмотря на то, что к началу Второй мировой войны устарели, тем не менее широко использовались в качестве спасательных в составе Seenotdienststaffeln. Интересно, что в первые дни войны на самолеты наносились большие красные кресты в белом круге, после чего такие самолеты не атаковали британские летчики. Мало того, в мемуарах отмечены случаи, когда летчики союзников сами по радио наводили «Хейнкели» на германских летчиков в воде Канала. Кроме того, вместительные самолеты использовали для заброски в тыл диверсионных групп. Окончательно машина «вышла в тираж» только в 1943 году. Одновременно с Не.59 в Испании появились и Не.60. В начале 1937 года 4 такие машины были переданы националистам. Оставшиеся в строю «Легиона Кондор» две машины в феврале 1939 года были переданы националистам.

«Легион Кондор» сыграл важную роль в победе Франко. Немецкие летчики не только обеспечили господство в воздухе, но и переброску подкреплений к линии фронта, а также поддержку наземных войск. Летчики-истребители заявили о более чем 300 подтвержденных победах в воздухе, хотя те же итальянцы заявляют о 903 победах, а националисты — о 294-х.

Бомбардировщики «Легиона» сбросили на врага 21 тысячу тонн бомб и претендуют на потопление 60 судов разных типов.

Именно опыт Испании дал немецким военным концепцию блицкрига, который базировался на четкой координации действий авиации и наземных частей. Многие летчики Люфтваффе вынесли опыт из испанской кампании. Тот же Вернер Мельдерс разработал крайне эффективную тактику пар и звеньев, которая использовала скорость и давала большую свободу действий в воздушных боях. Германские экипажи средних бомбардировщиков получили опыт атаки точечных целей. Потери пикирующих бомбардировщиков были очень небольшими, так как к тому моменту у немцев и националистов было полное господство в воздухе, кроме того, машины применялись крайне аккуратно — на небольшие дистанции и поэтому зачастую без истребительного прикрытия. Аналитики Люфтваффе по результатам воздушных боев сделали правильный вывод о снаряжении Bf.109 пушечным вооружением, а также разработке истребителя сопровождения бомбардировщиков, которым стал Bf.110.

Количество поставленных самолетов в «Легион Кондор»

Вовремя предать — значит предвидеть

За что испанцам по-настоящему стоит благодарить Франко, так это за то, что страна весьма ограниченно участвовала во Второй мировой войне. Гитлер не получил союзника, на которого рассчитывал.

Он убеждал фюрера, что Испания полезнее Третьему Рейху в нейтральном статусе, как поставщик продовольствия, снаряжения, как государство, через которое с Берлином смогут сотрудничать корпорации, стран, находящихся в состоянии войны Германией и Италией.

Все, чего смог добиться Гитлер от Франко — это отправки на советско-германский фронт добровольческой «Голубой дивизии». Впрочем, и ее каудильо отозвал в октябре 1943 года, когда давление западных союзников на Испанию стало особенно сильным, а шансы на победу Гитлера в войне стали ничтожными.

Заигрывание с США и Великобританией помогло Франко сохранить власть после войны, когда Советский Союз требовал призвать его к ответу, а бывшие союзники по антигитлеровской коалиции встали на защиту каудильо.

Да, во время войны Франко не преследовал на своей территории евреев, и закрывал глаза на то, что в Испании прячутся от нацистов сбитые над оккупированной Францией английские летчики.

Но в то же время он превратил Испанию в убежище и перевалочный пункт для нацистов, бежавших от правосудия. Бывшие гитлеровцы через Испанию отправлялись в Южную Америку.

А кого-то, как, например, лидера хорватских усташей Анте Павелича, чьи руки были по локоть в крови сербов, Франко сам укрыл от преследования в Испании.

Начало войны (июль 1936)

16 июля 1936 года в марокканских колониях Испании вспыхнул мятеж, и уже к 20 числу испанское Марокко было полностью в руках повстанцев. Одновременно с этим восстания вспыхнули и в других колониях: Западной Сахаре, Испанской Гвинее и Канарских островах. Спустя два дня мятеж начался и в континентальной части страны. Так, 18 июля начались бои в Севилье, которая довольно скоро была взята мятежниками. Также на юге был занят Кадис и ряд других городов, что позволило повстанцам снабжать здесь войска, а также иметь мощный плацдарм на юге Испании.

Бои в Толедо 1936

На севере восстание вспыхнуло в Овьедо, Бургосе и других городах. При этом в течение первой недели районы под контролем мятежников представляли собой анклавы, которые постепенно объединялись между собой, создавая сплошной фронт. Основная часть армии заняла сторону повстанцев, уже с первых дней мятежа поставив республиканское правительство в сложное положение. При этом большинство среди повстанцев составляли националисты и другие правые силы.

Кроме ряда неудавшихся восстаний в крупных городах Испании, бунтовщики в первые же дни войны потеряли и своего лидера – Хосе Санхурхо, который погиб в авиакатастрофе. В результате сложных политических процессов в октябре 1936 года лидером повстанцев стал генерал Франсиск Франко Баамонде.

Морская авиация

Как уже упоминалось, в составе «Легиона Кондор» кроме всего прочего был сформирован и морской разведывательный штаффель, на вооружении которого состояли два самолета, спроектированных фирмой «Хейнкель»: Не.59 и Не.60.

Не.59 был разработан в 1930 году как часть секретной программы создания германской военной авиации. Первоначально он представлял собой двухмоторный спасательный самолет, но фактически это был легкий бомбардировщик-разведчик с возможностью базирования как на суше, так и на воде. Первый «сухопутный» вариант взлетел в 1931 году, но в серию он не пошел, и все остальные самолеты были «морскими» — с двумя огромными поплавками. Как и многие самолеты того периода, Не.59 был самолетом смешанной конструкции. В целом бомбардировщик получился с комфортными кабинами для четырех членов экипажа и мощным вооружением. Всего германское правительство заказало 105 самолетов в различных модификациях.

Испанская война стала для самолета первой войной. На тот момент серийно строилась модификация He.59B-2 с цельнометаллическим носом и закрытой турелью для пулемета MG-15. В Испании самолет широко использовался для ночных бомбардировок прибрежных целей, а также для патрулирования побережья, причем в носовой части была установлена 20-мм пушка MG FF. Стоит сказать, что из-за своих внушительных размеров экипажи могли рассчитывать только на внезапность атаки. Если их перехватывали истребители правительственной авиации, то их судьба была предрешена. Несколько боев хорошо описаны в советской мемуарной литературе.

Вот, например, описание боя 5 февраля 1937 года. В тот день четыре гидросамолета (2 Не.59 и 2 Не.60) приблизились к Малаге. По иностранным данным, самолеты осуществляли противолодочную оборону крейсера «Канариас», по отечественным — они собирались атаковать севший на мель республиканский пароход. Служба ВНОС вовремя подняла тревогу. Взлетели все наявные истребители — четыре. Вся группа атаковала и до 5 км в море преследовала большой гидросамолет. Евгений Ерлыкин так описал этот бой: «От гидросамолета летели щепки и осколки; особенно сильно были разбиты оба поплавка, от которых отлетали целые листы».

После этого все летчики, кроме Кондрата, переключились на другой самолет: «Мы навалились всей группой на заднего, пробили у него мотор, и он сел в море на расстоянии 20 км от берега».

По зарубежным данным, раненый пилот подбитого Не-60 сумел довести машину до своих кораблей.

Согласно мемуарам Емельяна Кондрата, он в одиночку продолжил преследование тяжелого гидросамолета: «Выбрал себе цель, атакую. Фашист увернулся. Еще раз приготовился к атаке, но пришлось отвернуть в сторону, потому что из кабины стрелка ударила очередь пулемета. Догоняю. Еще немного. Можно нажимать на гашетку. Ну! Но вдруг — передо мной пустота. «Гидра» резко провалилась вниз. Ручку от себя! Вот она круто несется вниз. Чувствую, как начинает подрагивать самолет, разгоняя скорость на пикировании.

Метр за метром он достает «Гидру», я уже держу ее в прицеле, все сделал, как надо, остается только нажать спуск, но. Куда она девалась? Почему перед глазами небо? Где низ, где верх! Резко тяну ручку на себя, самолет стонет от боли, как живой. А может, это мой стон? В глазах разряжаются молнии, а на плечи наваливается такая тяжесть, что тело сползает вниз, в глубь кабины. Где же земля?! Почему везде одно небо?!

Немец вышел из пике у самой воды, а я вслед за ним. Только сейчас понял — он мог сбить меня без единого выстрела».

И все-таки Емельян не выпустил свою жертву: «Гидра» вздыбилась, подскочила, пошла наискосок вверх, но будто натолкнувшись на что-то, почти плашмя стала падать. Впервые я видел, как разбивается о воду самолет: исчезает в пучине целым, и тут же море упруго выбрасывает обломки».

По иностранным данным, командир экипажа Не.59 Д. Ляйхт (D. Leicht) из AS/88, преследуемый Кондратом, все же сумел довести машину до зоны действия зенитных орудий крейсера «Канариас». Очевидно, пытаясь приводниться возле своих кораблей на разбитые поплавки, Не.59 потерпел катастрофу. Летчик погиб, остальные члены экипажа остались живы. В отечественных документах эта победа была записана за тремя летчиками: Петром Пумпуром (он в этот день прилетал проверить обстановку), Виктором Матюниным и Емельяном Кондратом.

Читать еще:  «Дерринджер» для спецназа. Бесшумный пистолет «Гроза»

Итог вылета подвел Евгений Ерлыкин: «В дальнейшем мы с удовольствием по тревоге вылетали в море, даже не спрашивая, сколько пришло гидросамолетов».

Всего в Испанию с сентября 1936 года было поставлено 16 гидросамолетов Не.59В-2. Потери составили 6 самолетов: оставшиеся 7 машин вернули в Германию, а 3 были оставлены националистам. Не.59, несмотря на то, что к началу Второй мировой войны устарели, тем не менее широко использовались в качестве спасательных в составе Seenotdienststaffeln. Интересно, что в первые дни войны на самолеты наносились большие красные кресты в белом круге, после чего такие самолеты не атаковали британские летчики. Мало того, в мемуарах отмечены случаи, когда летчики союзников сами по радио наводили «Хейнкели» на германских летчиков в воде Канала. Кроме того, вместительные самолеты использовали для заброски в тыл диверсионных групп. Окончательно машина «вышла в тираж» только в 1943 году. Одновременно с Не.59 в Испании появились и Не.60. В начале 1937 года 4 такие машины были переданы националистам. Оставшиеся в строю «Легиона Кондор» две машины в феврале 1939 года были переданы националистам.

«Легион Кондор» сыграл важную роль в победе Франко. Немецкие летчики не только обеспечили господство в воздухе, но и переброску подкреплений к линии фронта, а также поддержку наземных войск. Летчики-истребители заявили о более чем 300 подтвержденных победах в воздухе, хотя те же итальянцы заявляют о 903 победах, а националисты — о 294-х.

Бомбардировщики «Легиона» сбросили на врага 21 тысячу тонн бомб и претендуют на потопление 60 судов разных типов.

Именно опыт Испании дал немецким военным концепцию блицкрига, который базировался на четкой координации действий авиации и наземных частей. Многие летчики Люфтваффе вынесли опыт из испанской кампании. Тот же Вернер Мельдерс разработал крайне эффективную тактику пар и звеньев, которая использовала скорость и давала большую свободу действий в воздушных боях. Германские экипажи средних бомбардировщиков получили опыт атаки точечных целей. Потери пикирующих бомбардировщиков были очень небольшими, так как к тому моменту у немцев и националистов было полное господство в воздухе, кроме того, машины применялись крайне аккуратно — на небольшие дистанции и поэтому зачастую без истребительного прикрытия. Аналитики Люфтваффе по результатам воздушных боев сделали правильный вывод о снаряжении Bf.109 пушечным вооружением, а также разработке истребителя сопровождения бомбардировщиков, которым стал Bf.110.

Количество поставленных самолетов в «Легион Кондор»

Война разгорается (июль 1936 – март 1938)

Карта боевых действий

Успешно подавив ряд мятежей в крупных испанских городах, республика столкнулась с большим количеством трудностей. Главной из них стало практически полное отсутствие армии, что заставило формировать Вооружённые силы заново. В то же время в конце июля Великобритания и Франция, и до этого относившиеся к республике с недоверием, ввели эмбарго на поставки ей оружия. Однако националистам помощь прибывала из Португалии, Германии и Италии. Поставлялось оружие, боевая техника и даже эскадрильи вместе с экипажами.

Руководство СССР также приняло решение оказать помощь Испанской республике, так как в дальнейшем можно было получить союзника с весьма выгодным стратегическим положением. Советский Союз также начал отправлять в Испанию, боеприпасы, оружие, медикаменты, боевую технику, самолёты и даже добровольцев и военнослужащих, ставших костяком «интернациональных» бригад, комплектовавшихся из граждан многих стран. Таким образом, конфликт в Испании стал поистине многонациональным. Испания превратилась в полигон для испытаний доктрин и боевой техники для Италии, Германии и Советского Союза.

В ходе ожесточённых боев в августе-сентябре 1936 года националистам удалось установить сухопутную связь между своими плацдармами в Андалусии (на юге Испании) и Старой Кастилии (север страны). В то же время часть территории на севере была в руках республиканцев.

15 октября 1936 года националисты перешли в наступление на Мадрид, которое готовилось ими с августа. Здесь наступали войска под командованием генерала Молы и Африканская армия под командованием генерала Франко. Планировалось мощным броском сходу овладеть городом и затем «разрезать» территорию республиканцев на две части, окончательно дезорганизовав их сопротивление.

Однако наступление, начавшееся весьма успешно, вскоре захлебнулось, не в последнюю очередь благодаря советской танковой мощи. Началась упорная оборона Мадрида, продолжавшаяся до самого конца войны. Тем не менее, республиканское правительство Испании покинуло город и переехало в Валенсию. Оборона столицы возлагалась на Хунту обороны Мадрида.

После сражений за Мадрид наступил этап зимней кампании 1936/37 гг., в ходе которой обе стороны предпринимали попытки наступления. В частности, республиканцы попытались наступать на Центральном фронте, но, понеся серьёзные потери, потерпели неудачу. В то же время националисты сумели овладеть всей Андалусией, которую удерживали плохо обученные и плохо вооружённые отряды республиканской милиции. В целом итог зимней кампании можно назвать ничейным, так как линия фронта стабилизировалась, и существенных её изменений за данный период не произошло.

Однако в то же время положение стран менялось, причём в разные стороны. В республике фактически царила анархия, а испанская промышленность, основная часть которой находилась в руках республиканцев, практически ничего не давала фронту, будучи управляемой профсоюзными организациями и ячейками. Крупные потери, понесённые в боях за Мадрид, стали причиной уменьшения масштабов действий республиканских войск в последующие кампании.

В это же время, 28 апреля, в Каталонии началось восстание троцкистов, планировавших в условиях затяжной войны взять власть в стране. В результате республику сотряс мощный политический кризис, вылившийся в уличные бои в Барселоне, Лериде и других городах и фактически сорвавший готовившееся наступление республиканцев на Сарагосу. Помимо обострения ситуации внутри республики, восстание окончательно поставило крест на удержании Страны Басков, которая была разгромлена и захвачена националистами к 20 июня.

Итогом весенних боёв стало не только поражение республиканской армии, но и частичная смена правительства Испанской республики: вместо Ларго Кабальеро председателем правительства Испании стал Хуан Негрин. Сменились и многие министры. Главным следствием политического кризиса, который продолжался вплоть до июля 1937 года, стало падение боевого духа среди интернациональных бригад; при этом многие бойцы разочаровывались в тех идеях, за которые они шли воевать. У националистов же Франко окончательно укрепил свою диктатуру, ликвидировав своих главных политических противников.

Следующее крупное наступление националистов началось в ноябре 1938 года и привело к их занятию Каталонии, которая практически не оборонялась республиканскими частями. К этому времени боевой дух республиканских войск в значительной мере снизился, были расформированы интернациональные бригады и ряд других частей. Боевая техника республики также почти полностью вышла из строя. Итогом наступления националистов стало и взятие ими Барселоны, временной столицы республиканской Испании.

Одновременно с военными победами, националистов ждали успехи и на дипломатическом поприще. В феврале 1939 года националистов признали законным правительством Великобритания и Франция. Сделано это было, скорее всего, для того, чтобы улучшить непростые отношения с Гитлером и принудить лишившееся их иллюзорной поддержки республиканское правительство Испании к капитуляции. Однако агония республики затянулась ещё на полтора месяца.

Процессы брожения в республике достигли своего пика в марте 1939 года, когда генералы низложили правительство Хуана Негрина и вступили в контакт с франкистами. Многие части республиканцев капитулировали или переходили на сторону националистов. Лишь в ряде городов и районов войскам националистов пришлось провести боевые операции по полному их овладению.

Парад победы в Мадриде Франко

После гражданской войны Испания стала дружественной страной для государств «Стального пакта». Однако этот политический курс во время Второй мировой войны существенно колебался, став в её конце полностью проамериканским. Таким образом, генерал Франко (получивший среди испанского народа титул «каудильо») удержал страну от ещё больших разрушений и военного поражения. Тем не менее, негативное отношение к СССР Франко сохранил, отправив во время Второй мировой против Советского Союза «голубую» дивизию.

Гражданская война в Испании окончательно оформила переход страны сначала от полуфеодального и застойного, а затем и социалистического и полуанархистского уклада жизни к капитализму, позволив стране развивать в лоне рыночной экономики.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector