B-24D-25 Liberator
Содержание
- 1 Описание
- 2 Основные характеристики
- 2.1 Летно-технические характеристики
- 2.2 Живучесть и бронирование
- 3 Вооружение
- 4 Применение в бою
- 4.1 Достоинства и недостатки
- 5 Историческая справка
- 6 Медиа
- 7 См. также
- 8 Ссылки
B-24D-25-CO — американский бомбардировщик IV ранга. Этот самолет находится в игре еще с момента начала открытого бета-тестирования.
Consolidated B-24D Liberator создавался, чтобы стать основным тяжелым бомбардировщиком дальнего действия. Наиболее эффективно используется для бомбардировки стационарных целей, таких как базы, аэродромы и доты при атаке с большой высоты.
Либерейтор летает несколько быстрее, чем Boeing B-17 Flying Fortress. К сожалению, его маневренность и управляемость значительно хуже благодаря конструкции крыла Davis, которая оптимизирована только для эффективного полета на одном уровне. Маневрировать на нем затруднительно и обычно это приводит к потере высоты или к штопору.
В соответствии с требованиями USAAF во время Второй Мировой Войны, B-24 оснащен относительно тяжелым оборонительным вооружением из одиннадцати 12.7-мм тяжелых пулеметов M2 Browning. Теоретически, американский бомбардировщик должен был защитить себя от истребителей противника в дневных миссиях. Турели с хорошими углами наведения и позволяют атаковать врага с любого ракурса, слепые зоны просто отсутствуют.
По сравнению с B-17E, Liberator несет аналогичную бомбовую нагрузку (3517 кг). Однако максимальная бомбовая нагрузка гораздо меньше, чем у других тяжелых бомбардировщиков, таких как «Ермолаев Ер-2» с двигателями АЧ-30Б (5000 кг), серии «Дорнье До 217» (4000 кг) и серии «Ланкастер» (6363 кг), все из которых имеют гораздо более низкий боевой рейтинг. С другой стороны, хоть и бомбовая нагрузка не самая большая, как у бомбардировщиков других стран, более 18 500 бомбардировщиков B-24 были построены за время войны (что является рекордом среди бомбардировщиков).
История создания
В 1938 году ВВС США (тогда ещё Корпус Армейской Авиации) обратились к фирме «Консолидейтед Эйркрафт» с просьбой развернуть на своих производственных мощностях лицензионный выпуск бомбардировщика B-17. Рассмотрев предложение, глава фирмы Рубен Флит выдвинул ответное – разработать самолёт, превосходящий «Летающую крепость» по своим характеристикам.
У «Консолидейтед» имелось «ноу-хау» — молодой инженер Дэвид Дэвис разработал уникальный профиль крыла с высокой эффективностью (малое сопротивление воздуху, большая подъемная сила и т.д.). Его и предстояло использовать на бомбардировщике, получившем рабочее название «модель 32». Работы возглавил главный конструктор фирмы Айзек Лэддон.
Ознакомившись с наработками «Консолидейтед», Корпус Армейской Авиации «задним числом» оформил для «модели 32» техзадание, и контракт на строительство прототипа. Это произошло весной 1939 года, а в последние дни декабря того же года прототип, получивший армейский индекс XB-24, поднялся в воздух.
Масштабные испытания самолёта проводились до середины лета 1940 года, и подтвердили его высокие лётные качества.
В Европе тем временем набирала обороты война, и Франция вместе с Британией, испытывая потребность в современных тяжёлых бомбардировщиках, заказали их именно у «Консолидейтед». Тогда же появилось собственное имя B-24 – Рубен Флит выбрал название «Либерейтор» для британского заказа, подразумевая освобождение Европы.
Французы не успели получить свой заказ до капитуляции, а Британия в 1940 году получила (в рамках контракта на поставку шести самолётов) предсерийную партию из самолётов YB-24, которые должны были отправиться на войсковые испытания. Седьмой YB-24 всё-таки достался американской авиации.
К массовому производству «Либерейторов» привлекли ещё две авиастроительные компании – «Дуглас» и «Норт Американ», а так же «Форд». К 1942 году B-24 производился на трёх заводах и собирался из готовых узлов – на двух.
Модификации самолёта
Поставлялся в следующие страны
:
Австралия
Бразилия
Китайская Республика
Чехословакия
Индия
Италия
Нидерланды
Новая Зеландия
Польша
Португалия
СССР . Один бомбардировщик был официально поставлен в ноябре 1942 года в соответствии с соглашениями по ленд-лизу. Помимо того, 73 совершивших вынужденную посадку в Европе B-24 различных модификаций были частично восстановлены и около 30 приведены в боеспособное состояние и использовались 45-й тяжёлой (Гомельской) бомбардировочной авиадивизией [2] в послевоенное время для обучения лётчиков 52-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка [3] [4] .
Турция
Великобритания
США
Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в 200-й боевой эскадре (англ .) русск . люфтваффе.
Конструкция
Самолёт сразу стал легендой, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях (так, были случаи, когда самолёт возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырёх, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением). Девять (позднее — двенадцать) пулемётов Браунинг M2 калибра 12,7 мм обеспечивали достаточную защиту [Прим. 1] . Была слабая защита спереди при лобовой атаке истребителей: из 27 фрагментов броневой защиты и противозенитных экранов ни один не защищал экипаж от лобовой атаки. При попадании в лобовую часть из пушки или даже пулемёта экипаж оказывался совершенно незащищённым.
Другой характерной особенностью B-17 было использование высокоточного бомбового прицела системы Нордена. Прицел позволял производить эффективное бомбометание с высоты более семи километров.
Конструкция самолёта B-17 последовательно претерпела восемь значительных изменений в процессе производства. Последний вариант, B-17G, отличался от предшественника носовой подфюзеляжной стрелковой установкой с двумя 12,7-мм пулемётами M2 Browning, которая устранила основное уязвимое направление от атаки спереди.
На базе B-17 был создан целый «комбайн» постановщика помех для глушения немецких станций орудийной наводки типа «Вюрцбург». На борт поставили 18 передатчиков, разведывательные приёмники, а антенн пришлось поставить так много, что самолёт весь «ощетинился» и получил прозвище «летающий дикобраз».
Эксплуатанты
Поставлялся в следующие страны:
- Австралия Австралия
- Бразилия Бразилия
- Китайская Республика Китайская Республика
- КНР КНР — в 1949 году в Наньюань был захвачен один B-24, который использовался в ВВС КНР
- Чехословакия
- Индия
- Италия Италия
- Нидерланды Нидерланды
- Новая Зеландия Новая Зеландия
- Польша Польша
- Португалия Португалия
- СССР СССР. Один бомбардировщик был официально поставлен в ноябре 1942 года в соответствии с соглашениями по ленд-лизу. Помимо того, 73 совершивших вынужденную посадку в Европе B-24 различных модификаций были частично восстановлены и около 30 приведены в боеспособное состояние и использовались 45-й тяжёлой (Гомельской) бомбардировочной авиадивизией в послевоенное время для обучения лётчиков 52-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка.
- Турция Турция
- Великобритания Великобритания
- США США
- Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в 200-й бомбардировочной эскадре (англ.)русск. люфтваффе.
Технические характеристики
B-24 можно сравнить с его соотечественником и конкурентом – B-17, который «Либерейтор» так и не смог полностью вытеснить.
B-24J Liberator | B-17G Flying Fortress | |
---|---|---|
Взлётная масса, тонн | 29,5 | 29,7 |
Потолок, км | 8,5 | 10,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 488 | 462 |
Крейсерская скорость, км/ч | 346 | 293 |
Боевая нагрузка, тонн | 2,3 (на дальность около 1300 км), 1,2 (на дальность около 1900 км) | 2 (на дальность около 1300 км), 7,8 (в перегруз) |
Главные преимущества «Либерейтора» были известны ещё при его проектировании. Он действительно летал быстрее «Летающей крепости», а на ту же дальность мог довезти чуть больше бомб (либо достать ту цель, до которой B-17 добраться не мог вовсе). Но B-24 был сложнее в управлении, плохо летал на низких скоростях, имел меньший потолок. Кроме того, узлы самолётов, произведённых на разных предприятиях, могли различаться вплоть до невзаимозаменяемости. К тому же, брать бомбы «в перегруз» он практически не мог.
B-24 был хорошим самолётом и, в других обстоятельствах, вполне смог бы вытеснить B-17. Однако обстоятельства военного времени оказались таковы, что выгоднее было производить и иметь оба эти самолёта.
Помимо этого, на базе «Либерейтора» фирма «Консолидейтед» проектировала бомбардировщик B-32 «Доминейтор», способный заменить B-29, если тот окажется неудачным. Однако до конца войны они использовались очень ограниченно, а после победы стали не нужны вовсе.
Содержание
Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС. В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение
Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими
В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени. В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта
Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими летными характеристиками
Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства
Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году
Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов
Вооружение
B-24D-25-CO может быть оснащен различными пресетами бомб:
- 8 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 4000 фунтов)
- 20 х 100 фунтов бомб AN-M30A1 (всего 2000 фунтов)
- 12 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 6000 фунтов)
- 8 бомб AN-M65A1 весом 1000 фунтов (всего 8000 фунтов)
Оборонительное вооружение
Ниже представлены летно-технические характеристики машины.
Модификация | B-2 |
Размах крыла, м | 52.40 |
Длина самолета, м | 20.90 |
Высота самолета, м | 5.45 |
Площадь несущей поверхности, м2 | 464.50 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 56700 |
нормальная взлетная | 168435 |
максимальная взлетная масса | 181500 |
топлива (нормальная) | 73000 |
топлива (максимальная) | 81650 |
Тип двигателя | 4 ТРДД General Electric F118-GE-100 |
Тяга, кгс | 4 х 8600 |
Максимальная скорость, км/ч | |
на высоте | 1010 |
у земли | 880 |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Практическая дальность, км | |
без дозаправки | 11100 |
с одной дозаправкой | 18500 |
Боевой радиус действия, км | 5560 |
Практический потолок, м | 12500 |
Экипаж, чел | 2-3 |