0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

B-24D-25 Liberator

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Летно-технические характеристики
    • 2.2 Живучесть и бронирование
  • 3 Вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

B-24D-25-CO — американский бомбардировщик IV ранга. Этот самолет находится в игре еще с момента начала открытого бета-тестирования.

Consolidated B-24D Liberator создавался, чтобы стать основным тяжелым бомбардировщиком дальнего действия. Наиболее эффективно используется для бомбардировки стационарных целей, таких как базы, аэродромы и доты при атаке с большой высоты.

Либерейтор летает несколько быстрее, чем Boeing B-17 Flying Fortress. К сожалению, его маневренность и управляемость значительно хуже благодаря конструкции крыла Davis, которая оптимизирована только для эффективного полета на одном уровне. Маневрировать на нем затруднительно и обычно это приводит к потере высоты или к штопору.

В соответствии с требованиями USAAF во время Второй Мировой Войны, B-24 оснащен относительно тяжелым оборонительным вооружением из одиннадцати 12.7-мм тяжелых пулеметов M2 Browning. Теоретически, американский бомбардировщик должен был защитить себя от истребителей противника в дневных миссиях. Турели с хорошими углами наведения и позволяют атаковать врага с любого ракурса, слепые зоны просто отсутствуют.

По сравнению с B-17E, Liberator несет аналогичную бомбовую нагрузку (3517 кг). Однако максимальная бомбовая нагрузка гораздо меньше, чем у других тяжелых бомбардировщиков, таких как «Ермолаев Ер-2» с двигателями АЧ-30Б (5000 кг), серии «Дорнье До 217» (4000 кг) и серии «Ланкастер» (6363 кг), все из которых имеют гораздо более низкий боевой рейтинг. С другой стороны, хоть и бомбовая нагрузка не самая большая, как у бомбардировщиков других стран, более 18 500 бомбардировщиков B-24 были построены за время войны (что является рекордом среди бомбардировщиков).

История создания

В 1938 году ВВС США (тогда ещё Корпус Армейской Авиации) обратились к фирме «Консолидейтед Эйркрафт» с просьбой развернуть на своих производственных мощностях лицензионный выпуск бомбардировщика B-17. Рассмотрев предложение, глава фирмы Рубен Флит выдвинул ответное – разработать самолёт, превосходящий «Летающую крепость» по своим характеристикам.

У «Консолидейтед» имелось «ноу-хау» — молодой инженер Дэвид Дэвис разработал уникальный профиль крыла с высокой эффективностью (малое сопротивление воздуху, большая подъемная сила и т.д.). Его и предстояло использовать на бомбардировщике, получившем рабочее название «модель 32». Работы возглавил главный конструктор фирмы Айзек Лэддон.

Ознакомившись с наработками «Консолидейтед», Корпус Армейской Авиации «задним числом» оформил для «модели 32» техзадание, и контракт на строительство прототипа. Это произошло весной 1939 года, а в последние дни декабря того же года прототип, получивший армейский индекс XB-24, поднялся в воздух.

Масштабные испытания самолёта проводились до середины лета 1940 года, и подтвердили его высокие лётные качества.

В Европе тем временем набирала обороты война, и Франция вместе с Британией, испытывая потребность в современных тяжёлых бомбардировщиках, заказали их именно у «Консолидейтед». Тогда же появилось собственное имя B-24 – Рубен Флит выбрал название «Либерейтор» для британского заказа, подразумевая освобождение Европы.

Читать еще:  Первый полуавтоматический «дикарь». Ружьё Savage Renegauge (видео)

Французы не успели получить свой заказ до капитуляции, а Британия в 1940 году получила (в рамках контракта на поставку шести самолётов) предсерийную партию из самолётов YB-24, которые должны были отправиться на войсковые испытания. Седьмой YB-24 всё-таки достался американской авиации.

К массовому производству «Либерейторов» привлекли ещё две авиастроительные компании – «Дуглас» и «Норт Американ», а так же «Форд». К 1942 году B-24 производился на трёх заводах и собирался из готовых узлов – на двух.

Модификации самолёта

Поставлялся в следующие страны

:

  • Австралия
  • Бразилия
  • Китайская Республика
  • Чехословакия
  • Индия
  • Италия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Польша
  • Португалия
  • СССР . Один бомбардировщик был официально поставлен в ноябре 1942 года в соответствии с соглашениями по ленд-лизу. Помимо того, 73 совершивших вынужденную посадку в Европе B-24 различных модификаций были частично восстановлены и около 30 приведены в боеспособное состояние и использовались 45-й тяжёлой (Гомельской) бомбардировочной авиадивизией [2] в послевоенное время для обучения лётчиков 52-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка [3] [4] .
  • Турция
  • Великобритания
  • США
  • Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в 200-й боевой эскадре (англ .) русск . люфтваффе.

Конструкция

Самолёт сразу стал легендой, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях (так, были случаи, когда самолёт возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырёх, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением). Девять (позднее — двенадцать) пулемётов Браунинг M2 калибра 12,7 мм обеспечивали достаточную защиту [Прим. 1] . Была слабая защита спереди при лобовой атаке истребителей: из 27 фрагментов броневой защиты и противозенитных экранов ни один не защищал экипаж от лобовой атаки. При попадании в лобовую часть из пушки или даже пулемёта экипаж оказывался совершенно незащищённым.

Другой характерной особенностью B-17 было использование высокоточного бомбового прицела системы Нордена. Прицел позволял производить эффективное бомбометание с высоты более семи километров.

Конструкция самолёта B-17 последовательно претерпела восемь значительных изменений в процессе производства. Последний вариант, B-17G, отличался от предшественника носовой подфюзеляжной стрелковой установкой с двумя 12,7-мм пулемётами M2 Browning, которая устранила основное уязвимое направление от атаки спереди.

На базе B-17 был создан целый «комбайн» постановщика помех для глушения немецких станций орудийной наводки типа «Вюрцбург». На борт поставили 18 передатчиков, разведывательные приёмники, а антенн пришлось поставить так много, что самолёт весь «ощетинился» и получил прозвище «летающий дикобраз».

Читать еще:  Германский линкор «тирпиц»: кошмар британского флота

Эксплуатанты

Поставлялся в следующие страны:

  • Австралия Австралия
  • Бразилия Бразилия
  • Китайская Республика Китайская Республика
  • КНР КНР — в 1949 году в Наньюань был захвачен один B-24, который использовался в ВВС КНР
  • Чехословакия
  • Индия
  • Италия Италия
  • Нидерланды Нидерланды
  • Новая Зеландия Новая Зеландия
  • Польша Польша
  • Португалия Португалия
  • СССР СССР. Один бомбардировщик был официально поставлен в ноябре 1942 года в соответствии с соглашениями по ленд-лизу. Помимо того, 73 совершивших вынужденную посадку в Европе B-24 различных модификаций были частично восстановлены и около 30 приведены в боеспособное состояние и использовались 45-й тяжёлой (Гомельской) бомбардировочной авиадивизией в послевоенное время для обучения лётчиков 52-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка.
  • Турция Турция
  • Великобритания Великобритания
  • США США
  • Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в 200-й бомбардировочной эскадре (англ.)русск. люфтваффе.

Технические характеристики

B-24 можно сравнить с его соотечественником и конкурентом – B-17, который «Либерейтор» так и не смог полностью вытеснить.

B-24J LiberatorB-17G Flying Fortress
Взлётная масса, тонн29,529,7
Потолок, км8,510,8
Максимальная скорость, км/ч488462
Крейсерская скорость, км/ч346293
Боевая нагрузка, тонн2,3 (на дальность около 1300 км), 1,2 (на дальность около 1900 км)2 (на дальность около 1300 км), 7,8 (в перегруз)

Главные преимущества «Либерейтора» были известны ещё при его проектировании. Он действительно летал быстрее «Летающей крепости», а на ту же дальность мог довезти чуть больше бомб (либо достать ту цель, до которой B-17 добраться не мог вовсе). Но B-24 был сложнее в управлении, плохо летал на низких скоростях, имел меньший потолок. Кроме того, узлы самолётов, произведённых на разных предприятиях, могли различаться вплоть до невзаимозаменяемости. К тому же, брать бомбы «в перегруз» он практически не мог.

B-24 был хорошим самолётом и, в других обстоятельствах, вполне смог бы вытеснить B-17. Однако обстоятельства военного времени оказались таковы, что выгоднее было производить и иметь оба эти самолёта.

Помимо этого, на базе «Либерейтора» фирма «Консолидейтед» проектировала бомбардировщик B-32 «Доминейтор», способный заменить B-29, если тот окажется неудачным. Однако до конца войны они использовались очень ограниченно, а после победы стали не нужны вовсе.

Содержание

Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС. В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими

В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени. В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими летными характеристиками

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним, в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году

Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолётов

Вооружение

B-24D-25-CO может быть оснащен различными пресетами бомб:

  • 8 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 4000 фунтов)
  • 20 х 100 фунтов бомб AN-M30A1 (всего 2000 фунтов)
  • 12 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 6000 фунтов)
  • 8 бомб AN-M65A1 весом 1000 фунтов (всего 8000 фунтов)

Оборонительное вооружение

Ниже представлены летно-технические характеристики машины.

МодификацияB-2
Размах крыла, м52.40
Длина самолета, м20.90
Высота самолета, м5.45
Площадь несущей поверхности, м2464.50
Масса, кг
пустого самолета56700
нормальная взлетная168435
максимальная взлетная масса181500
топлива (нормальная)73000
топлива (максимальная)81650
Тип двигателя4 ТРДД General Electric F118-GE-100
Тяга, кгс4 х 8600
Максимальная скорость, км/ч
на высоте1010
у земли880
Крейсерская скорость, км/ч850
Практическая дальность, км
без дозаправки11100
с одной дозаправкой18500
Боевой радиус действия, км5560
Практический потолок, м12500
Экипаж, чел2-3
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector