0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Администрациягородского округа ЩёлковоМосковской области

  • Щёлковский историко-краеведческий музей
  • Музей Центра подготовки космонавтов
  • Центральный музей ВВС
  • Музей железнодорожных войск РФ
  • Музей продовольственной службы ВС РФ
  • Музей формы одежды русской, советской и иностранных армий
  • Фряновский историко-краеведческий музей

Музей формы одежды русской, советской и иностранных армий



Эполеты русской армии конца XIX—начала XX века были не только украшением мундира, но и имели защитное свойство — спасали от рубящего удара шашки противника.

Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, эксперементальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

Последнее собрание и составило основу ныне существующего музея военной формы одежды. В дополнении к униформе музей содержит превосходную коллекцию наград и знаков различия — ведь это неотъемлемая часть мундира.

Только несведующий человек может сказать, что разработать военную форму одежды очень просто. Ведь кроме, собственно, формы, которая меняется в зависимости от характера решаемых задач и климатических условий местности, важными факторами являются цвет, фактура ткани, износ, выцветание после стирки и т.д. Даже вырез на груди гимнастерки имел специальную форму для «снятия ее в экстренной ситуации методом разрыва, например при попадании напалма».

Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.

Адрес музея:
Моская область, п. Бахчиванджи (Щёлково-4),
в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы.
Телефон: (495) 544-86-11.
Музей работает:
ежедневно с 9:00 до 18:00 часов,
выходные дни — суббота и воскресенье.

Генералиссимус Александр Васильевич СУВОРОВ

(Русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский, граф Российской империи Суворов-Рымникский, граф Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Национальный герой России, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере — более 60 сражений.)

Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, справедливу, благочестиву!

Фиджи

В вооруженных силах тихоокеанского островного государства Фиджи служит всего 3500 человек, но это крупнейшая армия во всей Океании! На счету этих ребят четыре государственных переворота, и это только за последние 40 лет.

Самая яркая деталь парадного облачения местных солдат, которая сразу же бросается в глаза — традиционная юбка сулу с неровным низом, нарезанным треугольниками. Рядовые носят сулу белого цвета, офицеры — черного с красными вставками. Впрочем, на Фиджи сулу — вообще главенствующий предмет мужского гардероба. Носят ее и чиновники, и полицейские, и офисные сотрудники, и школьники.

Сверху солдаты надевают красный китель, а у офицеров почетного караула вместо него белый мундир. На бляхе ремня изображен герб Вооруженных сил Фиджи, на ногах кожаные сандалии — тоже вполне себе традиционная местная обувь, уместная в любой обстановке. А вот головного убора для рядовых не предусмотрено. Фиджийцы вообще редко покрывают голову на людях, что связано со спецификой местного этикета. Так, в пределах деревни шляпу носит только вождь.

(Флотоводец, герой Крымской войны (1853-56), командуя эскадрой Черноморского флота, 18 ноября 1853 в трехчасовом бою разбил турецкую эскадру при Синопе. После гибели адмирала Корнилова, возглавил Севастопольскую оборону. Храбрый и талантливый военачальник, Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдат.)

Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу.

Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший.

Военная форма — от Петра I до наших дней

В отреставрированные помещения усадьбы переехал Музей военной формы одежды Российского военно-исторического общества, который был открыт в 2017 году и ранее располагался в бывшей усадьбе Тургеневых — Боткиных в Петроверигском переулке.

«Историческая уникальная коллекция военной формы одежды, сохраненная нами, получила уютный дом. Здесь реализован целый ряд интересных проектов, позволяющих погружаться в наше историческое прошлое, позволяющих наглядно оценить или ознакомиться с историческими сражениями, о которых мы знаем или не знаем», — сказал Николай Панков, заместитель Министра обороны России.

Общая площадь нового музейного комплекса — более четырех тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочные залы занимают полторы тысячи квадратных метров. В музее есть фойе, кафе, сувенирный магазин, касса, гардероб и большой зал для проведения концертов и лекций.

Экспозиционное пространство создано с использованием современных мультимедийных технологий, в числе которых широкоформатные экраны и проекции. В зале, посвященном обмундированию, снаряжению и амуниции Вооруженных сил России, посетители могут принять участие в интерактивной игре, попробовав себя в роли оператора командного центра ракетных войск, а также увидеть 3D-модели современного оружия.

«Широко используются современные музейные технологии. Самое главное, мне бы хотелось, чтобы этот музей пришелся по душе детям — московским школьникам и тем школьникам, которые приезжают в столицу. Поскольку на самом деле прийти сюда — это лишь повод, вместе с родителями или вместе с классом, поглубже узнать самые интересные, самые, может быть, мало раскрученные, самые яркие страницы нашей российской истории. И конечно, хотелось бы, чтобы этот музей решал параллельно две задачи. Первая задача — просветительская, образовательная, задача возбудить интерес школьников к истории, к самому, на мой взгляд, интересному предмету вообще в школьной программе. И вторая задача: показать, что служба в армии — это не только ответственно, почетно и тяжело, но это и красиво. Потому что военная форма всегда украшала мужчину, всегда выделяла его среди всех», — отметил Владимир Мединский.

В музее будут работать три постоянные экспозиции, в создании которых приняли участие ведущие музеи России, среди которых Эрмитаж, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей и другие.

Посетители познакомятся с основными этапами эволюции военной формы — с момента создания регулярной армии Петром I и до наших дней. Постоянная экспозиция «Мундир для героя» займет 22 зала, она посвящена особенностям развития формы Русской императорской, Рабоче-крестьянской Красной, Советской и Российской армии.

Также один из залов музея занимает постоянная экспозиция «Нам есть чем гордиться», рассказывающая о подвигах русских полководцев и солдат. А узнать историю усадьбы, в которой размещен музей, можно на экспозиции «Усадьба Васильчиковых».

Кроме того, в музее будут проходить временные выставки. В настоящее время открыты «Императорская кавалерия» об истории формы одежды, снаряжения и вооружения основных видов русской конницы эпохи XIX — начала XX века, и «Краски войны» — это военная летопись России глазами художников-живописцев.

Перед зданием установлены 10 бронзовых бюстов советских и российских военачальников, составляющих Аллею Полководцев.

Увидеть редкие предметы из коллекций французских музеев и частных собраний можно будет на выставке, посвященной королевским мушкетерам Франции первой половины XVI века. Она откроется в 2020 году.

Также в ближайших планах музея — открытие детского образовательного центра «Форпост» и специальной детской экспозиции, а также проведение костюмированных программ, мастер-классов, концертов, спектаклей, лекториев и дискуссионных клубов.

Знаете ли вы, что фуражкой отмеряли фураж, а буденовка сначала была фрунзевкой?

Эполеты товарища Сталина

Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

Последняя ошибка предпоследнего царя

— Кстати, вариант погон генералиссимуса, который представлен на втором мундире, так до конца и не утвердили, — рассказывает главный хранитель уникального музея Галина Безкровная. — Вероятно, потому, что Сталин не любил эту форму и надевал ее крайне редко.

— Генералиссимусов до Сталина в русской истории было всего трое. Их мундиры сохранились?

— Нет, парадная форма Шеина, Меньшикова и Суворова до нас не дошла. Но у нас немало других раритетов — хотя бы вот эти брюки-чивчиры из детского офицерского мундира Николая I. Их носил два века назад будущий российский император. А вот парадный мундир Александра III.

— А что это за ниточки на груди?

— Это петельки для орденов и медалей, которыми награждали Его Императорское Величество! Между прочим, именно в правление Александра Александровича впервые в России офицеры принялись в массовом порядке увольняться из армии.

— Неужели царь зажимал им денежное довольствие?

— Нет, разумеется. Просто как раз тогда в армиях мира появилось нарезное стрелковое оружие, и разноцветные офицерские мундиры стали отличной мишенью для снайперов. Военачальники вынуждены были резко упростить внешний вид формы, унифицировать расцветку. А наши офицеры обиделись, посчитав, что так их унижают… Только Николай II исправил отцовскую ошибку, вернув в войска разноцветные мундиры в качестве парадной формы одежды.

Проходя по залам музея, разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи, постоянно сомневаешься: неужели все эти епанчи (так называли верхнюю солдатскую одежду — предшественницу шинели), шлемы копейщиков раннепетровской эпохи, брюки-лосины, снимаемые и надеваемые исключительно в намоченном состоянии, — неужели все это действительно сохранилось с тех пор, а не изготовлено умелыми руками мастеров-новодельщиков?

Богатырка командарма

Да, подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы. Этим мы во многом обязаны Интендантскому музею Русской армии, учрежденному еще в 1868 году в столичном Санкт-Петербурге с чисто практической целью. Дело в том, что образцов формы и снаряжения в различных родах войск тогда было так много, что офицеры, случалось, путались: что и когда надевать? Для разрешения подобных затруднений и было учреждено столь полезное заведение (тогда оно даже называлось необычно: музей-магазин).

В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

И только спустя несколько десятилетий название «фуражка» прочно утвердилось не только в армии, но и среди гражданского населения. А известная всем буденновка сначала звалась богатыркой: художник Васнецов «списал» этот головной убор со шлемов Ильи Муромца и Алеши Поповича. Когда богатырка широко распространилась в дивизии Фрунзе, ее нарекли фрунзевкой.

И только в знаменитой Первой конармии она получила окончательное имя… Между прочим, Буденный успел увидеть основную музейную экспозицию при жизни — разумеется, еще на старом месте, когда она располагалась в неотапливаемых бараках под Красногорском. Старожилы рассказывали: когда Семена Михайловича подвели к чучелу лошади Ворошилова по кличке Маузер, знаменитый кавалерист чуть не расплакался: «А моего-то коня почему же в музей не поместили!?»

Кстати: пятиконечные звезды впервые появились в русской армии за 94 года до большевистского восстания. Тогда, при Николае Павловиче, эти кованые значки на эполетах символизировали сокрушающую силу духа. Жаль, что нынче военным напоминают об этом только здесь, в музее…

Фиджи

В вооруженных силах тихоокеанского островного государства Фиджи служит всего 3500 человек, но это крупнейшая армия во всей Океании! На счету этих ребят четыре государственных переворота, и это только за последние 40 лет.

Самая яркая деталь парадного облачения местных солдат, которая сразу же бросается в глаза — традиционная юбка сулу с неровным низом, нарезанным треугольниками. Рядовые носят сулу белого цвета, офицеры — черного с красными вставками. Впрочем, на Фиджи сулу — вообще главенствующий предмет мужского гардероба. Носят ее и чиновники, и полицейские, и офисные сотрудники, и школьники.

Сверху солдаты надевают красный китель, а у офицеров почетного караула вместо него белый мундир. На бляхе ремня изображен герб Вооруженных сил Фиджи, на ногах кожаные сандалии — тоже вполне себе традиционная местная обувь, уместная в любой обстановке. А вот головного убора для рядовых не предусмотрено. Фиджийцы вообще редко покрывают голову на людях, что связано со спецификой местного этикета. Так, в пределах деревни шляпу носит только вождь.

Генералиссимус Александр Васильевич СУВОРОВ

(Русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский, граф Российской империи Суворов-Рымникский, граф Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Национальный герой России, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере — более 60 сражений.)

Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, справедливу, благочестиву!

Информационные ресурсы Российской Федерации

  • Уполномоченный по правам человека в России
  • Правительство России
  • Отправить письмо Президенту
  • Наука и образование против террора
  • Единая информационная система в сфере закупок
  • Государственные услуги
  • Администрация Президента

© Администрация городского округа Щёлково Московской области

Читать еще:  Военные базы нато гораздо ближе к российским границам, чем вы думаете
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector