0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммерческие автомобили

Брянский автомобильный завод был образован 4 июня 1958 года для организации производства автомобилей специального назначения. Бежицкий сталелитейный завод передал новому предприятию производственный корпус, в котором развернули серийный выпуск промышленных тракторов Т-140, а затем Т-180 и трубоукладчиков Д-804. Выпуск тракторов продолжался до второй половины 1980-х годов.

В августе 1959 года на БАЗе организовали сборочное производство бронетранспортеров БТР-152В1 и его модификаций, а также больших плавающих автомобилей ЗИЛ-485А (БАВ).

В 1962 году началось производство специальных колесных шасси 135К, несколько позже в серийном производстве были освоены шасси 135ЛМ и 135ЛТМ. Первой собственной разработкой завода, поставленной на серийное производство в 1966 году, стало шасси 135МБ. Во второй половине 1960-х была изготовлена партия шасси 135Л4 для народного хозяйства. До середины 1990-х годов БАЗ выпускал различные модификации шасси 135ЛМП и 135МБ.

Новая веха в жизни завода началась во второй половине 1960-х годов. БАЗу были поручены создание и серийное производство плавающих корпусных шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939, БАЗ-5921 и БАЗ-5922. В 1970 году началось освоение в серийном производстве активного автопоезда ЗИЛ-137-137Б. В начале 1970-х годов на заводе разрабатывают шасси и тягачи семейства «Основа-1», в которое вошли корпусные плавающие шасси БАЗ-6944, БАЗ-5947 и рамное шасси БАЗ-6950. Во второй половине 1980-х годов было разработано семейство «Вощина» (модели БАЗ-69441, БАЗ-6948, БАЗ-69501, БАЗ-6953 и др.). В этот период суммарный выпуск достигал 850–950 шасси и тягачей в год. Произведенная техника нашла применение главным образом в Вооруженных Силах СССР, послужив базой для создания тактических ракетных комплексов «Луна-М», «Точка», «Точка-У», оперативно-тактических ракетных комплексов «Ока», «Ока-У», берегового ракетного комплекса «Редут», зенитно-ракетного комплекса «Оса» различных модификаций, реактивной системы залпового огня «Ураган», комплексов беспилотных летательных аппаратов «Рейс», «Рейс-Д», пунктов боевого управления в составе комплекса «Маневр», а также для других комплексов и систем вооружения и военной техники (ВВТ). Всего за 50 лет завод изготовил свыше 25 000 единиц техники по заказу Министерства обороны. Кроме того, БАЗ выпускал комплектующие для автомобилей ЗИЛ-131: ведущие мосты, раздаточные коробки, балансирные подвески и др. (их производили до 55 тыс. комплектов ежегодно).

В конце 1980-х годов наступила эпоха конверсии. С 1989 года в Брянске велись работы по созданию нового производства, ориентированного на ежегодный выпуск до 40 тыс. 1,5-тонных автофургонов. Однако, после прекращения в 1994 году финансовой поддержки данного проекта со стороны государства, выпуск автомобилей осуществляли по обходной технологии, и всего в 1994–1996 годах было изготовлено 157 автофургонов БАЗ-3782 / БАЗ-3783. Ограниченный тираж, высокая себестоимость и начало производства «ГАЗелей» в Нижнем Новгороде не позволили брянским малотоннажникам закрепиться на рынке, поэтому в 1996 году проект был свернут. Кроме того, оказались невостребованными и производимые автоагрегаты в связи с прекращением АМО «ЗИЛ» выпуска грузовиков ЗИЛ-131. Все это, а также снижение заказов более чем в 10 раз со стороны Министерства обороны поставило Брянский автозавод в сложнейшее положение, и в декабре 1996 года началась процедура банкротства предприятия.

В 1993 году по тактико-техническому заданию Министерства обороны РФ на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода – созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости 4-го поколения «Вощина-1». Первый опытный образец БАЗ-69091 был изготовлен в феврале 1995 года. В связи с ограниченным финансированием со стороны Заказчика и сложным положением предприятия работа по созданию семейства затянулась на 10 лет. Лишь в 2003–2004 годах шасси и тягачи семейства «Вощина-1» с колесной формулой 6х6 и 8х8 были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ. Однако уже в 1996 году на базе семейства «Вощина-1» начался выпуск народнохозяйственных модификаций шасси и тягачей, и сегодня только для экономического сектора изготовляют 12 серийных комплектаций с колесными формулами 8х8, 10х8, 12х12.

В 2001 году Брянский автозавод стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Благодаря этому было реанимировано производство военной автомобильной техники (началось серийное изготовление семейства «Вощина-1»), в 2004 году выпущено первое специальное крановое шасси КШ-8973 для 100-тонного автокрана, а в 2006–2007 годах изготовлены два опытных образца специальных крановых шасси БАЗ-8027 под 32-тонные краны, один из которых имел всеколесное рулевое управление (4х4х4). В 2007–2008 годах были запущены в серию трех- и четырехосные специальные крановые шасси на агрегатах КАМАЗа. В 2009-2014 годах осуществлялась малосерийная сборка трех- и четырехосных крановых шасси серии 8031 / 80311 / 8033 с опорно-ходовой рамой, узлами и агрегатами китайского (включая кабину) и российского производства. Были изготовлены и трехосные шасси общего назначения БАЗ-7941 с лонжеронной рамой, которые в дальнейшем планировалось использовать для монтажа широкой линейки специализированных надстроек (автокраны, автобетоносмесители, самосвалы и пр.). Однако кризисные явления 2008–2010 годов в экономике РФ не позволили в полной мере реализовать намеченные планы по увеличению выпуска крановых шасси, а затем обвал курса рубля 2014 года заставил полностью отказаться от выпуска крановых шасси на китайских агрегатах.

Вопросам совершенствования военной автомобильной техники во все времена на БАЗе уделяли особое внимание. В 2007 году были проведены типовые испытания, подтвердившие возможность повышения грузоподъемности базового шасси БАЗ-6909 (колесная формула 8х8) семейства «Вощина-1» до 22 т. В состав семейства были введены седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) и специальное крановое шасси БАЗ-6909.8 (8х8). В феврале 2011 года был изготовлен седельный тягач БАЗ-6403.01, габаритная ширина которого составляет 3,1 м, в мае того же года выпустили опытный образец шасси БАЗ-69096-013 с колесной формулой 10х10. В 2013 году линейку военной продукции пополнили так называемые «оборудованные шасси», которые созданы на базе семейства «Вощина-1», что сохранило за Брянским автомобильным заводом позицию единственного в стране изготовителя такой техники, максимально приспособленной для монтажа комплексов и систем ВВТ. Осенью 2014 года прошел предварительные испытания первый образец шасси БАЗ-6909.60 (10х10) шириной 3100 мм. При необходимости в состав семейства «Вощина-1» могут быть введены шасси с колесной формулой 12х12 (версия для народного хозяйства – БАЗ-69099). Это позволяет утверждать, что Россия располагает полностью отечественной внедорожной автомобильной техникой военного и двойного назначения в классе грузоподъемности до 40–45 т.

Осенью 2015 года Брянский автомобильный завод вошел в состав ОАО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей». В течение 2016 года были сделаны первые инвестиции в реконструкцию производства, предприятие приступило к строительству своего собственного заводского автомобильного полигона для испытаний техники. Усилиями заводских специалистов был в полном объеме выполнен Государственный оборонный заказ. В 2016 году БАЗ произвел 266 ед. шасси и тягачей, что на 73,9% больше, чем в 2015-м, когда было собрано 153 ед. техники (по данным ОАО «АСМ-Холдинг»).

В настоящее время шасси и тягачи военного назначения, выпускаемые БАЗом, предназначены для применения в составе различных комплексов и систем ВВТ, в том числе для зенитно-ракетных систем С-400, радиолокационных комплексов «Гамма-С», «Небо-М», станций радиоэлектронной борьбы «Красуха-2» и др., а также перспективных комплексов и систем ВВТ.

На БАЗе ведутся работы по созданию нового поколения специальных колесных шасси и тягачей, а также специальных крановых шасси, для которых предполагается разработка новых кабин как военного, так и гражданского назначения.

Модификации

Семейство ЗИЛ-135 имеет множество модифицированных версией, среди которых:

ЗИЛ-135Б

Данная модель грузовика была представлена в 1959 году. В отличие от базовой версии, ЗИЛ-135Б обладает удлиненной платформой и менее мощными силовыми агрегатами (110 лошадиных сил в каждом). Испытания такой модификации были отменены военным руководством в связи с плохим качеством работы с артиллерийской установкой на плаву. Немного позже была представлена доработанная версия, получившая наименование ЗИЛ-135Б2. Она отличалась стеклопластиковой кабиной, однако предпочтение было все же отдано амфибиям, имеющим стальные корпусные кабины.

ЗИЛ-135Е

Является сухопутным военным грузовиком повышенной проходимости. Модель была представлена в 1960 году. В ней применили немало предыдущих разработок.

Грузовик оборудован двумя силовыми агрегатами марки ЗИЛ-375Я, суммарная мощность которых достигает отметки в 360 лошадиных сил. В конструкции кабины присутствуют пластиковые панели, соединенные друг с другом посредством эпоксидной смолы. В кабине предусмотрено три посадочных места, одно из которых для водителя, а два для пассажиров. Окна кабины оснащались бронезащитными стенками.

Многие конструкционные элементы данного грузовика стеклопластиковые. Причем используемый материал вышел довольно эластичным. Высокие температуры и пороховые газы после запуска ракет приводили стеклопластик, как и металл, к деформации, однако в отличие от последнего стеклопластиковые элементы возвращали свою исходную форму.

ЗИЛ-135К

В шасси данной модификации, как и предыдущей, отсутствует подвеска. Также в отличие от других моделей ЗИЛ-135К использует уникальную концепцию, имеющую недостатки в виде уменьшенной мощности и проходимости. Однако такое решение было реализовано намерено, поскольку модификация предназначалась в первую очередь для установки высокоточных крылатых ракет. В связи с этим модель практически не использовалась в длительных поездках и такие параметры, как мощность и проходимость стали не такими важными.

Грузовик имеет полную длину в 11400 миллиметров. В конструкции присутствует большое количество технических узлов, соединенных между собой посредством карданных валов.

В этой модификации была применена кабина от модели ЗИЛ-135Е, имеющая обтекаемые формы. Но в 1961 году вместо нее стали устанавливать упрощенную стеклопластиковую конструкцию, имеющую алюминиевый поддон. Лобовые стекла обладают обратным наклоном. Такое расположение стекол позволяет исключить блики, которые в реальных боевых условиях могут раскрыть местоположение грузовика. Ближе к концу 1961 года ЗИЛ-135К был принят на вооружение советской армии. Производство техники с этого года началось на автомобильном заводе в Брянске.

ЗИЛ-135М

Представляет собой модернизированный вариант грузовика ЗИЛ-135К. Данная модель была представлена в 1962 году. На платформу модификации устанавливали противокорабельный ракетный комплекс. По сравнению с предыдущей версией, здесь платформа была укорочена на один метр, что позволило расширить конструкцию кабины. Кстати, теперь кабина вмещает 5 человек. Испытания и доработки ЗИЛ-135М продлились до 1966 года.

ЗИЛ-135Л

Является доработанной версией грузовика ЗИЛ-135Е. В этой модели на всех колесах была применена торсионная подвеска. В 1961 году грузовик был отправлен на прохождение различных испытаний. Изначально на платформу модификации установили грузовой балласт, однако позже он был заменен макетом ракетного комплекса «Луна-М». В результате всех проведенных испытаний завод по приказу военного руководства выпустил четыре экземпляра.

Серийное производство изначально планировалось запустить на автомобильном заводе в Брянске. Но поскольку данный грузовик имеет автоматическую коробку передач, сборка была отменена местными специалистами, которые требовали внедрения стандартной механической.

ЗИЛ-135ЛМ

Как описывалось ранее, в производство не пошла версия с автоматической КПП и тогда производитель разработал модификацию с механической пятиступенчатой трансмиссией, которая получила наименование ЗИЛ-135ЛМ. Эта модель была представлена в 1963 году. Коробка передач имеет дистанционный привод переключения передач. В 1964 году стартовало серийное производство ЗИЛ-135ЛМ. Модель вышла довольно успешной, поскольку большой спрос на нее был не только в СССР, но даже и за его пределами.

Читать еще:  Новинки выставки «Оружие и охота» 2016

ЗИЛ-135П

Является десантно-транспортной машиной-амфибией. Модификация была разработана в 1965 году. В качестве основы послужил стандартный грузовик ЗИЛ-135. Благодаря возможности передвижения по воде технику активно использовали в Заполярье, Балтийском и Баренцевом море. ЗИЛ-135П способен производить штурм тонких льдов и выдерживать шторм до пяти баллов. Колеса переднего и заднего моста являются поворотными, за счет чего модификация может развернуться практически на месте. Однако, несмотря на множество особенностей и отличные результаты проведенных испытаний, данная модель не пошла в серийное производство. Более того, она не состояла на учете в Вооруженных силах СССР;

ЗИЛ-135ЛБ

Представляет собой гражданскую версию вездехода, имеющую прицеп-роспуск. Модель широко применялась в нефтегазовой промышленности, где осуществляла транспортировку труб. Благодаря высокой проходимости грузовик применялся в труднодоступных местностях, включая песчаный грунт;

ЗИЛ-135 ЛМ 9П140

Является автономным ракетным комплексом «Луна-М», построенным на базе стандартного ЗИЛ-135ЛМ;

ЗИЛ-135 ЛМ 9Т452

Является автономным боевым комплексом, имеющим транспортно-заряжающую машину 16-ти зарядной реактивной установки залпового огня «Ураган» 9К57. Модель основана на стандартном ЗИЛ-135ЛМ;

ЗИЛ-135ЛМ 9К52ТС

Представляет собой специальную модификацию, предназначенную для эксплуатации в тропических условиях. На платформе установлена пусковая установка 9П113ТС, имеющая транспортно-заряжающую машину 9Т29Т для ведения огня фугасными снарядами.

Необходимо отметить, что данная модель выпускалась не только для военных нужд, но также и небольшими партиями для гражданской службы. Так, ЗИЛ-135 мог иметь вид тягача, пожарной машины, ну и бортового грузовика.

ЗИЛ-135П [ править | править код ]

ЗИЛ-135П — плавающая платформа, вездеход, десантно-транспортная амфибия. Конструкция разработана в 1965 году на базе ЗИЛ-135. Вездеход широко эксплуатировался в Заполярье, Балтийском и Баренцевом морях. Выдерживает пятибалльный шторм и может штурмовать тонкие льды. Передний и задний мосты — поворотные, что позволяет делать развороты на месте. Машина прошла успешно все испытания, но на вооружение в Вооружённые силы СССР не поступила и серийно не выпускалась [1] .

ЗиЛ-135 и Б2

Тестирование первых опытных образов показало главные недостатки и направление к развитию. Грачёв решил, что необходимо пересмотреть концепцию боевых машин с колёсной формулой 8х8. Первый автомобиль ЗиЛ-135 появился в 1958 году. Главной особенностью стала обтекаемая кабина, благодаря которой движение по воде вызывало меньше трудностей.

За кабину поместили два мотора на 130 лошадиных сил каждый. В конструкцию включили бортовую трансмиссию с гидротрансформаторами и цепочки редукторов, которые приводили в действие индивидуальный привод ведущих колёс и два водомёта. Два ГУРа отвечали за поворот задних и передних колёс в разные стороны. Для корректной управляемости поворот обеих пар осуществлялся на один и тот же угол. Вместимость авто — 20-30 пассажиров. По асфальтированной дороге максимальная скорость — 55 км/ч, по воде — 10 км/ч.

Разработка предназначалась для установки различного ракетного оборудования. В процессе проектирования команда инженеров забыла взять в расчёт устойчивость образца при ведении огня с воды. Первые испытания показали, что после пуска ракеты транспорт может перевернуться. Используемые в производстве кабины материалы требовали пересмотра, так как под воздействием газов и пламени она деформировалась.

В 1959 году появились опытные образцы с индексом «Б». Они получили удлинённую платформу, а мощность двигателей снизили до 110 лошадиных сил. Военное руководство отказалось от испытания новых продуктов из-за плохого качества работы с артиллерийской установки на плаву. Предпринималась попытка внедрить опытный образец «Б2», который получил стеклопластиковую кабину, но ему предпочли амфибии со стальными корпусными.

Шасси и тягачи на базе семейства «Вощина-1» для экономического сектора

«Гражданские» версии специальных колесных шасси и колесных тягачей Брянского автозавода БАЗ-69095 (6х6), БАЗ-690902 (8х8), БАЗ-69096 (10х8), БАЗ-69099 (12х12), БАЗ-64022 (6х6), БАЗ-6403 (8х8), БАЗ-64031 (8х8), БАЗ-6307 (8х8), БАЗ-69098 (8х8) унифицированы с моделями семейства «Вощина-1».

Шасси грузоподъемностью от 14,7 до 40 т наиболее востребованы в качестве базы для монтажа различных кузовов и надстроек, используемых предприятиями, работающими в сфере добычи полезных ископаемых. Это установки для гидроразрыва пластов, ремонтно-буровые агрегаты, мобильные буровые вышки, цементировочные комплексы, внедорожные топливные автоцистерны большого объема и др.

Балластные тягачи БАЗ могут быть использованы для буксирования прицепов или самолетов на аэродромах, оборудованы универсальными бортовыми платформами, в том числе с кран-манипуляторными установками. Допустимая масса буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием – 50 т, по всем видам дорог и местности – 15 т.

Седельные тягачи (допустимая нагрузка на ССУ от 12 до 20 т) могут быть использованы для буксирования полуприцепов-трейлеров, в том числе зарубежного производства, на которых можно перевозить различную тяжелую технику. Полная масса автопоезда может достигать 90 т.

Специальное крановое шасси БАЗ-69098 предназначено под монтаж 50-тонного крана.

Шасси и тягачи оснащают 8-цилиндровыми V-образными дизелями, развивающими мощность до 500 л.с., производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) и ОАО «ТМЗ». Коробка передач 9-ступенчатая механическая. Подвеска независимая торсионная или комбинированная балансирно-торсионная (в зависимости от модели и комплектации). Установлена система регулирования давления воздуха в шинах.

В связи с ожидаемым снижением Государственного оборонного заказа на БАЗе проводится как адаптация уже выпускаемых шасси под частные требования заказчиков экономического сектора, так и разработка новых шасси под индивидуальные требования нефтяников, газовиков и иных потребителей.

ПРОСТО УРАГАН КАКОЙ-ТО

«Вам повезло, завтра у нас как раз тактические занятия», — сообщил начальник вооружений в/ч 31643 полковник Пушкарь, когда накануне обговаривали встречу. Мы не впервые в «Чистых Ключах», где дислоцируется небезызвестная артиллерийская бригада, но на этот раз нам удалось посмотреть выезд одного из ее дивизионов по учебной тревоге. Более того, даже получилось покататься на машине реактивного комплекса «Ураган», имеющей колесную формулу 8х8, осевую схему 1+2+1, два двигателя и несущую на себе 16-ствольную «батарею» под 220-миллиметровые реактивные снаряды. Такие комплексы уже устарели, ждут замены, но пока еще стоят на боевом дежурстве и продолжают выглядеть очень грозно даже в статике, что уж говорить о движении. Впечатляющая техника!

Залп из одной такой многоствольной «дуры», и, скажем, аэропорт или крупный ж/д узел полностью стерты с лица земли. А таких самоходных боевых «единиц» c дальностью выстрелов по площадным целям до 35 км только в одном дивизионе… В общем, это военная тайна. Важно другое. Огневая мощь — ничто, если нет возможности доставить ее источник в нужное время в нужное место. А место это, понятно, может быть очень труднопроходимым. Поэтому после войны, давшей горький и в то же время бесценный опыт, все «носители» тяжелых вооружений конструировались не только быстроходными, но также вездеходными и с высокой степенью живучести. Отсюда появление весьма интересных колесных тягачей, иногда настолько самобытных, что с точки зрения «гражданки» на грани здравого смысла.

К таковым можно отнести реактивный комплекс «Ураган» на шасси ЗИЛ-135 ЛМ разработки еще конца 70-х годов. Настоящий образчик лозунга «цель оправдывает любые средства». А главная цель — мобильность: в заряженном виде бросок до огневых позиций, отстрел боекомплекта и быстрый уход. Участие тактических ракетоносителей в «контактных» боях на передовой не предполагается, поэтому они не бронируются. По всему, у конструкторов стояла задача «экономить» и упрощать и на всем остальном, по возможности унифицируя узлы и агрегаты с другой техникой. При этом критерии удобства обслуживания и вообще вопросы «удовольствия» эксплуатации имели десятое значение. Или как любил шутить замполит моей ракетной части: «Это солдат должен находиться в постоянном и неустанном движении, остальное может отдыхать». Судя по всему, в ЗИЛ-135 такая жесткая «формула победы» была реализована наилучшим образом.

Работающие на высоких оборотах двигатели с «боковым» охлаждением летом склонны к перегреву, а слабых мест по трансмиссии и подвеске техслужба не отмечает. Залп из 16-ствольной «батареи» способен разрушить, например, городской микрорайон

За кабиной два бензиновых двигателя: 7-литровые карбюраторные V8, известные по грузовикам «Урал» первого «призыва». Это «расточенные» двигатели от ЗИЛ-130 и с увеличенной степенью сжатия под 93-й бензин. Каждый в паре с «гражданской» 5-ступенчатой коробкой, соединенные общей кулисой с ручным приводом. Собственно, в кабине кроме рычага КП других трансмиссионных и нет. Потому что левый двигатель постоянно крутит левые четыре колеса, а правый правые, с приводом через колесные редукторы с высоким передаточным отношением. Как в двухмоторном самолете, двигатели запускаются по очереди, но работать должны синхронно — привод дросселей у них тоже общий. Такой вот «Full-Time 8WD».

Подвеска торсионная, но только для передних и задних колес, они же поворотные в «контрфазе». Ход подвески очень маленький для такой махины, а четыре средних колеса вообще жестко закреплены на раме. Но вывесить пару-тройку колес (или вовсе их потерять) не страшно, ведь гребут все постоянно, плюс система централизованной регулировки давления в шинах. Все маневры даются за счет разворотного эффекта от крайних колес, при этом угловое «скольжение» шин подобно гусеницам надо расценивать как необходимое «зло», как малую жертву.

• Справка «А+С»

В/Ч 31643 входит в состав Пражской Краснознаменной ордена Суворова II степени реактивной артиллерийской бригады, история которой началась в 1943 году. Тогда, в переломный момент войны, возникла необходимость в создании мощных артсоединений для прорыва немецких укрепрайонов и поддержки крупных наступлений. Так была сформирована 104-я бригада, оснащенная тяжелыми гаубичными орудиями, в том числе 204-миллиметровой суперпушкой Б4. Крещение бригады состоялось на Курской битве, а боевой путь в этой войне закончился у стен Рейхстага. Свое название бригада получила в 1944 году за успешную операцию при освобождении Праги.

Если кто не завелся сам, поможет КрАЗ 6х6

И при всем этом машина выглядит красиво. Вообще, вы не находите, что советская боевая техника обладает превосходной дизайнерской харизмой? Вот и этот «дембель» ЗИЛ-135 тоже заставляет собой любоваться. Даже в состоянии покоя он как спящий Илья Муромец, могучий, складный, волевой. Но что начинается, когда он просыпается! Точнее, когда его оживляют для ратных дел и «гонят» на поле брани, в нашем случае — к месту формирования колонны, после чего дивизион маскируется и ждет боевого приказа.

Сибирские зимы, конечно, накладывают свой отпечаток на нормативах и методах пробуждения техники. Если летом по тревоге дивизион залпового огня «Ураган» уже в течение получаса готов к выполнению задачи, то в морозы под 30 всё несколько иначе. Зимой ЗИЛы заправлены антифризом, бензином, маслом, но аккумуляторы хранятся отдельно в специальном помещении, где солдаты их холят, аки мать младенца. По тревоге заряженные теплые батареи на тележках подкатывают к машинам, и начинается таинство запуска. Ритуал, кстати, напоминает таковой у самолетов, во всяком случае, по звуку. Грохот и вой проснувшихся бензиновых «восьмерок», да в сопровождении плотных облаков выхлопных газов — это уже почти как залп реактивной артиллерии. Надо учесть к тому же, что топливо в баках не свежего «разлива» из терминалов АНХК, а со сроком, хорошей воспламеняемостью не обладает. Но одно дело запустить двигатели и суметь «отсинхронизировать» их работу, и совсем другое успешно тронуться.

Читать еще:  Грузовой газ-51 как замена «полуторке»

По каким-то причинам трансмиссионную синтетику Castrol или Mobil в российской армии не используют, а наши масла в мостах спокойно себе загустевают. Двум непрогретым двигателям нелегко «сорвать» восьмиколесную машину с места, а если один из моторов не заведется, то другому вместе со сцеплением и вовсе не позавидуешь. А если оба не запускаются? В любом случае оставлять боевые и вспомогательные машины в парке нельзя, поэтому начеку буксиры. Замершую связную «шишигу» легко дергает КАМАЗ 6х6, а с застывшим «Ураганом», например, может справиться груженный дровами КрАЗ-лаптежник, который тоже состоит в штате дивизиона в качестве хозподдержки на марше. Танковые тросы и крепкие распоряжения командиров отделений быстро пробуждают отставших.

И вот двигатели и трансмиссия прогреты, давление в шинах в норме, экипажи в сборе, задача поставлена. Мне думалось, что отопление столь вместительной кабины будет от системы охлаждения двигателей, оказалось, что тепло по-отечески предусмотрено от автономной бензиновой печки: так проще конструктивно, хотя если не успели ее «раскочегарить», поедут в «ледовитых» условиях. Хорошо еще, предусмотрен гидроусилитель рулевого управления, иначе для водителя служба совсем бы показалась не сахаром.

В кабине типичная для военной техники обстановка, но всего один рычаг КП для вездехода с колесной формулой 8х8 сразу говорит о его необычной трансмиссии

Удивительно, но в высокую и «узкую» кабину получается запрыгнуть с легкостью белки в нору, буквально на раз-два, да и кресло «пилота» оказалось вполне удобным — по форме оно подобно ковшу в спортивном болиде! Жаль только, не имеет регулировок и подогрева, весьма жесткое и скользкое. Руль, педали и рычаги без оригинальности, как у всех ЗИЛов той поры, к тому же с именными лэйблами, и только широта кабины с небольшими окнами напоминает рубку сторожевого катера и подсказывает назначение «грузовика». За спиной беспощадная смертоносная установка, а под колесами не важно что — застрять на таких внедорожных катках, да с клиренсом более полуметра, маловероятно. Тем более, если за рулем опытный сержант российской армии, начавший выписывать по заснеженному полю такие пируэты — любое драйв-шоу покажется «мурзилкой». Хотите посмотреть какой-нибудь необычный секс? Рекомендуем инцест со спящей. Смотри бесплатно любой инцест со спящими девушками здесь. Обычно девчонки редко просыпаются, когда кто-то ебёт их в таком состоянии. Поэтому они часто беременные непонятно от кого.

Да, это настоящий «Ураган» даже без всяких выстрелов. В кабине в этот момент ничего угрожающего не происходит: дуэтный вой двигателей, работающих под нагрузкой на повышенных оборотах, не такой уж страшный, можно разговаривать без шлемофонов. Да и управляется эта стихия вполне обуздано, без особых усилий на руле и педалях, с нормальным контролем траектории. Вот рычагом КП орудовать явно затруднительно, но даже переход вниз надо стараться делать жестко, без двойного выжима, иначе махина может успеть остановиться. А действительно, трансмиссия и так «сжата» без всяких «понижаек»: кажется, идем на второй, а на деле сержант воткнул уже третью. Кстати, именно перегрев двигателей здесь называют самой возможной проблемой — вентиляторы системы охлаждения дуют ого-го, но моторы лишены набегающего воздуха, и летом могут греться. Говорят, на асфальте «Ураганы» способны «разбушеваться» до 80 км/час, а запас хода рассчитан на 500 км. Но 150 литров бензина на 100 км — это еще нормальный расход, с учетом хороших покрытий. А когда вот так по полям и лесам?

С учетом габаритов и веса реактивных «снарядов», на том же шасси предусмотрены специальные заряжающие машины

А как насчет комфорта шасси? Нормально, ехать можно, но надо быть начеку. Пологие ямы и волны, спрятанные под снегом пеньки и валуны — все это проскакивает почти как у машины на воздушной подушке. Но нырок в приличную траншейку или прыжок с трамплина не стоит упускать из виду, успеть сгруппироваться, иначе может подбросить так, что сначала головой тюкнешься о крышу, а потом жестко приложишься на «сидулку». Кроме того, идеально синхронизировать две карбюраторные «восьмерки» — это нонсенс, на разных режимах их работа все равно «плавает», ну, а разность крутящего момента по бортам «растворяется» в трансмиссии и рулевом. Кстати, в случае отказа одного двигателя, второй на пределе, но способен обеспечить движение — в этом и есть смысл живучести.

И еще, «Ураган» также базировался на шасси БАЗ-6953, тоже с двумя двигателями, но камазовскими дизелями и с гидромеханической трансмиссией. И все же на смену им артиллеристы ждут нечто другое — систему реактивного залпового огня «Смерч», которая в разы превосходит по огневой мощности и базируется на шасси с одним танковым двигателем. «Град», «Ураган», «Смерч» — развитие реактивной артиллерии художественно отражено уже в названиях комплексов, и что наши оружейники придумают после, остается только гадать.

• Особое мнение

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Как хотелось вырваться из надоевших серых будней и окунуться в некий параллельный мир — не передать словами. Мир, наполненный резкими командами суровых, но оттого не менее галантных, офицеров, мир, в котором как нельзя острее понимаешь, как просто там, на «гражданке».. Степень ответственности всех и каждого в артиллерийской части в полной мере осознаёшь при виде многообразия и непередаваемой монументальности отдельных видов техники. Благоговение, вызванное привычно, а оттого небрежно брошенными словами о том, что в «Урагане» два расточенных двигателя, не покидало меня дня два — вот уж на фоне чего свой минивэн снисходительно воспринимаешь букашкой.

По наивности раньше я считала, что учения — это некая почти дружеская прогулка-пробежка, придуманная для разбавления монотонности солдатского бытия. Теперь представьте моё изумление и восторг от чётко организованной суеты вокруг. На первый взгляд все хаотично передвигаются с разными скоростями в разных же направлениях, но стоит присмотреться и уже замечаешь: вот двое бегут в аккумуляторную, сейчас заведут очередной «Ураган», и он по чётким указаниям регулировщика, мастерски направляемый водителем, пройдёт через кажущиеся на его фоне игольным ушком ворота и пополнит строй. Полевая кухня, подстанция, грузовик с дровами — всё покидает площадку оперативно и слаженно. Правда, в этой организованности чуть не досталось «людям в штатском»: сквозь туман и клубы дыма, в совокупности временами ограничивающими видимость пятью метрами, вижу неотвратимо надвигающееся нечто, и чья-то рука оттаскивает меня с траектории проезда ЗИЛовского прицепа.

Наконец, УАЗик ВАИ везёт нас к месту общего сбора, где и должно состояться то главное, что притягивало меня ещё на стоянке боевых машин — близкое знакомство с «Ураганом». Это потрясающе — мчать, не разбирая дороги, не озадачиваясь тем, что встаёт на пути! Виражи, ловко закладываемые водителем, уподобляют величественную четырёхосную махину игрушечному грузовику в руках дворового мальчишки. В голове же тем временем молоточком стучит навязчивый отсчёт: литр, два, пять… Озвученный расход топлива — ещё один шок.

Хожу среди людей и техники как по декорациям к фильмам военных лет: тут и там кучками собираются солдаты, пересчитывают припасы, проверяют оружие, кто-то молчаливо курит в сторонке. Забавная табличка-инструкция «При запотевании ветровых стёкол открыть форточку» кажется иронией — если водителю вообще удалось завести эту технику, то уж с элементарными законами физики справиться труда не составит. И тем не менее — вот она, есть, ненавязчивая забота о надышавшем в бою солдате.

Призванные с разных концов нашей страны ребята выглядят довольными и с энтузиазмом на лице готовятся к предстоящим учениям. Что ж, пока в этих глазах читается сила и уверенность, я могу спокойно возвращаться домой, работать, жить и, пересматривая фотографии, вспоминать события того дня.

Двигатель

В двух моторных отсеках за кабиной установлены два бензиновых силовых агрегата марок ЗИЛ-375Я и 375Я2. Каждый из них развивает максимальную мощность на выходе в 180 лошадиных сил. Вес одной силовой установки составляет 530 килограмм. Они оснащались предпусковым подогревателем, использующим для работы жидкое топливо. Стоит отметить, что в случае отказа одного из двигателей техника могла продолжить движение на втором. Сами же моторы имеют по восемь цилиндров с V-образной компоновкой.

Характеристики ЗИЛ-375Я:

  1. Рабочий объем – 7 л;
  2. Максимальная мощность – 180 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 108 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 47.5 кгм (при 1800);
  7. Охлаждение – жидкостное.

ЗИЛ-135П [ править | править код ]

ЗИЛ-135П — плавающая платформа, вездеход, десантно-транспортная амфибия. Конструкция разработана в 1965 году на базе ЗИЛ-135. Вездеход широко эксплуатировался в Заполярье, Балтийском и Баренцевом морях. Выдерживает пятибалльный шторм и может штурмовать тонкие льды. Передний и задний мосты — поворотные, что позволяет делать развороты на месте. Машина прошла успешно все испытания, но на вооружение в Вооружённые силы СССР не поступила и серийно не выпускалась [1] .

ПРОСТО УРАГАН КАКОЙ-ТО

«Вам повезло, завтра у нас как раз тактические занятия», — сообщил начальник вооружений в/ч 31643 полковник Пушкарь, когда накануне обговаривали встречу. Мы не впервые в «Чистых Ключах», где дислоцируется небезызвестная артиллерийская бригада, но на этот раз нам удалось посмотреть выезд одного из ее дивизионов по учебной тревоге. Более того, даже получилось покататься на машине реактивного комплекса «Ураган», имеющей колесную формулу 8х8, осевую схему 1+2+1, два двигателя и несущую на себе 16-ствольную «батарею» под 220-миллиметровые реактивные снаряды. Такие комплексы уже устарели, ждут замены, но пока еще стоят на боевом дежурстве и продолжают выглядеть очень грозно даже в статике, что уж говорить о движении. Впечатляющая техника!

Залп из одной такой многоствольной «дуры», и, скажем, аэропорт или крупный ж/д узел полностью стерты с лица земли. А таких самоходных боевых «единиц» c дальностью выстрелов по площадным целям до 35 км только в одном дивизионе… В общем, это военная тайна. Важно другое. Огневая мощь — ничто, если нет возможности доставить ее источник в нужное время в нужное место. А место это, понятно, может быть очень труднопроходимым. Поэтому после войны, давшей горький и в то же время бесценный опыт, все «носители» тяжелых вооружений конструировались не только быстроходными, но также вездеходными и с высокой степенью живучести. Отсюда появление весьма интересных колесных тягачей, иногда настолько самобытных, что с точки зрения «гражданки» на грани здравого смысла.

К таковым можно отнести реактивный комплекс «Ураган» на шасси ЗИЛ-135 ЛМ разработки еще конца 70-х годов. Настоящий образчик лозунга «цель оправдывает любые средства». А главная цель — мобильность: в заряженном виде бросок до огневых позиций, отстрел боекомплекта и быстрый уход. Участие тактических ракетоносителей в «контактных» боях на передовой не предполагается, поэтому они не бронируются. По всему, у конструкторов стояла задача «экономить» и упрощать и на всем остальном, по возможности унифицируя узлы и агрегаты с другой техникой. При этом критерии удобства обслуживания и вообще вопросы «удовольствия» эксплуатации имели десятое значение. Или как любил шутить замполит моей ракетной части: «Это солдат должен находиться в постоянном и неустанном движении, остальное может отдыхать». Судя по всему, в ЗИЛ-135 такая жесткая «формула победы» была реализована наилучшим образом.

Читать еще:  Кто первый? Опытный пистолет-пулемёт Рукавишникова

Работающие на высоких оборотах двигатели с «боковым» охлаждением летом склонны к перегреву, а слабых мест по трансмиссии и подвеске техслужба не отмечает. Залп из 16-ствольной «батареи» способен разрушить, например, городской микрорайон

За кабиной два бензиновых двигателя: 7-литровые карбюраторные V8, известные по грузовикам «Урал» первого «призыва». Это «расточенные» двигатели от ЗИЛ-130 и с увеличенной степенью сжатия под 93-й бензин. Каждый в паре с «гражданской» 5-ступенчатой коробкой, соединенные общей кулисой с ручным приводом. Собственно, в кабине кроме рычага КП других трансмиссионных и нет. Потому что левый двигатель постоянно крутит левые четыре колеса, а правый правые, с приводом через колесные редукторы с высоким передаточным отношением. Как в двухмоторном самолете, двигатели запускаются по очереди, но работать должны синхронно — привод дросселей у них тоже общий. Такой вот «Full-Time 8WD».

Подвеска торсионная, но только для передних и задних колес, они же поворотные в «контрфазе». Ход подвески очень маленький для такой махины, а четыре средних колеса вообще жестко закреплены на раме. Но вывесить пару-тройку колес (или вовсе их потерять) не страшно, ведь гребут все постоянно, плюс система централизованной регулировки давления в шинах. Все маневры даются за счет разворотного эффекта от крайних колес, при этом угловое «скольжение» шин подобно гусеницам надо расценивать как необходимое «зло», как малую жертву.

• Справка «А+С»

В/Ч 31643 входит в состав Пражской Краснознаменной ордена Суворова II степени реактивной артиллерийской бригады, история которой началась в 1943 году. Тогда, в переломный момент войны, возникла необходимость в создании мощных артсоединений для прорыва немецких укрепрайонов и поддержки крупных наступлений. Так была сформирована 104-я бригада, оснащенная тяжелыми гаубичными орудиями, в том числе 204-миллиметровой суперпушкой Б4. Крещение бригады состоялось на Курской битве, а боевой путь в этой войне закончился у стен Рейхстага. Свое название бригада получила в 1944 году за успешную операцию при освобождении Праги.

Если кто не завелся сам, поможет КрАЗ 6х6

И при всем этом машина выглядит красиво. Вообще, вы не находите, что советская боевая техника обладает превосходной дизайнерской харизмой? Вот и этот «дембель» ЗИЛ-135 тоже заставляет собой любоваться. Даже в состоянии покоя он как спящий Илья Муромец, могучий, складный, волевой. Но что начинается, когда он просыпается! Точнее, когда его оживляют для ратных дел и «гонят» на поле брани, в нашем случае — к месту формирования колонны, после чего дивизион маскируется и ждет боевого приказа.

Сибирские зимы, конечно, накладывают свой отпечаток на нормативах и методах пробуждения техники. Если летом по тревоге дивизион залпового огня «Ураган» уже в течение получаса готов к выполнению задачи, то в морозы под 30 всё несколько иначе. Зимой ЗИЛы заправлены антифризом, бензином, маслом, но аккумуляторы хранятся отдельно в специальном помещении, где солдаты их холят, аки мать младенца. По тревоге заряженные теплые батареи на тележках подкатывают к машинам, и начинается таинство запуска. Ритуал, кстати, напоминает таковой у самолетов, во всяком случае, по звуку. Грохот и вой проснувшихся бензиновых «восьмерок», да в сопровождении плотных облаков выхлопных газов — это уже почти как залп реактивной артиллерии. Надо учесть к тому же, что топливо в баках не свежего «разлива» из терминалов АНХК, а со сроком, хорошей воспламеняемостью не обладает. Но одно дело запустить двигатели и суметь «отсинхронизировать» их работу, и совсем другое успешно тронуться.

По каким-то причинам трансмиссионную синтетику Castrol или Mobil в российской армии не используют, а наши масла в мостах спокойно себе загустевают. Двум непрогретым двигателям нелегко «сорвать» восьмиколесную машину с места, а если один из моторов не заведется, то другому вместе со сцеплением и вовсе не позавидуешь. А если оба не запускаются? В любом случае оставлять боевые и вспомогательные машины в парке нельзя, поэтому начеку буксиры. Замершую связную «шишигу» легко дергает КАМАЗ 6х6, а с застывшим «Ураганом», например, может справиться груженный дровами КрАЗ-лаптежник, который тоже состоит в штате дивизиона в качестве хозподдержки на марше. Танковые тросы и крепкие распоряжения командиров отделений быстро пробуждают отставших.

И вот двигатели и трансмиссия прогреты, давление в шинах в норме, экипажи в сборе, задача поставлена. Мне думалось, что отопление столь вместительной кабины будет от системы охлаждения двигателей, оказалось, что тепло по-отечески предусмотрено от автономной бензиновой печки: так проще конструктивно, хотя если не успели ее «раскочегарить», поедут в «ледовитых» условиях. Хорошо еще, предусмотрен гидроусилитель рулевого управления, иначе для водителя служба совсем бы показалась не сахаром.

В кабине типичная для военной техники обстановка, но всего один рычаг КП для вездехода с колесной формулой 8х8 сразу говорит о его необычной трансмиссии

Удивительно, но в высокую и «узкую» кабину получается запрыгнуть с легкостью белки в нору, буквально на раз-два, да и кресло «пилота» оказалось вполне удобным — по форме оно подобно ковшу в спортивном болиде! Жаль только, не имеет регулировок и подогрева, весьма жесткое и скользкое. Руль, педали и рычаги без оригинальности, как у всех ЗИЛов той поры, к тому же с именными лэйблами, и только широта кабины с небольшими окнами напоминает рубку сторожевого катера и подсказывает назначение «грузовика». За спиной беспощадная смертоносная установка, а под колесами не важно что — застрять на таких внедорожных катках, да с клиренсом более полуметра, маловероятно. Тем более, если за рулем опытный сержант российской армии, начавший выписывать по заснеженному полю такие пируэты — любое драйв-шоу покажется «мурзилкой». Хотите посмотреть какой-нибудь необычный секс? Рекомендуем инцест со спящей. Смотри бесплатно любой инцест со спящими девушками здесь. Обычно девчонки редко просыпаются, когда кто-то ебёт их в таком состоянии. Поэтому они часто беременные непонятно от кого.

Да, это настоящий «Ураган» даже без всяких выстрелов. В кабине в этот момент ничего угрожающего не происходит: дуэтный вой двигателей, работающих под нагрузкой на повышенных оборотах, не такой уж страшный, можно разговаривать без шлемофонов. Да и управляется эта стихия вполне обуздано, без особых усилий на руле и педалях, с нормальным контролем траектории. Вот рычагом КП орудовать явно затруднительно, но даже переход вниз надо стараться делать жестко, без двойного выжима, иначе махина может успеть остановиться. А действительно, трансмиссия и так «сжата» без всяких «понижаек»: кажется, идем на второй, а на деле сержант воткнул уже третью. Кстати, именно перегрев двигателей здесь называют самой возможной проблемой — вентиляторы системы охлаждения дуют ого-го, но моторы лишены набегающего воздуха, и летом могут греться. Говорят, на асфальте «Ураганы» способны «разбушеваться» до 80 км/час, а запас хода рассчитан на 500 км. Но 150 литров бензина на 100 км — это еще нормальный расход, с учетом хороших покрытий. А когда вот так по полям и лесам?

С учетом габаритов и веса реактивных «снарядов», на том же шасси предусмотрены специальные заряжающие машины

А как насчет комфорта шасси? Нормально, ехать можно, но надо быть начеку. Пологие ямы и волны, спрятанные под снегом пеньки и валуны — все это проскакивает почти как у машины на воздушной подушке. Но нырок в приличную траншейку или прыжок с трамплина не стоит упускать из виду, успеть сгруппироваться, иначе может подбросить так, что сначала головой тюкнешься о крышу, а потом жестко приложишься на «сидулку». Кроме того, идеально синхронизировать две карбюраторные «восьмерки» — это нонсенс, на разных режимах их работа все равно «плавает», ну, а разность крутящего момента по бортам «растворяется» в трансмиссии и рулевом. Кстати, в случае отказа одного двигателя, второй на пределе, но способен обеспечить движение — в этом и есть смысл живучести.

И еще, «Ураган» также базировался на шасси БАЗ-6953, тоже с двумя двигателями, но камазовскими дизелями и с гидромеханической трансмиссией. И все же на смену им артиллеристы ждут нечто другое — систему реактивного залпового огня «Смерч», которая в разы превосходит по огневой мощности и базируется на шасси с одним танковым двигателем. «Град», «Ураган», «Смерч» — развитие реактивной артиллерии художественно отражено уже в названиях комплексов, и что наши оружейники придумают после, остается только гадать.

• Особое мнение

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Как хотелось вырваться из надоевших серых будней и окунуться в некий параллельный мир — не передать словами. Мир, наполненный резкими командами суровых, но оттого не менее галантных, офицеров, мир, в котором как нельзя острее понимаешь, как просто там, на «гражданке».. Степень ответственности всех и каждого в артиллерийской части в полной мере осознаёшь при виде многообразия и непередаваемой монументальности отдельных видов техники. Благоговение, вызванное привычно, а оттого небрежно брошенными словами о том, что в «Урагане» два расточенных двигателя, не покидало меня дня два — вот уж на фоне чего свой минивэн снисходительно воспринимаешь букашкой.

По наивности раньше я считала, что учения — это некая почти дружеская прогулка-пробежка, придуманная для разбавления монотонности солдатского бытия. Теперь представьте моё изумление и восторг от чётко организованной суеты вокруг. На первый взгляд все хаотично передвигаются с разными скоростями в разных же направлениях, но стоит присмотреться и уже замечаешь: вот двое бегут в аккумуляторную, сейчас заведут очередной «Ураган», и он по чётким указаниям регулировщика, мастерски направляемый водителем, пройдёт через кажущиеся на его фоне игольным ушком ворота и пополнит строй. Полевая кухня, подстанция, грузовик с дровами — всё покидает площадку оперативно и слаженно. Правда, в этой организованности чуть не досталось «людям в штатском»: сквозь туман и клубы дыма, в совокупности временами ограничивающими видимость пятью метрами, вижу неотвратимо надвигающееся нечто, и чья-то рука оттаскивает меня с траектории проезда ЗИЛовского прицепа.

Наконец, УАЗик ВАИ везёт нас к месту общего сбора, где и должно состояться то главное, что притягивало меня ещё на стоянке боевых машин — близкое знакомство с «Ураганом». Это потрясающе — мчать, не разбирая дороги, не озадачиваясь тем, что встаёт на пути! Виражи, ловко закладываемые водителем, уподобляют величественную четырёхосную махину игрушечному грузовику в руках дворового мальчишки. В голове же тем временем молоточком стучит навязчивый отсчёт: литр, два, пять… Озвученный расход топлива — ещё один шок.

Хожу среди людей и техники как по декорациям к фильмам военных лет: тут и там кучками собираются солдаты, пересчитывают припасы, проверяют оружие, кто-то молчаливо курит в сторонке. Забавная табличка-инструкция «При запотевании ветровых стёкол открыть форточку» кажется иронией — если водителю вообще удалось завести эту технику, то уж с элементарными законами физики справиться труда не составит. И тем не менее — вот она, есть, ненавязчивая забота о надышавшем в бою солдате.

Призванные с разных концов нашей страны ребята выглядят довольными и с энтузиазмом на лице готовятся к предстоящим учениям. Что ж, пока в этих глазах читается сила и уверенность, я могу спокойно возвращаться домой, работать, жить и, пересматривая фотографии, вспоминать события того дня.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector