3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на морском кладбище

Памятник нижним чинам крейсера «Варяг» на морском кладбище

Боевые корабли, как и люди имеют свою судьбу. Судьба крейсера «Варяг» наполнена длинными морскими переходами и отчаянным подвигом. Корабль родился в верфях на восточном побережье Соединенных Штатов. Крейсер пересекал Атлантику, ходил на Дальний Восток через Индийский океан. Во время Русско-японской войны захвачен японцами и несколько лет служил у них учебным судном. В 1916 году крейсер возвращается России и совершает переход из Владивостока в Мурманск. Устаревший и потрепанный службой корабль отправился на ремонт в Англию и завершил свой боевой путь у берегов Туманного Альбиона.

Бой у Чемульпо

Когда началась русско-японская война, «Варяг» находился в японском порту Чемульпо. В ночь на 27 января 1904 года по старому стилю капитан «Варяга» получил присланный японским контр-адмиралом Уриу ультиматум. В послании было требование, чтобы крейсер вместе с другим российским судном, канонерской лодкой «Кереец», вышли из порта Чемульпо в первой половине следующего дня. Если этого не произойдет, японцы были намерены атаковать корабли, несмотря на нейтральный статус порта. Капитан «Варяга», Всеволод Федорович Руднев, решил принять бой. Команда его поддержала.

В 11:10 28 января крейсеры «Варяг» и «Кореец» покинули порт под звуки российского гимна. Крейсеры Франции, Англии и Италии, стоявшие здесь же на рейде, отвечали той же музыкой, выражая таким образом поддержу русским морякам.

Всем было понятно, что русские корабли идут на бой, который для них закончится гибелью: слишком неравны были силы. Навстречу им в открытом море вышли бронированные японские крейсеры – 6 кораблей, плюс миноносцы в числе 8 штук.

Двум русским 203-миллиметровым и тринадцати 152-миллиметровым орудиям, а также 7 аппаратам для запуска торпед, было противопоставлено четыре 203-миллиметровых, 38 152-миллиметровых и 43 торпедных орудия японцев. Разница в вооружении была более чем в три раза. К тому же борта «Варяга» не были покрыты броней, как японские корабли, и орудия не были защищены.

На сигнал японцев о сдаче российские моряки ответили подъемом боевых флагов. Первый выстрел раздался в 11:45. Крейсер «Асам» выпустил снаряд, за которым последовало еще сразу 200. Все это было направлено на «Варяг».

На судне были разбиты шлюпки, настройки разрушены, было много убитых и раненых. Большая часть орудий была уничтожена, но крейсер все же не сдавался: уцелевшие матросы вели огонь, как и команда «Корейца». Грохотало так, что у людей не выдерживали барабанные перепонки.

Команде «Варяга» удалось серьезно повредить «Асам», командир этого крейсера погиб. Был сильно поврежден и крейсер «Акаси», который потом пришлось ремонтировать дольше года. Один японский миноносец был потоплен, второй – затонул по дороге в порт.

После боя, длившегося час, командир «Варяга», Руднев, решил вернуться в порт – для спасения тех, кто еще был жив. «Кореец» и «Варяг» вошли в Чемульпо. По словам очевидцев, корабли были изуродованы, палубы покрылись кровью. Уцелело лишь 7 орудий, а корпус был сильно пробит в четырех местах.

Погибло 33 человека, а 120 получили ранения, в том числе капитан, который был ранен в голову. Тех, кто выжил, перевели на иностранные корабли: всего 421 человек. Чтобы не отдать суда врагу, «Кореец» решили взорвать, а «Варяг» — затопить.

Смелость русских моряков поразила иностранцев, чьи корабли стояли здесь же на рейде. Позднее была написана песня. Ее авторами стали Рудльф Гейнц, бывший тогда в Чемульпо и написавший стихотворение, и А. С. Турищев, бывший музыкантом 12 гренадерского полка, который сочинил музыку.

Несмотря на то, что многие военные специалисты в то время посчитали, что действия капитана корабля были неверными, российскими властями было принято решение использовать бой при Чемульпо для поднятия патриотических настроений. Задача была – сделать войну с Японией народной. Поэтому был создан внушительный план.

По словам старшего штурманского офицера «Варяга» Беренса, он ждал, что в России их будут судить за поражение. Однако, когда 19 марта 1904-го часть моряков с крейсера вернулась в Одессу, их встретил украшенными цветами и флагами город. Пароход «Малайя», на котором прибыли оставшиеся члены команды крейсера, был встречен в море пароходом «Святой Николай», другими судами и яхтами. В числе пассажиров был начальник порта Одессы, который поднялся на «Малайю» и вручил морякам георгиевские кресты.

В гавани «Малайю» встречали музыкой нескольких оркестров и криками «Ура!» Моряки прошествовали под триумфальной аркой, украшенной цветами и надписью «Героям Чемульпо». Далее их ждали члены городской управы, а городским головой был преподнесен хлеб-соль. Затем последовал молебен на площади, праздничный обед и банкет в юнкерском училище, потом – спектакль в одесском театре.

На следующий день чествование продолжилось в Севастополе. Героев приветствовали залпами боевых кораблей. Перед варяжцами выступил главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, который отметил их блестящий подвиг и вручил им грамоты на георгиевские кресты – офицерам, врачам и механикам корабля. Снова отслужили молебен.

Читать еще:  Новинки выставки «Оружие и охота» 2016

14 апреля варяжцы были в Москве, где их ждала пышная встреча. Следующий этап состоялся 16 числа в Санкт-Петербурге: героев встречали на Николаевском вокзале городской голова и председатель думы. Шествие героев вместе в первыми лицами города по Невскому проспекту завершилось у Зимнего дворца, где к ним вышел император Николай второй. Он произнес речь, затем был отслужен молебен, а потом состоялся торжественный обед во дворце. Был объявлено о том, что учреждается новая медаль в честь боя при Чемульпо.Тогда же в первый раз была исполнена песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Летом 1904 был готов памятник, сюжетом для которого стало прощание капитана «Варяга» с кораблем. Появились открытки, изображавшие судно

В порту Чемульпо и во Владивостоке поставили памятники погибшим морякам с «Варяга». Его капитан был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени, ему было присвоено флигель-адъютанта. Но скоро он был отправлен в отставку, скончался в 1913-м в Туле.

Участие крейсера в Русско-японской войне было коротким

Русско-японская война застала крейсер в корейском нейтральном порту вместе с канонерской лодкой «Кореец». Оба военных судна находились там в связи с пребыванием русского посольства в Сеуле, который расположен всего в 20 км восточнее Инчхона.

9 февраля 1904 года японская эскадра блокировала выход из порта Чемульпо. Пытаясь прорваться, крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вступили в неравный бой. Два русских корабля против 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера плюс 8 миноносцев. В течение 50 минут в заливе происходил огневой бой. Свидетелями сражения были тысячи жителей Чемульпо и моряки иностранных судов.

Согласно записям в судовых журналах за время морского сражения «Варяг» выпустил по японской эскадре 1105 снарядов, при этом потопил 1 вражеский миноносец и 1 крейсер. Однако японская сторона отрицает эти сведения.

В ходе сражения погибло около 40 и ранено 70 членов экипажа «Варяга» из 700. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев отдал приказ об отступлении. Крейсер вернулся к месту якорной стоянки в порту Чемульпо. Японская эскадра не стреляла по русскому боевому судну, поскольку опасалась повредить корабли нейтральных стран, стоящие в порту.

Бой у Чемульпо

Когда началась русско-японская война, «Варяг» находился в японском порту Чемульпо. В ночь на 27 января 1904 года по старому стилю капитан «Варяга» получил присланный японским контр-адмиралом Уриу ультиматум. В послании было требование, чтобы крейсер вместе с другим российским судном, канонерской лодкой «Кереец», вышли из порта Чемульпо в первой половине следующего дня. Если этого не произойдет, японцы были намерены атаковать корабли, несмотря на нейтральный статус порта. Капитан «Варяга», Всеволод Федорович Руднев, решил принять бой. Команда его поддержала.

В 11:10 28 января крейсеры «Варяг» и «Кореец» покинули порт под звуки российского гимна. Крейсеры Франции, Англии и Италии, стоявшие здесь же на рейде, отвечали той же музыкой, выражая таким образом поддержу русским морякам.

Всем было понятно, что русские корабли идут на бой, который для них закончится гибелью: слишком неравны были силы. Навстречу им в открытом море вышли бронированные японские крейсеры – 6 кораблей, плюс миноносцы в числе 8 штук.

Двум русским 203-миллиметровым и тринадцати 152-миллиметровым орудиям, а также 7 аппаратам для запуска торпед, было противопоставлено четыре 203-миллиметровых, 38 152-миллиметровых и 43 торпедных орудия японцев. Разница в вооружении была более чем в три раза. К тому же борта «Варяга» не были покрыты броней, как японские корабли, и орудия не были защищены.

На сигнал японцев о сдаче российские моряки ответили подъемом боевых флагов. Первый выстрел раздался в 11:45. Крейсер «Асам» выпустил снаряд, за которым последовало еще сразу 200. Все это было направлено на «Варяг».

На судне были разбиты шлюпки, настройки разрушены, было много убитых и раненых. Большая часть орудий была уничтожена, но крейсер все же не сдавался: уцелевшие матросы вели огонь, как и команда «Корейца». Грохотало так, что у людей не выдерживали барабанные перепонки.

Команде «Варяга» удалось серьезно повредить «Асам», командир этого крейсера погиб. Был сильно поврежден и крейсер «Акаси», который потом пришлось ремонтировать дольше года. Один японский миноносец был потоплен, второй – затонул по дороге в порт.

После боя, длившегося час, командир «Варяга», Руднев, решил вернуться в порт – для спасения тех, кто еще был жив. «Кореец» и «Варяг» вошли в Чемульпо. По словам очевидцев, корабли были изуродованы, палубы покрылись кровью. Уцелело лишь 7 орудий, а корпус был сильно пробит в четырех местах.

Погибло 33 человека, а 120 получили ранения, в том числе капитан, который был ранен в голову. Тех, кто выжил, перевели на иностранные корабли: всего 421 человек. Чтобы не отдать суда врагу, «Кореец» решили взорвать, а «Варяг» — затопить.

Смелость русских моряков поразила иностранцев, чьи корабли стояли здесь же на рейде. Позднее была написана песня. Ее авторами стали Рудльф Гейнц, бывший тогда в Чемульпо и написавший стихотворение, и А. С. Турищев, бывший музыкантом 12 гренадерского полка, который сочинил музыку.

Несмотря на то, что многие военные специалисты в то время посчитали, что действия капитана корабля были неверными, российскими властями было принято решение использовать бой при Чемульпо для поднятия патриотических настроений. Задача была – сделать войну с Японией народной. Поэтому был создан внушительный план.

Читать еще:  Снайперская винтовка

По словам старшего штурманского офицера «Варяга» Беренса, он ждал, что в России их будут судить за поражение. Однако, когда 19 марта 1904-го часть моряков с крейсера вернулась в Одессу, их встретил украшенными цветами и флагами город. Пароход «Малайя», на котором прибыли оставшиеся члены команды крейсера, был встречен в море пароходом «Святой Николай», другими судами и яхтами. В числе пассажиров был начальник порта Одессы, который поднялся на «Малайю» и вручил морякам георгиевские кресты.

В гавани «Малайю» встречали музыкой нескольких оркестров и криками «Ура!» Моряки прошествовали под триумфальной аркой, украшенной цветами и надписью «Героям Чемульпо». Далее их ждали члены городской управы, а городским головой был преподнесен хлеб-соль. Затем последовал молебен на площади, праздничный обед и банкет в юнкерском училище, потом – спектакль в одесском театре.

На следующий день чествование продолжилось в Севастополе. Героев приветствовали залпами боевых кораблей. Перед варяжцами выступил главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, который отметил их блестящий подвиг и вручил им грамоты на георгиевские кресты – офицерам, врачам и механикам корабля. Снова отслужили молебен.

14 апреля варяжцы были в Москве, где их ждала пышная встреча. Следующий этап состоялся 16 числа в Санкт-Петербурге: героев встречали на Николаевском вокзале городской голова и председатель думы. Шествие героев вместе в первыми лицами города по Невскому проспекту завершилось у Зимнего дворца, где к ним вышел император Николай второй. Он произнес речь, затем был отслужен молебен, а потом состоялся торжественный обед во дворце. Был объявлено о том, что учреждается новая медаль в честь боя при Чемульпо.Тогда же в первый раз была исполнена песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Летом 1904 был готов памятник, сюжетом для которого стало прощание капитана «Варяга» с кораблем. Появились открытки, изображавшие судно

В порту Чемульпо и во Владивостоке поставили памятники погибшим морякам с «Варяга». Его капитан был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени, ему было присвоено флигель-адъютанта. Но скоро он был отправлен в отставку, скончался в 1913-м в Туле.

«…Наградили нас потом, кто живые – тех медалями, а кто мертвые – крестом»

Но это судьба живых моряков. А что же с теми, которые погибли на крейсере во время боя 9 февраля 1904 г. или умерли от ран в Чемульпо? По морской традиции их надлежало похоронить на родной земле. Поэтому в 1911-м правительство России обратилось к оккупировавшей Корейский полуостров Японии за разрешением перенести прах русских моряков. Вскоре согласие было получено. 20 декабря того же года останки 12 варяжцев перезахоронили на Морском кладбище во Владивостоке.

В следующем 1912-м над братской могилой установили памятник. Обелиск из серого тесаного гранита, увенчанный Георгиевским крестом, возвели на общие пожертвования. На фронтоне монумента надпись: «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». На 4 гранях выбиты имена покоящихся здесь матросов.

  • Комендор – матрос-артиллерист.
  • Марсовой – матрос, управляющий парусами.

Сегодня монумент героям «Варяга» стоит в центре мемориального участка владивостокского некрополя вместе с братскими захоронениями других русских моряков, погибших в разные периоды истории.

Бой у Чемульпо

Когда началась русско-японская война, «Варяг» находился в японском порту Чемульпо. В ночь на 27 января 1904 года по старому стилю капитан «Варяга» получил присланный японским контр-адмиралом Уриу ультиматум. В послании было требование, чтобы крейсер вместе с другим российским судном, канонерской лодкой «Кереец», вышли из порта Чемульпо в первой половине следующего дня. Если этого не произойдет, японцы были намерены атаковать корабли, несмотря на нейтральный статус порта. Капитан «Варяга», Всеволод Федорович Руднев, решил принять бой. Команда его поддержала.

В 11:10 28 января крейсеры «Варяг» и «Кореец» покинули порт под звуки российского гимна. Крейсеры Франции, Англии и Италии, стоявшие здесь же на рейде, отвечали той же музыкой, выражая таким образом поддержу русским морякам.

Всем было понятно, что русские корабли идут на бой, который для них закончится гибелью: слишком неравны были силы. Навстречу им в открытом море вышли бронированные японские крейсеры – 6 кораблей, плюс миноносцы в числе 8 штук.

Двум русским 203-миллиметровым и тринадцати 152-миллиметровым орудиям, а также 7 аппаратам для запуска торпед, было противопоставлено четыре 203-миллиметровых, 38 152-миллиметровых и 43 торпедных орудия японцев. Разница в вооружении была более чем в три раза. К тому же борта «Варяга» не были покрыты броней, как японские корабли, и орудия не были защищены.

На сигнал японцев о сдаче российские моряки ответили подъемом боевых флагов. Первый выстрел раздался в 11:45. Крейсер «Асам» выпустил снаряд, за которым последовало еще сразу 200. Все это было направлено на «Варяг».

На судне были разбиты шлюпки, настройки разрушены, было много убитых и раненых. Большая часть орудий была уничтожена, но крейсер все же не сдавался: уцелевшие матросы вели огонь, как и команда «Корейца». Грохотало так, что у людей не выдерживали барабанные перепонки.

Читать еще:  Импортозамещаемся или готовим «Вепря» под спорт

Команде «Варяга» удалось серьезно повредить «Асам», командир этого крейсера погиб. Был сильно поврежден и крейсер «Акаси», который потом пришлось ремонтировать дольше года. Один японский миноносец был потоплен, второй – затонул по дороге в порт.

После боя, длившегося час, командир «Варяга», Руднев, решил вернуться в порт – для спасения тех, кто еще был жив. «Кореец» и «Варяг» вошли в Чемульпо. По словам очевидцев, корабли были изуродованы, палубы покрылись кровью. Уцелело лишь 7 орудий, а корпус был сильно пробит в четырех местах.

Погибло 33 человека, а 120 получили ранения, в том числе капитан, который был ранен в голову. Тех, кто выжил, перевели на иностранные корабли: всего 421 человек. Чтобы не отдать суда врагу, «Кореец» решили взорвать, а «Варяг» — затопить.

Смелость русских моряков поразила иностранцев, чьи корабли стояли здесь же на рейде. Позднее была написана песня. Ее авторами стали Рудльф Гейнц, бывший тогда в Чемульпо и написавший стихотворение, и А. С. Турищев, бывший музыкантом 12 гренадерского полка, который сочинил музыку.

Несмотря на то, что многие военные специалисты в то время посчитали, что действия капитана корабля были неверными, российскими властями было принято решение использовать бой при Чемульпо для поднятия патриотических настроений. Задача была – сделать войну с Японией народной. Поэтому был создан внушительный план.

По словам старшего штурманского офицера «Варяга» Беренса, он ждал, что в России их будут судить за поражение. Однако, когда 19 марта 1904-го часть моряков с крейсера вернулась в Одессу, их встретил украшенными цветами и флагами город. Пароход «Малайя», на котором прибыли оставшиеся члены команды крейсера, был встречен в море пароходом «Святой Николай», другими судами и яхтами. В числе пассажиров был начальник порта Одессы, который поднялся на «Малайю» и вручил морякам георгиевские кресты.

В гавани «Малайю» встречали музыкой нескольких оркестров и криками «Ура!» Моряки прошествовали под триумфальной аркой, украшенной цветами и надписью «Героям Чемульпо». Далее их ждали члены городской управы, а городским головой был преподнесен хлеб-соль. Затем последовал молебен на площади, праздничный обед и банкет в юнкерском училище, потом – спектакль в одесском театре.

На следующий день чествование продолжилось в Севастополе. Героев приветствовали залпами боевых кораблей. Перед варяжцами выступил главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, который отметил их блестящий подвиг и вручил им грамоты на георгиевские кресты – офицерам, врачам и механикам корабля. Снова отслужили молебен.

14 апреля варяжцы были в Москве, где их ждала пышная встреча. Следующий этап состоялся 16 числа в Санкт-Петербурге: героев встречали на Николаевском вокзале городской голова и председатель думы. Шествие героев вместе в первыми лицами города по Невскому проспекту завершилось у Зимнего дворца, где к ним вышел император Николай второй. Он произнес речь, затем был отслужен молебен, а потом состоялся торжественный обед во дворце. Был объявлено о том, что учреждается новая медаль в честь боя при Чемульпо.Тогда же в первый раз была исполнена песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Летом 1904 был готов памятник, сюжетом для которого стало прощание капитана «Варяга» с кораблем. Появились открытки, изображавшие судно

В порту Чемульпо и во Владивостоке поставили памятники погибшим морякам с «Варяга». Его капитан был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени, ему было присвоено флигель-адъютанта. Но скоро он был отправлен в отставку, скончался в 1913-м в Туле.

История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря

Списанный крейсер следовал к покупателю вдоль побережья Англии. В заливе Клайда (Firth of Clyde) у берегов Шотландии пароход сел на камни. Много лет ржавеющий остов возвышался над водой в 500 м от берега. Жители ближайшего села Лендлфут (Lendalfoot) знали историю русского корабля. А местные власти даже устроили на берегу мемориал в виде стального якоря и бетонной плиты.

30 июля 2006 г. рядом с якорем установили двустороннюю мемориальную плиту. На лицевой стороне выбито краткое описание судьбы крейсера на английском языке. На обратной стороне плиты тот же текст на русском. Табличка увенчана Георгиевским крестом и украшена рельефными изображениями развивающегося боевого знамени в верхней части и бороздящего море крейсера – в нижней.

8 сентября 2007 г. на берегах Туманного Альбиона появился второй памятник «Варягу». Это массивный бронзовый крест 3 метра высотой. Крест украшен надписью «Варягъ» и рельефным изображением легендарного корабля.

На церемонии присутствовали российские и британские военно-морские офицеры и дипломаты, а также бывший Генеральный секретарь НАТО. Во время установки креста в его основание была заложена капсула с землей из Владивостока. Монумент крейсеру «Варяг» стал первым памятником русской боевой славы в Великобритании.

  • История крейсера «Варяг» завершилась у берегов Ирландского моря
  • Памятник «Варягу» обращен на залив Клайда, где нашел свое последнее пристанище легендарный крейсер. На заднем плане остров Э́йлса-Кре́йг

Мемориальный комплекс представляет собой ухоженную площадку между шоссе и кромкой берега. Пространство живописно оформлено морскими валунами. Вокруг расставлены скамейки и памятные доски. С обеих сторон от входа на площадку установлено по четыре бетонных столбика. Столбики соединяет массивная якорная цепь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector