1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированная разведывательно-дозорная машина (БДРМ-2): история, ТТХ и модернизация

Колёсная формула8 х 8
Экипаж4 чел.
Тип брониСтальная катаная, противопульная
Мощность двигателя103 квт. (140 л/с)
Вооружение14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ
Максимальная скорость движения95 км/ч на суше, 10 км/ч на плаву
Вес7.4 т.

Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2 сконструирована на базе БРДМ-1 для нужд мотострелковых подразделений разведки и пограничников.

Дедков Владимир Алексеевич, главный конструктор БРДМ-2

Главными приоритетами при разработке технических характеристик БРДМ-2 были:

  • Мобильность. Пехота нуждалась в быстром и надёжном транспортном средстве с простой эксплуатацией;
  • Защищённость. БРДМ-2 не предназначен для боевых столкновений с тяжёлой техникой и снабжён лёгкой бронёй на базе катаного стального слоя. Эффективна при защите от ручного огнестрельного оружия на близкой и средней дистанции;
  • Проходимость. Конструкция силовой установки и трансмиссии предназначалась для движения по пересечённой местности и вброд. Колесная формула рассчитана на преодоление рвов и вертикальных препятствий до полуметра высотой;
  • Огневая мощь. Для оказания огневой поддержки и прикрытия пехотных подразделений требовался крупнокалиберный пулемет с высокой скорострельностью.

История создания БРДМ-2

В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

  • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
  • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
  • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

  • Существенно увеличилась огневая мощь;
  • Ходовые качества также улучшились;
  • Появилась более надёжная защита экипажа;
  • Появилась боевая башня.

Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

История создания

В 1950-х годах основным бронетранспортёром мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152, созданный на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151. Хотя он отличался хорошей надёжностью, подвижностью и высокой для своей компоновочной схемы проходимостью, военных последняя всё ещё не удовлетворяла, так как БТР-152 не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками [5] . В качестве наиболее эффективной меры для повышения проходимости колёсных машин конструкторами рассматривалось равномерное расположение мостов. В начале 1957 года был построен опытный БТР-Э152В с равномерным расположением мостов, показавший значительный прирост проходимости, хотя и выявивший проблемы с управляемостью такой схемы, которые потребовали сделать управляемыми не только передние, но и задние колёса [6] .

Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года, а первый прототип был готов к середине 1958 года. От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму. В отсутствие других подходящих силовых установок было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года [7] .

Помимо ГАЗа, во второй половине 1950-х годов созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости занимались параллельно, фактически на конкурсной основе, сразу несколько конструкторских бюро: Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода с «Объектом 1015»; Бюро внешних заказов ЗИЛа с ЗИЛ-153; Алтайский тракторный завод с «Объектом 19» и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, Объект 19 же относился скорее к классу БМП и имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49, как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный [8] . Дополнительным фактором, сыгравшим роль в принятии этого решения, стала силовая установка ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение «авантюрным» и «безграмотным», оно очень понравилось военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. В результате ГАЗ-49 был приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 года принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П — «плавающий») [7] .

Модернизированные БРДМ-2Л1 идут в украинскую армию

Едва ли не главным способом обновления парка техники украинской армии сейчас является ремонт и модернизация старых бронемашин, выпущенных еще во времена СССР. На днях промышленность в очередной раз передала армии партию переделанных разведывательно-дозорных машин БРДМ-2Л1. В этот раз, как утверждается, передача техники стала возможной благодаря целому ряду успехов и достижений.

Последние новости

16 апреля государственный концерн «Укроборонпром» сообщил, что ГП «Николаевский бронетанковый завод», входящий в его состав, завершил работы по очередной партии БРДМ-2Л1 и передал ее заказчику. Восемь машин идут в армию в рамках нового оборонного заказа.

Примечательно, что новая партия техники изготавливалась еще до получения официального заказа со стороны министерства обороны, однако такой подход себя оправдал. Готовые машины удалось передать заказчику почти сразу после подписания контракта.

Сообщается, что в недавнем прошлом НБТЗ столкнулся с серьезными проблемами. К началу 2019 г. предприятие накопило крупную задолженность по просроченным контрактам. В начале прошлого года на заводе поменялось руководство, и новым управленцам пришлось решать эти проблемы. По итогам прошлого года задолженность перед Минобороны была погашена, а объемы производства работ выросли.

Также отмечается, что сборку новой партии БРДМ-2Л1 пришлось завершать в условиях эпидемии и карантина. В связи с этим часть сотрудников отправлена по домам, а оставшиеся продолжают работу. Несмотря на это, завод смог выполнить заказ.

Принципы модернизации

Необходимо напомнить, что Николаевский бронетанковый завод имеет большой опыт в деле перестройки и модернизации разведывательно-дозорных машин. Первый проект такого рода появился еще в конце девяностых. В дальнейшем раз в несколько лет представляли очередной вариант обновления БРДМ-2 с теми или иными особенностями.

Читать еще:  Возрождение. Новости от Тульского оружейного завода

Все подобные проекты основывались на одних и тех же идеях. Имеющийся корпус минимально переделывали, устаревший двигатель уступал место современному, вооружение оставалось прежним, а вся бортовая электроника шла под замену. Нынешний проект БРДМ-2Л1 является уже четвертой разработкой такого рода от НБТЗ – не считая аналогичных проектов других предприятий.

При модернизации БРДМ-2 до уровня «Л1» осуществляется переборка ряда агрегатов с восстановлением технической готовности. Другие подвергаются изменению. Основные нововведения затрагивают конструкцию, интерьер и эргономику бронекорпуса. При этом уровень защиты и боевые возможности в целом остается прежними.

Из центральной части корпуса удаляют дополнительные колеса и убирают ниши под них, что позволяет высвободить место внутри машины. В бортах прорезаются проемы для дверей. Для упрощения производства в качестве дверей используются прямоугольные верхние люки от БТР-60П – прямо со штатной рамкой. В верхних листах корпуса устанавливают амбразуры для стрельбы из личного оружия.

В сообщениях о БРДМ-2Л1 упоминается некое повышение уровня защиты. При этом штатная броня корпуса не претерпевает никаких заметных изменений, за исключением врезки новых агрегатов. Таким образом, машина должна по-прежнему обеспечивать защиту от автоматных и винтовочных пуль без бронебойного сердечника.

По имеющимся данным, БРДМ-2Л1 сохраняет прежнюю силовую установку на основе бензинового двигателя и штатную механическую трансмиссию. Последняя упрощена ввиду отсутствия дополнительных колес. Силовой агрегат и ходовая часть проходят переборку, но не перестраиваются. Сохраняются водомет и возможность пересечения водных преград вплавь.

Проект не затрагивает штатную башню типа БПУ-1 с установкой для пулеметов КПВТ и ПКТ. Следует отметить, что машины новой партии, на днях ушедшие с НБТЗ, не имели вооружения. Они должны были получить свои пулеметы позже, уже в строевой части.

Серьезной доработке подвергся бортовой комплекс аппаратуры. Использованы современные приборы навигации и связи украинского и зарубежного производства. Внедрен тепловизор для работы в темное время суток (чьи места укомплектованы, не уточняется).

Высвобождение объемов внутри корпуса позволило организовать дополнительные места для десанта. Внутри БРДМ-2Л1 удалось разместить 7 человек – против 4 у базовой модификации. Доступ внутрь обеспечивается старыми и новыми люками. Заявлено общее улучшение эргономики.

Объемы производства

На вооружении Украины, по разным данным и оценкам, имеется не менее 400 машин БРДМ-2 нескольких модификаций. С конца девяностых годов несколько раз предпринимались попытки ремонта и модернизации такой техники с целью сохранения или повышения основных характеристик. До сих пор все подобные проекты, в т.ч. созданные при участии НБТЗ, не отличались особой успешностью.

Так, первый проект модернизации БРДМ-2ЛД завершился перестройкой всего 10 бронемашин. Выпуск такой техники пришлось остановить из-за банкротства завода, поставлявшего новые двигатели. Последующие модернизации, такие как БРДМ-2М, БРДМ-2ДИ и т.д. тоже не позволили запустить полномасштабное обновление парка армии.

Нынешний проект БРДМ-2Л1 пока смотрится наиболее удачным и успешным. В 2017 г. были выполнены заводские испытания такого варианта бронемашины, после чего стартовали войсковые. Затем был получен заказ на серийную модернизацию. Первые образцы «Л1» передали заказчику в прошлом году. Несколько дней назад состоялась передача еще одной партии.

Таким образом, к настоящему времени украинская армия получила более десятка модернизированных БРДМ-2Л1. По своему количеству такая техника уже превзошла машины предыдущих проектов. Впрочем, и сейчас, и в обозримом будущем техника с литерами «Л1» по численности не сможет сравниться с базовой БРДМ-2.

Неоднозначные результаты

Недавняя поставка модернизированной техники дает поводы для оптимизма – но только в рамках нынешнего проекта БРДМ-2Л1. Проект успешно довели до серии и поставок готовой техники в войска, причем в «рекордных» количествах. Однако такие успехи прямо связаны с рядом серьезных проблем, с которыми сталкивается украинская промышленность.

«Новая» БРДМ-2Л1 представляет собой очередной вариант переработки разведывательно-дозорной машины, созданной еще в начале шестидесятых годов. Украинская армия располагает достаточно крупным парком старых БРДМ-2 и не имеет возможности провести их полноценную замену при помощи полностью новой техники. Из-за этого приходится искать выходы в виде проектов модернизации.

При этом финансовые возможности заказчика не слишком велики, и заказы не отличаются большими объемами. Как следствие, передача всего восьми модернизированных машин становится важным событием, достойным отдельного упоминания. С подобными проблемами последовательно столкнулись все последние проекты модернизации.

Таким образом, несмотря на весь оптимизм заказчиков и исполнителей, проект БРДМ-2Л1 сталкивается со всеми наблюдаемыми негативными тенденциями и потому вряд ли сможет изменить имеющееся положение дел в промышленности и армии. Армия нуждается в новых машинах, но даже при текущих объемах заказов и темпах производства модернизация всего парка старых БРДМ-2 растянется на долгие годы. Впрочем, это не мешает промышленности и армии прямо сейчас радостно сообщать о поставке целых восьми бронемашин.

Вооружение

На первых БРДМ-2 не предусматривалось установка башни. Вместо неё были люки для пулемёта КПВТ (крупнокалиберный пулемёт конструкции Владимирова), который имел калибр 14,5 мм и массу 52 кг. Прицельная дальность ведения огня составляла 2000 м. Также с него можно вести стрельбу по воздушным целям.

Позднее специально для машин БРДМ-2 была сконструирована башня БПУ-1. В ней располагалась спаренная установка уже упомянутого ранее пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Башня могла поворачиваться на 360 градусов по горизонту.

Углы вертикальной наводки составляли от -5 до 30 градусов. Пулемёт КПВТ мог пробить защиту любой бронемашины условного противника того времени, а также полевые защитные сооружения, находящиеся на расстоянии 2 километров и ближе.

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Читать еще:  Только NEW! Оружейный форум в Костроме

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Заключение

Примечательным является тот факт, что бронемашина БРДМ-2 пользуется повышенным спросом не только у военных профессионалов, но и среди гражданских лиц. На данный момент на различных популярных торговых площадках по купле или продаже можно найти множество объявлений о покупке той или иной запасной части к этому автомобилю.

Многие энтузиасты, которые хорошо обеспечены финансово, оценили технические характеристики БРДМ-2 и покупают её с целью дальнейшей модификации и тюнинга. Разумеется, вооружение, средство наблюдения и связи на такой машине будут полностью отсутствовать. После переделки по вкусу владельца нередко такие машины участвуют в различных специализированных показах и выставках.

А для некоторых людей это универсальное транспортное средство, так как помимо отличной езды по бездорожью, на нем можно плавать по воде. Некоторые компании, например, предлагают за умеренную плату совершить увлекательную экскурсию на эксклюзивном бронеавтомобиле по тому или иному городу. А самые отчаянные владельцы устраивают гонки на таких типах машин.

Ходовая часть

Угол развала колес составляет около 0°45′. Для установки подходят шины 12,00—18 » с центральным регулированием давления, аналогичные шинам автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. В подвеске дополнительно к листовым рессорам установлены амортизаторы телескопической схемы.

Также в центре корпуса машины установлено 4 вспомогательных авиационных колеса размером 750х250 мм. Они помогают не сесть машине на «брюхо» при преодолении рвов и окопов шириной до 1,2 метра, тем самым увеличивая показатели проходимости. Резина колёс очень толстая и при попадании осколка вряд ли будет пробита. Привод на дополнительные колеса отсутствует.

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

Читать еще:  Подствольный гранатомет гп-25 «костер»: история создания, описание и характеристики

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector