0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевой вертолет Ка-52; Аллигатор

В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24, знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач» — только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

В результате катастрофы пострадали два человека

В московском районе Жулебино обнаружен упавший экспериментальный вертолет Ка-52 «Аллигатор». По сообщениям очевидцев, машина упала в лесном массиве, неподалеку от вертолетной площадки «Камовского» авиазавода, в 100 метрах от жилых домов. В результате инцидента пострадали два человека. Причиной падения могла стать техническая неисправность.

«Вертолет Ка-52, потерпевший аварию в районе Жулебино, выполнял испытательный полет по программе создания палубной версии, предназначенной для «Мистраля»»,— заявил источник, знакомый с ситуацией. По его словам, вертолет вылетел с территории расположенного в Жулебино «Камовского» авиазавода, где он проходил этап заводских испытаний.

Как Ка-52 разбился в Тверской области

Как сообщили очевидцы, инцидент произошел в районе дома 64 на Привольной улице в 15:35. Согласно одной из версий, вертолет разбился при заходе на посадку на авиационном полигоне. Ка-52 потерял управление, перешел в режим самопроизвольного вращения и упал на землю. Экипаж в составе командира и второго пилота покинул машину уже после падения. Через некоторое время произошло два взрыва топливных баков вертолета. В настоящее время пилоты госпитализируются в 36-ю городскую больницу.

Корреспондент «Ъ FM» Владимир Расулов : «Некоторым людям удалось снять, как горел этот вертолет за гаражами, к которым теперь не пускают. Когда это все случилось, видимо, можно было еще пройти к этому забору. Они сказали, что видели все-таки одного пилота, который вышел из горящего вертолета, он прошел несколько метров и упал. И уже после этого его забрали сотрудники скорой помощи и на вертолете МЧС отправили в больницу». Читайте подробнее

Очевидец аварии Олег Голубев в эфире «Ъ FM» : «Я находился неподалеку. Случилось это около 15:35 по московскому времени. Сначала произошел первый взрыв, где-то секунд через 20 услышал второй. Минут через пять я услышал сирену пожарной и скорой помощи, направлялись около десяти машин, минут через десять после взрывов полетел вертолет МЧС. Говорят, что около двух человек пострадали». Читайте подробнее

На данный момент рассматриваются две основные версии катастрофы: техническая неисправность и человеческий фактор. По предварительным данным, с учетом находившегося на борту вертолета комплекса испытательного оборудования ущерб от аварии может составить порядка 800 млн руб.

Ка-52 «Аллигатор»

Детали

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» (Hokum B по классификации НАТО) разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Камова. Является двухместной модификацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет прототипа состоялся 25 июня 1997 года. В 2008 году вертолет принят на вооружение, тогда же на заводе «Прогресс» в Приморье началось его серийное производство.

Экипаж — два человека (летчик и штурман). Длина фюзеляжа — 14,2 м, ширина по размаху крыльев — 7,34 м, высота — 4,9 м, взлетная масса — 10,8 тонны, максимальная скорость при горизонтальном полете — 310 км/ч, статический потолок — 3,6 тыс. м, практическая дальность полета — 520 км. Ка-52 оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью по 2,5 тыс. л. с. Несет встроенную 30-миллиметровую пушку, на четырех-шести точках подвески могут устанавливаться управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух», пушки в контейнерах, бомбы. К началу 2012 года «Прогресс» изготовил 20 серийных Ка-52, которые поступили в центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке (Тверская область) и на авиабазу в Черниговке (Приморье). В августе 2011 года Минобороны заключило контракт на 120 млрд руб. на поставку до 2020 года 140 таких машин. Планируется, что корабельная версия Ка-52К станет основной ударной силой вертолетоносцев типа Mistral, которые должны поступить на вооружение в 2014-2015 годах.

Боевой вертолет ка-52 «аллигатор»

О вертолете

Ка-52 «Аллигатор». Боевой ударный вертолет круглосуточного действия

Серийное производство

Серийное производство Ка-52 начато на авиационном заводе «Прогресс» в Ар-сеньеве. В 2007 г. предусматривается собрать первые вертолеты на базе производственного задела, подготовленного для выпуска Ка-50.

Читать еще:  Граната ргд 5: устройство и ттх

Основные модификации

Ка-50-2 «Эрдоган». В конце 1997 г. правительство Турции объявило тендер на перспективный боевой вертолет. Фирма ОАО «Камов» предложила двухместный многоцелевой боевой вертолет Ка-50-2, представляющий собой модификацию Ка-52. В качестве соисполнителя проекта была выбрана израильская фирма IAI, взявшая на себя разработку и комплексирование бортового радиоэлектронного оборудования. Так как обязательными условиями турецкой стороны являются размещение экипажа «в тандем» и установка турельной пушки, «камовцам» пришлось внести соответствующие изменения в конструкцию. В 1999 г полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган» (по-турецки «воин») был доставлен в Анкару.

В 2001 г. ОАО «Камов» начало разработку еще одного двухместного варианта Ка-50, получившего название Ка-54. Как на «Эрдогане», экипаж на нем будет размещаться по схеме «тандем». На Ка-54 будет значительно усилено бронирование кабины экипажа, а в состав оборудования и вооружения войдут новые системы российского производства.

История

Требование обеспечения применения ударных боевых вертолетов в сложных метеоусловиях и ночью вызвало необходимость установки на них комплексов оборудования с каналами ночного видения. Однако экипажем в составе одного пилота обслуживание круглосуточных комплексов затруднено. Поэтому ОАО «Камов», возглавляемое генеральным конструктором С.В.Михеевым, начало в 1994 г. разработку на базе одноместного Ка-50 модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52.

Конструкторы решили разместить второго члена экипажа рядом с пилотом, а не по схеме «тандем», как сделано на всех других боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно облегчить их взаимодействие, особенно при выполнении разведывательных операций, а также на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, при такой компоновке исключается необходимость дублирования некоторых приборов.

Двухместный экипаж позволил значительно расширить круг боевых задач и условий применения вертолета.

Ка-52 предназначен для ведения боевых действий днем и ночью в простых и сложных погодных условиях с применением всех средств поражения, имеющихся у его прототипа. Вертолет также является «командирской» и разведывательной машиной армейской авиации, позволяющей значительно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов и наземных войск путем обеспечения воздушной разведки, целераспределения и высокоточного целеуказания воздушным и наземным боевым средствам, а также непрерывности связи с наземными и воздушными командными пунктами управления. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.

Макет первого варианта двухместного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 был изготовлен в 1994 г. Через два года появился новый макет, отличавшийся остеклением. Он получил название «Аллигатор» и послужил прототипом для постройки опытного боевого вертолета. 25 июня 1997 г. летчик-испытатель А.К. Смирнов первый раз поднял Ка-52 в воздух. В настоящее время «Аллигатор» проходит заключительный этап государственных совместных испытаний.

Характеристики

Ka-52Ka-50-2
Экипаж22
Двигатели2 ГТД ТВЗ-117ВМА2 ГТД ТВЗ-117 СБ-3
мощность, кВт/л.с.2×1620/2×21002×1840/2×2500
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная масса1040013300
нормальная масса при выполнении
боевого задания
9500
пустого вертолета7500
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч300310
статический потолок, м36004270
дальность полета, км520450

Конструкция

Конструкция Ка-52 на 85% унифицирована с серийным Ка-50. «Аллигатор» унаследовал от «Черной акулы» силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие – новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800: пилот – на левом кресле, оператор – на правом. На рабочих местах установлены одинаковые стандартные рычаги управления. Пульты управления силовой установкой и системами, общими для обоих летчиков, располагаются на центральном пульте между креслами. Кабина имеет бронирование из стальных и алюминиевых листов и защищена бронестеклами. В кабину летчики попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря, которые при катапультировании отбрасываются. Катапультирование летчиков производится одновременно.

Ка-52 оснащен новым многофункциональным бортовым радиоэлектронным комплексом, обеспечивающим: высокоточную навигацию с использованием курсо-воздушной и инерциально-спутниковой навигационных систем и цифровой карты местности; полет вертолета на предельно малых высотах (10-15 м) с огибанием рельефа местности и облетом препятствий; поиск, обнаружение и распознавание наземных, надводных и воздушных целей днем и ночью путем комплексной обработки информации от оптико-электронных датчиков и бортовой РЛС; выполнение атак наземных и воздушных целей во всем диапазоне боевого применения; прицеливание и ведение стрельбы из всех видов бортового вооружения; отображение прицельно-пилотажной и навигационной информации на многофункциональных индикаторах и нашлемной системе целеуказания и индикации; целеуказание боевым вертолетам и ракетно-артиллерийским системам.

В состав бортового радиоэлектронного комплекса Ка-52 входят: пилотажно-навигационный комплекс и нашлемная система целеуказания и индикации, интегрированная обзорно-прицельная оптико-электронная система «Самшит-50», пилотажная аналогичная система ТОЭС-520, бортовая РЛС «Арбалет», цифровая вычислительная система и мультикомплексный канал информационного обмена, интегрированный комплекс отображения информации и ввода команд, а также система внешнего целеуказания, система управления оружием, комплекс средств связи и передачи данных и бортовой комплекс обороны.

Оптико-электронная система «Самшит-50» расположена над кабиной экипажа и включает в себя телевизионную и тепло-визионную системы поиска целей и пилотирования, лазерный дальномер-целеукза-тель и лазерно-лучевой канал наведения противотанковых управляемых ракет «Вихрь». Система обеспечивает поиск и обнаружение в оптическом и тепловизионном диапазонах открыто расположенных и замаскированных целей на дальностях до 8 км днем и до 7 км ночью, определение их координат и целеуказание бортовым средствам поражения. В сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа располагается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий.

В состав бортовой РЛС «Арбалет» входят две радиолокационные подсистемы: обеспечивающая режимы «воздух-поверхность» с дальностью обнаружения наземных целей до 12 км и обеспечивающая режимы «воздух-воздух» с дальностью обнаружения воздушных целей до 25 км. РЛС «Арбалет» размещена в носовом обтекателе.

На вертолете Ка-52 может быть интегрировано бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс вооружения как российского, так и зарубежного производства, а также установлены новые двигатели ВК-2500 увеличенной мощности.

Боевое крещение и дальнейшие перспективы

«Аллигатор» уже успел достойно показать свои возможности в непростых условиях горно-пустынной местности. Боевое крещение Ка-52 прошел во время сирийской операции. В частности, как сообщалось, «Аллигаторы» активно применялись при освобождении Пальмиры.

По словам специалистов, сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52, а все обнаруженные недочеты будут исправлены в модернизированной версии, которую планируется создать к 2022 году. Минобороны России уже в 2020 году планирует заключить контракт на закупку 114 модернизированных боевых вертолетов Ка-52М. Об этом на днях заявил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.

Как сообщает Минобороны РФ, модернизированный Ка-52М получит новые системы энергоснабжения и обнаружения целей. Еще более повысится защищенность машины, будет увеличена дальность авиационных средств поражения, а ряд образцов вооружения планируется унифицировать с вертолетами семейства «Ми».

На данный момент арсеньевский завод «Прогресс» выполняет длительный госконтракт на поставку Ка-52. До 2022 года в армию будут поставлены еще 30 машин, в том числе восемь «Аллигаторов» – до конца этого года.

Рождение «Аллигатора»

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.

Читать еще:  Секретная торпеда «статус-6»

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

В результате катастрофы пострадали два человека

В московском районе Жулебино обнаружен упавший экспериментальный вертолет Ка-52 «Аллигатор». По сообщениям очевидцев, машина упала в лесном массиве, неподалеку от вертолетной площадки «Камовского» авиазавода, в 100 метрах от жилых домов. В результате инцидента пострадали два человека. Причиной падения могла стать техническая неисправность.

«Вертолет Ка-52, потерпевший аварию в районе Жулебино, выполнял испытательный полет по программе создания палубной версии, предназначенной для «Мистраля»»,— заявил источник, знакомый с ситуацией. По его словам, вертолет вылетел с территории расположенного в Жулебино «Камовского» авиазавода, где он проходил этап заводских испытаний.

Как Ка-52 разбился в Тверской области

Как сообщили очевидцы, инцидент произошел в районе дома 64 на Привольной улице в 15:35. Согласно одной из версий, вертолет разбился при заходе на посадку на авиационном полигоне. Ка-52 потерял управление, перешел в режим самопроизвольного вращения и упал на землю. Экипаж в составе командира и второго пилота покинул машину уже после падения. Через некоторое время произошло два взрыва топливных баков вертолета. В настоящее время пилоты госпитализируются в 36-ю городскую больницу.

Корреспондент «Ъ FM» Владимир Расулов : «Некоторым людям удалось снять, как горел этот вертолет за гаражами, к которым теперь не пускают. Когда это все случилось, видимо, можно было еще пройти к этому забору. Они сказали, что видели все-таки одного пилота, который вышел из горящего вертолета, он прошел несколько метров и упал. И уже после этого его забрали сотрудники скорой помощи и на вертолете МЧС отправили в больницу». Читайте подробнее

Очевидец аварии Олег Голубев в эфире «Ъ FM» : «Я находился неподалеку. Случилось это около 15:35 по московскому времени. Сначала произошел первый взрыв, где-то секунд через 20 услышал второй. Минут через пять я услышал сирену пожарной и скорой помощи, направлялись около десяти машин, минут через десять после взрывов полетел вертолет МЧС. Говорят, что около двух человек пострадали». Читайте подробнее

На данный момент рассматриваются две основные версии катастрофы: техническая неисправность и человеческий фактор. По предварительным данным, с учетом находившегося на борту вертолета комплекса испытательного оборудования ущерб от аварии может составить порядка 800 млн руб.

Ка-52 «Аллигатор»

Детали

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» (Hokum B по классификации НАТО) разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Камова. Является двухместной модификацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет прототипа состоялся 25 июня 1997 года. В 2008 году вертолет принят на вооружение, тогда же на заводе «Прогресс» в Приморье началось его серийное производство.

Экипаж — два человека (летчик и штурман). Длина фюзеляжа — 14,2 м, ширина по размаху крыльев — 7,34 м, высота — 4,9 м, взлетная масса — 10,8 тонны, максимальная скорость при горизонтальном полете — 310 км/ч, статический потолок — 3,6 тыс. м, практическая дальность полета — 520 км. Ка-52 оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью по 2,5 тыс. л. с. Несет встроенную 30-миллиметровую пушку, на четырех-шести точках подвески могут устанавливаться управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух», пушки в контейнерах, бомбы. К началу 2012 года «Прогресс» изготовил 20 серийных Ка-52, которые поступили в центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке (Тверская область) и на авиабазу в Черниговке (Приморье). В августе 2011 года Минобороны заключило контракт на 120 млрд руб. на поставку до 2020 года 140 таких машин. Планируется, что корабельная версия Ка-52К станет основной ударной силой вертолетоносцев типа Mistral, которые должны поступить на вооружение в 2014-2015 годах.

Боевой вертолет ка-52 «аллигатор»

О вертолете

Ка-52 «Аллигатор». Боевой ударный вертолет круглосуточного действия

Серийное производство

Серийное производство Ка-52 начато на авиационном заводе «Прогресс» в Ар-сеньеве. В 2007 г. предусматривается собрать первые вертолеты на базе производственного задела, подготовленного для выпуска Ка-50.

Основные модификации

Ка-50-2 «Эрдоган». В конце 1997 г. правительство Турции объявило тендер на перспективный боевой вертолет. Фирма ОАО «Камов» предложила двухместный многоцелевой боевой вертолет Ка-50-2, представляющий собой модификацию Ка-52. В качестве соисполнителя проекта была выбрана израильская фирма IAI, взявшая на себя разработку и комплексирование бортового радиоэлектронного оборудования. Так как обязательными условиями турецкой стороны являются размещение экипажа «в тандем» и установка турельной пушки, «камовцам» пришлось внести соответствующие изменения в конструкцию. В 1999 г полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган» (по-турецки «воин») был доставлен в Анкару.

В 2001 г. ОАО «Камов» начало разработку еще одного двухместного варианта Ка-50, получившего название Ка-54. Как на «Эрдогане», экипаж на нем будет размещаться по схеме «тандем». На Ка-54 будет значительно усилено бронирование кабины экипажа, а в состав оборудования и вооружения войдут новые системы российского производства.

История

Требование обеспечения применения ударных боевых вертолетов в сложных метеоусловиях и ночью вызвало необходимость установки на них комплексов оборудования с каналами ночного видения. Однако экипажем в составе одного пилота обслуживание круглосуточных комплексов затруднено. Поэтому ОАО «Камов», возглавляемое генеральным конструктором С.В.Михеевым, начало в 1994 г. разработку на базе одноместного Ка-50 модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52.

Конструкторы решили разместить второго члена экипажа рядом с пилотом, а не по схеме «тандем», как сделано на всех других боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно облегчить их взаимодействие, особенно при выполнении разведывательных операций, а также на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, при такой компоновке исключается необходимость дублирования некоторых приборов.

Двухместный экипаж позволил значительно расширить круг боевых задач и условий применения вертолета.

Ка-52 предназначен для ведения боевых действий днем и ночью в простых и сложных погодных условиях с применением всех средств поражения, имеющихся у его прототипа. Вертолет также является «командирской» и разведывательной машиной армейской авиации, позволяющей значительно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов и наземных войск путем обеспечения воздушной разведки, целераспределения и высокоточного целеуказания воздушным и наземным боевым средствам, а также непрерывности связи с наземными и воздушными командными пунктами управления. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.

Макет первого варианта двухместного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 был изготовлен в 1994 г. Через два года появился новый макет, отличавшийся остеклением. Он получил название «Аллигатор» и послужил прототипом для постройки опытного боевого вертолета. 25 июня 1997 г. летчик-испытатель А.К. Смирнов первый раз поднял Ка-52 в воздух. В настоящее время «Аллигатор» проходит заключительный этап государственных совместных испытаний.

Читать еще:  Газ-3307 — первый грузовик четвёртого поколения

Характеристики

Ka-52Ka-50-2
Экипаж22
Двигатели2 ГТД ТВЗ-117ВМА2 ГТД ТВЗ-117 СБ-3
мощность, кВт/л.с.2×1620/2×21002×1840/2×2500
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная масса1040013300
нормальная масса при выполнении
боевого задания
9500
пустого вертолета7500
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч300310
статический потолок, м36004270
дальность полета, км520450

Конструкция

Конструкция Ка-52 на 85% унифицирована с серийным Ка-50. «Аллигатор» унаследовал от «Черной акулы» силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие – новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800: пилот – на левом кресле, оператор – на правом. На рабочих местах установлены одинаковые стандартные рычаги управления. Пульты управления силовой установкой и системами, общими для обоих летчиков, располагаются на центральном пульте между креслами. Кабина имеет бронирование из стальных и алюминиевых листов и защищена бронестеклами. В кабину летчики попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря, которые при катапультировании отбрасываются. Катапультирование летчиков производится одновременно.

Ка-52 оснащен новым многофункциональным бортовым радиоэлектронным комплексом, обеспечивающим: высокоточную навигацию с использованием курсо-воздушной и инерциально-спутниковой навигационных систем и цифровой карты местности; полет вертолета на предельно малых высотах (10-15 м) с огибанием рельефа местности и облетом препятствий; поиск, обнаружение и распознавание наземных, надводных и воздушных целей днем и ночью путем комплексной обработки информации от оптико-электронных датчиков и бортовой РЛС; выполнение атак наземных и воздушных целей во всем диапазоне боевого применения; прицеливание и ведение стрельбы из всех видов бортового вооружения; отображение прицельно-пилотажной и навигационной информации на многофункциональных индикаторах и нашлемной системе целеуказания и индикации; целеуказание боевым вертолетам и ракетно-артиллерийским системам.

В состав бортового радиоэлектронного комплекса Ка-52 входят: пилотажно-навигационный комплекс и нашлемная система целеуказания и индикации, интегрированная обзорно-прицельная оптико-электронная система «Самшит-50», пилотажная аналогичная система ТОЭС-520, бортовая РЛС «Арбалет», цифровая вычислительная система и мультикомплексный канал информационного обмена, интегрированный комплекс отображения информации и ввода команд, а также система внешнего целеуказания, система управления оружием, комплекс средств связи и передачи данных и бортовой комплекс обороны.

Оптико-электронная система «Самшит-50» расположена над кабиной экипажа и включает в себя телевизионную и тепло-визионную системы поиска целей и пилотирования, лазерный дальномер-целеукза-тель и лазерно-лучевой канал наведения противотанковых управляемых ракет «Вихрь». Система обеспечивает поиск и обнаружение в оптическом и тепловизионном диапазонах открыто расположенных и замаскированных целей на дальностях до 8 км днем и до 7 км ночью, определение их координат и целеуказание бортовым средствам поражения. В сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа располагается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий.

В состав бортовой РЛС «Арбалет» входят две радиолокационные подсистемы: обеспечивающая режимы «воздух-поверхность» с дальностью обнаружения наземных целей до 12 км и обеспечивающая режимы «воздух-воздух» с дальностью обнаружения воздушных целей до 25 км. РЛС «Арбалет» размещена в носовом обтекателе.

На вертолете Ка-52 может быть интегрировано бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс вооружения как российского, так и зарубежного производства, а также установлены новые двигатели ВК-2500 увеличенной мощности.

От «Черной акулы» до «Аллигатора»

Специалисты ОКБ Камова начали разработку Ка-52 в 1994 году на базе вертолета Ка-50 «Черная акула». Эта машина была особенной, и не только для отечественного вертолетостроения. Во многом «Черная акула» опередила свое время. К примеру, Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения.

«Взлет» и карьера легендарной «Черной акулы» были невероятно яркими, машина даже успела стать героем одноименного художественного фильма. Кстати, «Черная акула» – это первая отечественная кинолента, где было показано перспективное вооружение.

Ка-50 стал надежным фундаментом для развития российского военного вертолетостроения. Многие реализованные в нем идеи нашли применение на новых машинах – вертолете Ка-52 «Аллигатор» и его морской версии Ка-52К «Катран».

Макет «Аллигатора» впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995, а уже 25 июня 1997 года состоялся первый полет прототипа Ка-52. Серийное производство «Аллигаторов» началось в 2008 году. С ноября 2011 года они успешно эксплуатируются в российских ВВС. По состоянию на сегодняшний день в Российской армии служат более 110 вертолетов Ка-52.

ТТХ вертолета

Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.
Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже в таблице приведены ТТХ вертолета Ка-52.

Общие данные
Экипаж, чел2
Масса, кг:
максимальная взлётная10800
нормальная взлётная10400
Скорость, км/ч:
Максимальная310
Крейсерская250
максимальная на пикировании350
Максимальная вертикальная перегрузка3
Потолок, м3600
Дальность действия, км520
Диаметр несущих винтов, м14,5
База шасси, м4,92
Колея шасси, м3,67
Основное вооружение30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружениеблоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим2700
взлётный режим2400
Размеры
Длина, м14,2
Ширина, м7,3
Высота, м5

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К – корабельный вариант машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить во Франции.

Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.

Видео о Ка-52

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector