0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю

Бетонобойные авиабомбы: с небес в преисподнюю

В связи операцией, которую воздушно-космические силы России проводят в Сирии, в прессе все чаще упоминается о применении необычного вида боеприпасов – бетонобойных или противобункерных бомб. Что это за бомбы, для чего они нужны и чем отличаются от других видов авиационных боеприпасов?

Бетонобойная бомба (БетАБ) – это вид авиационного боеприпаса, который используется для поражения различных укрытий (в основном защищенных железобетонными конструкциями), а также взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

По сути, бетонобойные бомбы – это разновидность фугасных авиабомб, которая отличается более толстыми стенками (обычно их изготавливают из высокопрочной легированной стали) и специальным взрывателем. Бетонобойные бомбы имеют большой калибр: от 500 до 1 тыс. кг (например, российская бомба БетАБ-500), иногда используются еще более мощные боеприпасы.

В классической войне БетАБ применяются для уничтожения бункеров противника, его командных пунктов, дотов, береговых батарей, шахтных установок. Однако бетонобойные бомбы с успехом применяются и в противопартизанской войне, что многократно доказано практикой последних лет.

В Афганистане и в Сирии повстанцы используют мощную сеть подземных коммуникаций, которые иногда расположены на достаточно приличной глубине. Афганские моджахеды активно использовали (и продолжают это делать) для своих баз и опорных пунктов естественные пещеры. Бойцы ливанской Хезболлы за много лет создали на границе Израиля разветвлённую сеть туннелей. Причем это не просто наспех вырытые норы в земле, многие из подобных туннелей надежно укреплены, оснащены электричеством и другими коммуникациями.

Для поражения всех вышеперечисленных объектов часто используются бетонобойные бомбы.

Эпоха расцвета этих авиационных боеприпасов пришлась на окончание Второй мировой войны: союзная авиация использовала гигантские противобункерные авиабомбы (массой до 10 тонн) для уничтожения бетонных укрытий нацистских подводных лодок. После появления ядерных бомб и совершенного ракетного оружия разработки в этом направлении стали не так актуальны. Однако в последние десятилетия наблюдается настоящий «ренессанс» противобункерных боеприпасов.

Сейчас разработкой противобункерных боеприпасов активно занимаются в США, России и Израиле.

Существует два основных вида бетонобойных бомб. К первой группе относятся БетАБ свободного падения, которые обычно применяют с большой высоты. Благодаря этому боеприпас набирает большую скорость, за счет чего может поражать глубоко расположенные и хорошо защищенные укрытия. Ко второй группе бетонобойных авиационных бомб относятся боеприпасы с реактивными ускорителями. Их можно применять для бомбометания с малых высот. Часто такие бомбы имеют парашют, который стабилизирует полет боеприпаса под определенным углом. Затем парашют отстреливается и включается реактивный двигатель.

Одним из направлений развития данного вида авиационных боеприпасов является создание кассетных бомб с поражающими бетонобойными элементами. Такие авиабомбы особенно эффективны против взлетно-посадочных полос неприятеля и позволяют гарантировано разрушить покрытие ВПП сразу на больших площадях. Примером такой авиабомбы является российская РБК-500У.

Также продолжается совершенствование и унитарных бетонобойных авиабомб. Большое внимание уделяется улучшению соотношения между массой боеприпаса и его сечением. Кроме того, ведутся исследования относительно новых материалов для корпуса.

Взрывчатка с доставкой

Официально это оружие для российских фронтовых бомбардировщиков и многоцелевых истребителей называется «Управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения» под индексом 9-А-7759 и относится к проектам семейства «Гром». Боеприпас разработан для точечных авиаударов по промышленным объектам, аэродромам, шахтным ракетным установкам и скоплениям боевой техники.

Конструктивно авиабомба решена по модульной схеме и представлена в трех вариантах: с мощным осколочно-фугасным, объемно-детонирующим зарядом или дополнительным зажигательным. Авиабомба запускается так называемым катапультным способом — перед сбросом пилот уходит в набор высоты и делает маневр «горка». При отделении от носителя у «Грома» включается стартовый двигатель, придающий дополнительное ускорение при пикировании к цели.

Читать еще:  Пневматический пистолет макаров мр 654к: характеристики, устройство, разборка, сборка, ремонт

Управляемый комплекс ракетно-бомбового вооружения.
Источник: ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

В полете бомбой управляет помехозащищенная инерциальная система наведения, использующая также спутниковые сигналы ГЛОНАСС и GPS. Погрешность наведения на цель, по словам разработчиков, не превышает одиннадцати метров.

Одна из фирменных особенностей боеприпаса — возможность нанесения ударов по наземным целям, расположенным позади от носителя. Это позволяет снаряду сразу выходить на заданную траекторию снижения, не затрачивая время на стабилизацию после пуска. Кроме того, при таком способе сброса заметно повышается точность бомбометания.

Самая легкая модификация авиабомбы весит 488 килограммов, наиболее тяжелая — 598 килограммов. В первом варианте вес боевой части — 315 килограммов, во втором и третьем — 480 и 370 килограммов соответственно.

Сброшенный с самолета «Гром» в зависимости от модификации улетает на 65-120 километров. В этом помогают выдвижные крылья. Кроме того, для повышения дальности один из вариантов бомбы конструкторы оснастили маршевым двигателем.

Типовая траектория УК РБВ при пуске в заднюю полусферу.
Источник: ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Бомба на разделочном столе

Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

На эшелоне больших высот

Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.

Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

С парашютом со сверхнизких

Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.

Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.

Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

Разложим по полочкам

Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

  • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
  • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
  • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
  • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.

  • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
  • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
  • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
  • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

Дешевле и лучше

Несмотря на ряд инновационных конструкторских решений, пионерами в области планирующих авиабомб российских разработчиков назвать нельзя. Американский аналог «Грома», управляемая высокоточная авиационная бомба GBU-39, поступил в Военно-воздушные силы США еще в 2006-м. Однако у отечественного боеприпаса есть ряд преимуществ. Самое главное — мощный боезаряд. «Гром» доставляет к цели более трехсот килограммов взрывчатки, GBU-39 — всего около ста. Дальность полета сопоставима.

«Новый боеприпас займет промежуточное место между крылатыми ракетами и авиабомбами, — рассказал РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — Бомба станет хорошим дополнением к существующим авиационным комплексам и позволит Воздушно-космическим силам России решать еще более широкий круг задач для уничтожения особо важных объектов противника».

С конца 1990-х для повышения точности бомбовых ударов американские летчики использовали специальные модули управления JDAM (Joint Direct Attack Munition) — крылья, хвостовое оперение и навигационная система. Это приспособление устанавливается на обычные бомбы различного калибра, и свободнопадающие боеприпасы получают возможность планировать. Впервые такие усовершенствованные бомбы американцы применили в Югославии. Позже ими бомбили Ирак и Афганистан.

«Авиабомбы — достаточно дешевые боеприпасы, корректируемая бомба обходится чуть подороже. Установка модуля JDAM на авиабомбу стоит около 30 тысяч долларов, то есть значительно удорожает боеприпас. В нашем случае речь идет о серийном производстве. Конструкция новой разработки дешевле, чем крылатые ракеты, и немного дороже, чем обычные авиабомбы», — отметил эксперт.

Для повышения точности неуправляемого вооружения на российских боевых самолетах сейчас используется прицельно-навигационный комплекс СВП-24 «Гефест». Эффективность эта система доказала в ходе военной операции в Сирии — ВКС уничтожили множество объектов инфраструктуры террористов обычными «фугасками».

Установка бомбы GBU-39 на истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle.
Источник: U.S. Air Force

Что касается «Грома», то его государственные испытания планируется завершить в сентябре, после чего будет решаться вопрос о постановке нового авиационного комплекса на вооружение российских ВКС.

Пересчитать этажи

Тема более эффективного противобункерного оружия получила развитие и в дальнейшем. В боевых действиях в Югославии (операция «Союзная сила») ВВС США применили «перспективную унитарную проникающую» (английская аббревиатура AUP) боевую часть BLU-116. По габаритам она точно соответствовала старой доброй BLU-109, однако сам снаряд, пробивающий бетон, имел меньший калибр. При этом он был заключен в кожух большего диаметра- из алюминиевого сплава. Для изготовления самого «стержня» использовался твердый сплав стали, никеля и кобальта марки 9430 М. Боевая часть BLU-116 применялась в составе авиабомб с лазерным наведением GBU-24 C/B и GBU-24 D/B. Главное, что отличало снаряд нового поколения, — это возможность проникновения сквозь бетонные препятствия толщиной до 6 м и, что немаловажно, умение работать с бетонными сооружениями сложной конструкции. BLU-116 снабжалась HTSF (FMU-157D) — так называемым умным взрывателем для твердых целей. Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот. Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера.

Давно отгрохотали битвы американцев с Саддамом, относительно тихо на Балканах. В наши дни одной из самых жгучих тем стала ядерная программа Ирана, которую США и некоторые их союзники стремятся прекратить любыми методами, не исключая и силовой. На Западе считается, что Исламская Республика Иран уже спрятала или вот-вот спрячет свои ядерные секреты двойного назначения под толщей камня и бетона, в секретные горные бункеры. Понимая, что иранцы, скорее всего, усвоили уроки Саддама и позаботятся о сохранности своих достижений лучше, чем иракский сосед-недруг, Америка приготовила новый сюрприз.

Ни много ни мало 60 м армированного бетона сможет пробить супербомба компании Boeing под названием GBU-57, или Massive Ordnance Penetrator (MOP). Этот гигант по длине сравним с GBU-28 (6,2 м), но ни в какое сравнение не идет с ней по толщине корпуса (80 см против 35). Сигарообразная бомба весит 13,6 т, что превышает на несколько тонн любую из бетонобойных супербомб Второй мировой и в несколько раз тяжелее GBU-28 (2268 кг). MOP имеет лазерное наведение при поддержке GPS, а к цели ее доставит малозаметный для радаров стратегический бомбардировщик B-2A Spirit. В ноябре прошлого года было объявлено о поставке ВВС первой партии сверхмощных бомб из общего заказа в 20 штук, что говорит о серьезной подготовке к вероятному удару по заглубленным целям. Предназначаются ли все бомбы одному Ирану, Ирану и Северной Корее или есть другие потенциальные адресаты, неизвестно.

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Кассетные бетонобойные снаряды

Отдельным классом бетонобойных бомб выступают кассетные боеприпасы, призванные уничтожать взлетно-посадочные полосы аэродромов противника. В отечественном арсенале боеприпасы такого типа представлены, принятой на вооружении в 2002 году РБК-500У.

Бетонная обойма такой бомбы содержит десять бетонобойных элементов, которые выбрасываются непосредственно над целью, в результате раскрытия носителя и обеспечивают повреждение покрытия ВПП вражеского аэродрома на большой площади.

  • Дело в том, что опыт боевого использования боеприпасов против взлетно-посадочных полос показал, что локальные повреждения бетонного покрытия легко устраняются ремонтными группами сил аэродромного обеспечения, в достаточно короткий промежуток времени.
  • Одновременные повреждения полосы на значительно большей площади, пусть и с более поверхностным повреждением массива бетона ставят перед ремонтными бригадами значительно более серьезные задачи по приведению взлетной полосы в состояние минимальной эксплуатационной годности.
  • Более подробно ознакомиться с историей создания и боевого применения бетонобойных авиационных боеприпасов можно на видео в этой статье.
  • Подавляющая масса технической документации, тактико-технические характеристики, инструкция по поддержанию боеприпаса в боеготовом состоянии засекречены.

В качестве небольшой технической ремарки, можно привести основные ТТХ классических бетонобойных авиационных бомб, состоящих на вооружении в арсеналах ведущих армий мира:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector