1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

P-39N-0 Airacobra Александра Покрышкина

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Летно-технические характеристики
    • 2.2 Живучесть и бронирование
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Курсовое вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Bell P-39 «Аэрокобра» — американский истребитель времен Второй мировой войны. Особенностью этого самолёта была нестандартная для своего времени конструкция: двигатель располагался позади кабины пилота, а центральная стойка шасси находилась не в хвостовой, а в носовой части машины. Самолёт стоял на вооружении пяти стран: США, Великобритании, СССР, Португалии и Австралии.

Первой крупносерийной модификацией самолёта стал P-39N. P-39N-0 оснащался новым двигателем Allison V1710-85/E19 и трёхлопастным винтом Aeroproducts диаметром 3,15 м. Начиная с 167-й машины, для облегчения конструкции сняли часть топливных баков, размещенных в крыле, и одновременно установили крепление для подвески наружных дополнительных топливных баков под фюзеляжем. В СССР, ради прироста летных характеристик, с самолёта зачастую снимали два крыльевых пулемёта, оставляя два носовых пулемёта и пушку.

Всего фирма Bell изготовила 2 095 машин этой модификации, большинство из которых были направлены в Советский Союз по программе ленд-лиза. Поставки нового самолёта в СССР начались в ноябре 1942 года, где он хорошо показал себя в манёвренных боях на малых и средних высотах.

На P-39N летали такие советские асы как Покрышкин Александр Иванович, Речкалов Григорий Андреевич, Гулаев Николай Дмитриевич и Кутахов Павел Степанович.

Случайная находка

Научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Сергей Иванов рассказал ТАСС, что самолет в 2017 году обнаружил аквалангист-любитель Алексей Казаринов. Он сообщил поисковикам примерные координаты находки, но те еще почти год не могли найти место крушения истребителя.

Иванов уточнил, что самолет погиб после проведения учебного воздушного боя, им управлял младший лейтенант Владимир Шишкин, который остался жив. В найденном в архивах акте авиационного происшествия было отмечено, что летчик не дотянул до аэродрома порядка 1 тыс. м. «Увидев дым, идущий из двигателя, произвел посадку на воду. Самолет через 30 секунд затонул, летчик приплыл к берегу, имеет легкое ранение головы. Причина происшествия: из показаний летчика и характера работы мотора, предположительно, произошел обрыв шатуна», — привел Иванов данные из документа. В акте также указано, что гвардии младший лейтенант Шишкин 30 августа 1944 года окончил Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина. Общий налет на данном типе самолета с 27 сентября 1944 года — 32 часа 58 минут. На данном самолете он к моменту аварии имел налет — 9 часов 25 минут. Виновные в происшествии не были установлены.

Истребитель был передан по ленд-лизу в 1943 году, он принадлежал 11-му гвардейскому авиационному истребительному полку Черноморского флота, участвовал в освобождении Крыма. Полк базировался на аэродромах Евпатория и Сак.

Краткий обзор и характеристики

«Аэрокобра» является монопланом, обладающим шасси с тремя стойками. Корпус цельнометаллический одноместный. Крыло расположено низко; винт – трёхлопастной, с изменяемым шагом.

Защита лётчика и двигателя достигается за счёт 6,5-миллиметровой стальной брони, а также бронеспинки за кабиной. Спереди фонарь защищён бронированным стеклом толщиной 37 мм, сзади – бронестеклом толщиной 63 мм.

Читать еще:  На страже нашего бюджета

Вооружение истребителя представлено 37-миллиметровой пушкой М4, боезапас которой составлял 30 патронов, либо же 20-миллиметровой пушкой HS-404 с боезапасом в 60 патронов, а также двумя или четырьмя пулемётами «Браунинг» М2 калибром 12,7 мм.

К достоинствам данного самолёта можно отнести его исключительную маневренность, а также улучшенную аэродинамическую форму носовой части, что обеспечивало лучшую воздушную обтекаемость самолёта. Ещё одним важным преимуществом является мощная 37-миллиметровая пушка, установленная в носовой части «Аэрокобры» вместо двигателя. Мощь этой пушки существенно превосходила все авиационные пулемёты того времени.

Также нельзя не упомянуть о том, что расположение двигателя за кабиной пилота серьёзно увеличивало его безопасность, что в совокупности с бронеспинкой, существенно уменьшало вероятность ранения или гибели лётчика от нападения со спины.

Но, как и все самолёты, «Аэрокобра» имела и свои недостатки. Главным и практически единственным серьёзным недостатком стало то, что при выполнении фигур высшего пилотажа истребитель зачастую сваливался в штопор, причём нередко с трагическими последствиями. Маневренность была куплена такой дорогой «ценой», если, конечно, можно говорить так о жизнях лётчиков.

Тактико-технические и лётные характеристики «Bell P-39 Airacobra»:

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 9,16 м
  • с пушкой: 9,58 м
  • Размах крыла: 10,36 м
  • Высота: 3,78 м
  • Площадь крыла: 19,86 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,35

Профиль крыла: NACA-0015 — корень крыла, NACA-23009 — законцовки

  • База шасси: 3,04 м
  • Колея шасси: 3,454 м
  • Масса пустого: 2642 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3556 кг
  • Объём топливных баков: 455 л
  • Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Allison V-1710-35
  • Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с. (1 × 846 кВт)
  • Воздушный винт: трёхлопастной «Curtiss»
  • Диаметр винта: 3,16 м
  • Максимальная скорость у земли: 493 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте: 585 на 4200 м
  • Крейсерская скорость: 528 км/ч
  • Посадочная скорость: 145 км/ч
  • Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
  • Продолжительность полёта: 3,65 ч
  • Практический потолок: 9600 м
  • Длина разбега: 300 м
  • Длина пробега: 350 м
  • Время виража: 19 с
  • Радиус виража: 253 м
  • Стрелково-пушечное вооружение:
  • 1 × 37-мм пушка M4 с 30 патронами или
  • 1 × 20-мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2)
  • 2 × 12,7-мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
  • 4 × 7,62-мм пулемётов по 1000 патронов каждый в крыле
  • Бомбы: 1 × до 272 кг
  • Подвесные топливные баки: 1 × 283 л или 566 л под фюзеляжем

Ялтинская конференция

В Ливадийском дворце 4-11 февраля 1945 года проходила встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Также проводились переговоры глав МИД СССР, США и Великобритании. Основным был вопрос о послевоенном мироустройстве, создании ООН. Достигнутый компромисс позволил принять Декларацию об освобожденной Европе, утверждавшей, что преобразование «должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

Историческая справка

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра», Покрышкин сбил Bf 109.

Читать еще:  Имя ему – «Легион». Новый пистолет SIG Sauer P226 Legion.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над Люфтваффе. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А. И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза (указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года).

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.

В июле 1943 года Александр Иванович присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

С ноября 1943 года — заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции (2 победы), Донбасской наступательной операции (7 побед), Мелитопольской наступательной операции (1 победа) и в блокировании немецких войск в Крыму (5 побед).

Именно 1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше летать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), прикрывал с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме.

Известные советские асы, летавшие на P-39

Как уже упоминалось выше, наиболее известным советским лётчиком-асом, воевавшим на «Аэрокобре», является Александр Иванович Покрышкин. Летать на P-39 он начал с весны 1943 года и сразу оценил огромный потенциал самолёта и его высокую маневренность. Не будет преувеличением сказать, что Александр Иванович творчески подошёл к разработке тактики действий на «Аэрокобре». Цифры говорят сами за себя: за два года, с весны 1943-го по весну 1945-го ему удалось сбить 48 самолётов противника, доведя свой счёт до 59 самолётов.

Также на P-39 летали и одерживали многочисленные победы такие советские асы, как Гулаев – 57 сбитых самолетов, Голубев — 53, Речкалов — 56, Глинка — 50 и другие.). Именно высокая маневренность «Аэрокобры», помноженная на исключительное мужество и мастерство этих и многих других асов, позволила добиться таких результатов.

Героический полк

11-й гвардейский авиаполк Черноморского флота был оснащен самолетами Airacobra в конце 1943 года и прикрывал высадку советского десанта на Керченский полуостров, участвовал в первом комбинированном ударе по порту города Очакова.

Читать еще:  Тесак: оружие с многовековой историей

К началу апреля самолеты полка наносили удары по противнику в районе Перекопа и Армянска, участвовали в освобождении Севастополя. Последний бой произошел 11 мая 1945 года в небе над Севастополем, в котором было сбито два истребителя-бомбардировщика Messerschmitt Bf.110 и два гидросамолета-разведчика Arado Ar 196. Всего за годы войны летчики полка сбили 304 самолета противника, полк был награжден двумя орденами Красного знамени, удостоен почетного наименования «Николаевский», восемь летчиков удостоены звания Героя Советского союза.

Последним боевым заданием полка в Великой Отечественной войне было воздушное прикрытие Крымского полуострова. Эта ответственная задача связана с проведением Ялтинской конференции глав держав антигитлеровской коалиции, а также обеспечением безопасности прибывавших на аэродром в Саках президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и членов делегаций.

Впоследствии полк был преобразован в 241-й гвардейский авиационный истребительный полк и принял на вооружение советские реактивные МиГ-15.

Как рассказал ТАСС Александр Елкин, научный руководитель экспедиции Министерства обороны России по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны, в Крыму было найдено несколько американских истребителей Airacobra, которые поставлялись по ленд-лизу, три из них были обнаружены в Керченском проливе и один в озере Тобечик в восточном Крыму. Все они были сбиты в ходе боев за Крым и значительно разрушены.

Вооружение

Курсовое вооружение

Вооружение самолета представлено двумя 12,7-мм пулеметами M2 Browning с ранней версией набивки лент и одной 37-мм пушкой M4. Вооружение достаточно мощное, при попадании из пушки велик шанс, что второго попадания не потребуется (это характерно при стрельбе по одномоторным целям), атакуя бомбардировщики, пилоту «Кобры» нужно быть готовым, что сбить вражеский самолет с одного попадания не получится. Пулеметы достаточно неплохие, с их помощью можно как серьезно повреждать вражеские самолеты, так и атаковать наземные цели в совместных боях — в крышу корпуса и башни пилот «Кобры» может пробивать многие танки.

Ялтинская конференция

В Ливадийском дворце 4-11 февраля 1945 года проходила встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Также проводились переговоры глав МИД СССР, США и Великобритании. Основным был вопрос о послевоенном мироустройстве, создании ООН. Достигнутый компромисс позволил принять Декларацию об освобожденной Европе, утверждавшей, что преобразование «должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector