0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребительный базар

Истребительный базар

ВВС Индии запросили у США информацию по истребителю F-35, включающую секретные сведения. Подобная заинтересованность может говорить о серьезном желании приобрести американский истребитель пятого поколения. Одновременно Индия продолжает рассматривать возможность закупки истребителя FGFA — экспортного варианта российской машины Су-57. Портал iz.ru разбирался в мотивациях и перспективах конкурентов на индийском рынке боевых самолетов.

Диверсификация поставщиков

Вся новейшая история ВВС Индии представляет собой череду непрерывных попыток избежать «монополии поставщика» — в ключевых классах боевых самолетов начиная с 1970-х годов Индия старательно обзаводится близкой по характеристикам и назначению продукцией от конкурирующих производителей. Так, сначала в качестве перспективных ударных машин были параллельно выбраны советские МиГ-23БН (позднее — их усовершенствованная версия МиГ-27) и франко-британские «Ягуары», а десятилетием спустя ВВС Индии начали параллельные закупки французских «Миражей-2000» и советских МиГ-29.

Параллельно Индия всю дорогу стремилась наладить собственное производство боевых самолетов — как минимум лицензионную сборку с той или иной степенью локализации, как максимум — собственных конструкций, но до сих пор эти попытки оборачивались либо достаточно небольшим числом машин простейшей конструкции, таких как истребитель Ajeet или ударный самолет HF-24 Marut, либо откровенным долгостроем с непомерными затратами при весьма средних характеристиках — как легкий истребитель HAL Tejas.

Политики диверсификации Индия старается придерживаться и сейчас, однако, по-видимому, в ближайшие годы в составе ее ВВС, помимо уже ставших традиционными европейских и российских машин, появятся боевые самолеты американского производства (транспортники, патрульные машины и вертолеты американского происхождения уже имеются).

В комплектовании парка своих боевых самолетов Индии предстоит решить две задачи: во-первых, их ВВС должны обладать достаточным числом современных (и следовательно, дорогостоящих) самолетов, способных обеспечить качественное превосходство в воздухе над основным соперником (а это Китай) и, во-вторых, быть достаточно массовыми для решения задач в возможной масштабной сухопутной войне на случай столкновения с Пакистаном.

Читать еще:  Владимир михайлович петляков: советский авиаконструктор, как погиб создатель самолётов-бомбардировщиков

Это автоматически предполагает наличие в составе ВВС самолетов как минимум двух классов: «упакованных» по последнему слову техники истребителей завоевания превосходства в воздухе (способных, разумеется, решать и другие задачи) и достаточно массовых машин, ориентированных в большей степени на ударные задачи, однако способных и постоять за себя в воздушном бою.

В настоящее время задача качественного превосходства над возможными соперниками решается наличием истребителей Су-30МКИ, которые вдобавок в ближайшие годы должны начать модернизировать с учетом появления нового оборудования и вооружения. Вместе с тем разработка в КНР машин пятого поколения, требует от Индии соответствующей реакции в оснащении собственных ВВС.

Главная задача

Су-30 является наиболее многочисленным типом самолетов в составе ВВС Индии: более 230 машин в строю, и в общей сложности еще более трех десятков должны быть поставлены. В масштабах региона эти машины способны не только решать задачи завоевания превосходства в воздухе и поражения наземных целей тактического значения, но и в ближайшей перспективе выполнять роль стратегических ударных машин за счет своего большого радиуса действия (около 2 тыс. км и может быть увеличен за счет дозаправки в воздухе) и планируемого оснащения части этих машин крылатыми ракетами «Брамос». Дальность полета этих ракет совместной российско-индийской разработки на основе КР типа «Оникс»/«Яхонт» в перспективе планируется довести до 800 км.

Вместе с тем основную массу парка боевых самолетов ВВС Индии в настоящее время составляют машины 2–3 поколений — более 240 истребителй МиГ-21 (в вариантах МиГ-21бис, модернизированных МиГ-21-93 и учебно-боевых «спарок), более 80 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и более 90 «Ягуаров», а также 100 с небольшим самолетов четвертого поколения: 66 МиГ-29 и 40 «Миражей-2000». Все эти машины, полученные в 1970–1990-х годах, так или иначе сойдут со сцены в течение следующих 15–20 лет.

Читать еще:  Bell v-22 osprey: единственный в мире серийный конвертоплан

Из всего списка подлежащих замене машин наиболее критично стоит вопрос с МиГ-21, 27 и «Ягуаром». Производство этих самолетов прекращено много лет назад, и дефицит запчастей с каждым годом делает поддержание их боеспособности (даже модернизированных МиГ-21-93 «Бизон») всё более сложной задачей. Для ее решения Индия в 2016 году объявила тендер на закупку одномоторных истребителей.

Здесь нужно отметить, что первая попытка найти замену машинам 2–3 поколения была сделана Индией в 2000-х годах с объявлением тендера MMRCA, предусматривавшего закупку 126 многоцелевых истребителей стоимостью до $10 млрд, с организацией сборки большей части из них в Индии. В 2012 году тендер выиграла Франция с истребителем «Рафаль», однако закупка 126 машин ожидаемо не состоялась — французский двухмоторный истребитель был сильно дороже предполагавшегося. В итоге в 2015 году стороны подписали контракт на поставку 36 истребителей с вооружением, запчастями, обслуживанием и подготовкой персонала ценой почти $9 млрд. Переговоры о дальнейшем расширении поставок ожидаемо зависли из-за противоречий относительно налаживания производства в Индии, трансфера технологий и условий офсета (инвестирования части прибыли в индийскую экономику). Более того, поставки «Рафалей» по уже заключенному контракту так же пока еще не начались, и сколько их будет поставлено в итоге — предполагать трудно.

Наиболее вероятным кандидатом на победу в новом индийском тендере на одномоторные машины в настоящее время называют американский истребитель F-16, доработанный с учетом требований ВВС Индии. Ранее F-16, в 2014 году отпраздновавший 40 лет со дня первого полета, уже проиграл тендер MMRCA, но, с учетом того что победивший в соревновании «Рафаль», очевидно, не станет массовой недорогой машиной, шансы «проапгрейженного» американца на победу весьма велики. Единственным, по сути, соперником F-16 в настоящее время является шведский истребитель JAS-39 Gripen NG, однако относительно высокая цена шведской машины, ограниченные возможности производителя и наличие большого количества американских комплектующих делают это предложение уязвимым.

Читать еще:  Снайперская винтовка Arma Lite AR-30

Разумеется, это не означает, что F-16 займет всю нишу одномоторных машин — как минимум ВВС Индии всё же придется получить доморощенный Tejas LCA MK.2, притом что по эксплуатационным характеристикам он проигрывает даже МиГ-21бис, а боевые еще никто толком не оценивал. Но это национальный проект, и, независимо от того, сойдет он со сцены через пару десятков лет эксплуатации, как Ajeet и Marut до него, или будет развиваться в течение многих десятилетий, свою долю он получит.

Пятое поколение

И F-16, даже в модернизированном виде, и тем паче Tejas сегодня не рассматриваются как истребители завоевания превосходства в воздухе и, очевидно, будут ориентированы в первую очередь на ударные задачи. Основу потенциала ВВС Индии в воздушных боях, как уже сказано, сейчас составляют (и в ближайшие полтора десятка лет сохранят эту роль) Су-30МКИ, к которым, вероятно, в ближайшем будущем прибавятся «Рафали», а также машины пятого поколения, которым предстоит заменить «Миражи-2000», модернизированные МиГ-29 и МиГ-21-93.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector