0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета «Сатана» SS-18 (Р-36М)

Баллистическая ракета «Сатана» SS-18 (Р-36М)

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» — мощнейшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, она была принята на вооружение в декабре 1975 года, а ее первый испытательный запуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тысячи кг на расстояние свыше 10 тысяч км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где они хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, обеспечивающем их «минометный» старт. Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м.

Обмануть Америку

За тестовыми запусками самой ракеты внимательно следили в США. Особенно их интересовали разделяющиеся боеголовки — это была первая наша ракета с такой схемой боевой части. Во время испытательных пусков у камчатского полигона Кура в нейтральных водах постоянно находился американский разведывательный корабль, в воздухе барражировала летающая лаборатория на базе бомбардировщика B-52. Как только самолет улетал на дозаправку, наши выполняли пуск.

Огромным достижением стала возможность перенацеливать ракету перед запуском — эта опция также появилась на МБР впервые. Бортовая электроника «Сатаны» была максимально защищена как от последствий ядерного взрыва, так и систем радиоэлектронного подавления — для этого кабельную сеть проложили в глубине корпуса, прикрыв агрегатами и изолирующими материалами. Снаружи РС-36М защищал панцирь из термо- и радиопоглощающих материалов. На случай остановки двигателей в полете из-за ионизирующего излучения был предусмотрен их повторный запуск. Прямое попадание ядерной боеголовки в пусковую шахту Р-36М могло лишь отсрочить запуск ракеты на 3-5 минут — чтобы пыль улеглась.

дизайн

RS-28 Сарматы будут способны перевозить около 10 тонн полезного груза для либо до 10 тяжелых или 15 легких РГЧ боеголовок , неустановленное количество Авангарда гиперзвукового скольжения транспортных средств (ТСБГ) или комбинации боеголовок и огромного количества контрмер против анти -баллистические ракетные комплексы. Минобороны России заявило, что ракета является ответом России на систему быстрого глобального удара США .

Сармат имеет короткую фазу разгона , которая сокращает интервал, в течение которого его можно отслеживать спутниками с помощью инфракрасных датчиков , таких как космическая инфракрасная система США , что затрудняет перехват . Предполагается, что «Сармат» может лететь по траектории над Южным полюсом, полностью невосприимчив к любой существующей системе противоракетной обороны, и что он имеет возможность частичной орбитальной бомбардировки (FOBS).

По разным данным, стартовые позиции РС-28 должны быть оснащены системой активной защиты » Мозырь «, призванной нейтрализовать преимущество первого удара потенциального противника за счет кинетического уничтожения падающих бомб, крылатых ракет и боеголовок межконтинентальных баллистических ракет на высотах до 6 км.

Ракета «Воевода», как и все её предшественницы имеет тандемную схему расположения ступеней. Это во всех отношениях самая мощная в мире ракета весом более 210 тонн и длиной свыше 34 метров. Для сравнения, её американская визави «Минитмен III» вдвое короче и почти в 7 раз легче.

Читать еще:  Советская боевая машина бм-14-17м – первая послевоенная реактивная система залпового огня

Ещё одно советское ноу-хау, воплощённое в ракете «Воевода» — миномётный старт. Из шахты ракета стартует не с помощью включённых двигателей первой ступени, а за счёт срабатывания пороховых аккумуляторов давления, которые буквально выстреливают её из транспортно-пускового контейнера, после чего и происходит запуск двигателей.

Однако самую большую проблему для наших недругов представляет усовершенствованный комплекс преодоления ПРО, куда входит целое облако ложных целей, полностью имитирующих боевые блоки на завершающем участке полёта. «Воевода» в случае войны превращается для своих врагов во всё уничтожающего «Сатану», оживший наяву кошмар, воспетый в голливудских блокбастерах, от которого нет и не может быть спасения.

История создания

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ « Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса — Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36:

  • по точности стрельбы — в 3 раза.
  • по боеготовности — в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты — в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации — в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки — в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки — в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор — В. П. Глушко ). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10—15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20—25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Читать еще:  Советская 100-мм зенитная пушка кс-19 1947 года – становой хребет послевоенной пво советского союза

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления

Система управления ракетой — автономная, инерциальная , трёхканальная с многоярусным мажоритированием . Каждый канал самоиспытывался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно испытанный канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в испытаниях не браковалась.

Разгон гироплатформы ( 15Л555 ) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы — программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина ( БЦВМ ) ( 15Л579 ) 16-разрядная, ПЗУ — куб памяти . Программирование производилось в машинных кодах .

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) — Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля 1973 . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Устаревшие ракеты «Минитмен–3» не смогут стать эффективными средством сдерживания для новой МБР России РС-28

Россия с 2018 года может разместить новые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) РС-28 «Сармат» в Сибири и на Южном Урале — они заменят существующие МБР времен холодной войны Р-36М2 «Воевода» (СС — 18 «Сатана») и станут самыми крупными системами поражения, когда-либо построенными человеком. И новому оружию России Вашингтону пока противопоставить нечего, пишет Дейв Маджумдар в статье для National Interest.

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

Читать еще:  Карабин впо-208: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с полигона Байконур 21 февраля 1973 года. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. В 1974 году был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский.

Обмануть Америку

За тестовыми запусками самой ракеты внимательно следили в США. Особенно их интересовали разделяющиеся боеголовки — это была первая наша ракета с такой схемой боевой части. Во время испытательных пусков у камчатского полигона Кура в нейтральных водах постоянно находился американский разведывательный корабль, в воздухе барражировала летающая лаборатория на базе бомбардировщика B-52. Как только самолет улетал на дозаправку, наши выполняли пуск.

Огромным достижением стала возможность перенацеливать ракету перед запуском — эта опция также появилась на МБР впервые. Бортовая электроника «Сатаны» была максимально защищена как от последствий ядерного взрыва, так и систем радиоэлектронного подавления — для этого кабельную сеть проложили в глубине корпуса, прикрыв агрегатами и изолирующими материалами. Снаружи РС-36М защищал панцирь из термо- и радиопоглощающих материалов. На случай остановки двигателей в полете из-за ионизирующего излучения был предусмотрен их повторный запуск. Прямое попадание ядерной боеголовки в пусковую шахту Р-36М могло лишь отсрочить запуск ракеты на 3-5 минут — чтобы пыль улеглась.

дизайн

RS-28 Сарматы будут способны перевозить около 10 тонн полезного груза для либо до 10 тяжелых или 15 легких РГЧ боеголовок , неустановленное количество Авангарда гиперзвукового скольжения транспортных средств (ТСБГ) или комбинации боеголовок и огромного количества контрмер против анти -баллистические ракетные комплексы. Минобороны России заявило, что ракета является ответом России на систему быстрого глобального удара США .

Сармат имеет короткую фазу разгона , которая сокращает интервал, в течение которого его можно отслеживать спутниками с помощью инфракрасных датчиков , таких как космическая инфракрасная система США , что затрудняет перехват . Предполагается, что «Сармат» может лететь по траектории над Южным полюсом, полностью невосприимчив к любой существующей системе противоракетной обороны, и что он имеет возможность частичной орбитальной бомбардировки (FOBS).

По разным данным, стартовые позиции РС-28 должны быть оснащены системой активной защиты » Мозырь «, призванной нейтрализовать преимущество первого удара потенциального противника за счет кинетического уничтожения падающих бомб, крылатых ракет и боеголовок межконтинентальных баллистических ракет на высотах до 6 км.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector