0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самолёты и вертолёты

WikiSort.ru — Самолёты и вертолёты

B-47 Stratojet

B-47E в полёте
ТипБомбардировщик средней дальности
Разработчик Boeing
Производитель Boeing (Сиэттл, Вашингтон)
Douglas (Талса, Оклахома)
Lockheed (Мариетта, Джорджия)
Первый полёт17 декабря 1947 года
Начало эксплуатациимай 1951 года
Конец эксплуатации31 октября 1969 года
Статусснят с вооружения
ЭксплуатантыВВС США
Годы производства1949 — январь 1957
Единиц произведено2041
Стоимость единицы$1,9 млн (B-47E) [1]
Изображения на Викискладе

Боинг Б-47 «Стратоджет» ( англ. Boeing B-47 Stratojet ) — американский реактивный бомбардировщик, разработанный компанией Боинг в середине 1940-х годов. Использованная на B-47 аэродинамическая схема (размещение двигателей на пилонах под крылом) впоследствии стала традиционной для многих пассажирских самолётов. «Стратоджет» оставался основным американским бомбардировщиком вплоть до появления B-52 «Стратофортресс», а его разведывательные модификации совершили большое число полётов над СССР.

Галерея B-47

Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.

История B-47

Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.

В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.

В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.

За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.

1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.

Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.

Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.

Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.

С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.

Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.

Конструкция B-47

B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.

Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.

Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.

Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.

Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G

Модификации

Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.

  • ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
  • EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
  • ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
  • ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
  • KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
  • QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
  • RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
  • RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
  • RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
  • ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
  • WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
  • WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.

Интересные факты

В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.

Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.

B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.

Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.

Галерея B-47

Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.

История B-47

Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.

В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.

В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.

За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.

Читать еще:  Фляжка: история предметов военного быта

1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.

Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.

Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.

Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.

С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.

Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.

Конструкция B-47

B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.

Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.

Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.

Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.

Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G

Модификации

Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.

  • ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
  • EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
  • ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
  • ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
  • KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
  • QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
  • RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
  • RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
  • RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
  • ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
  • WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
  • WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.

Интересные факты

В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.

Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.

B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.

Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.

Боевое применение[править | править код]

  • 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
  • 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 498 дней]
  • 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трех человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущеву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолета РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушел в юго-западном направлении»; подбитие американского самолета не упоминается.
  • 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
  • В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
  • 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
  1. ↑ Knaack, 1988, p. 142
  2. ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М. : Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  3. ↑Лётчик Василий Поляков: «Я сделал два залпа и RB-47 загорелся» // Мурманский календарь, 1 июля
  4. ↑Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War
  5. ↑U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War
  6. ↑Far East Air-to-Air Victories
  7. ↑Missile Scrapbook // designation-systems.net
  8. ↑ Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
  9. ↑Standard Aircraft Characteristics. B-47E IV Stratojet. — The Secretary of the Air Force, Aug 1962. — (AFG-2, Vol-1, Addn 30).
  • Knaack Marcelle. Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. / / Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 99-158. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5.
  • Loftin L. K., Jr.Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.

Данная страница на сайте WikiSort.ru содержит текст со страницы сайта «Википедия».

Если Вы хотите её отредактировать, то можете сделать это на странице редактирования в Википедии.

Если сделанные Вами правки не будут кем-нибудь удалены, то через несколько дней они появятся на сайте WikiSort.ru .

  • Читать
  • Редактировать

Текст в блоке «Читать» взят с сайта «Википедия» и доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Боевое применение[править | править код]

  • 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
  • 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 498 дней]
  • 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трех человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущеву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолета РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушел в юго-западном направлении»; подбитие американского самолета не упоминается.
  • 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
  • В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
  • 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.

Галерея B-47

Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.

История B-47

Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.

В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.

В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.

За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.

1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.

Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.

Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.

Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.

С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.

Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.

Конструкция B-47

B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.

Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.

Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.

Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.

Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G

Модификации

Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.

  • ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
  • EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
  • ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
  • ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
  • KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
  • QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
  • RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
  • RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
  • RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
  • ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
  • WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
  • WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.

Интересные факты

В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.

Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.

B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.

Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.

  • 17 апреля1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР [2] .
  • 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести. [ источник не указан 28 дней ]
  • 7 ноября1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-1730-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды, судьба экипажа неизвестна. [ источник не указан 28 дней ]
  • 1 июля1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году. [3] .
  • В 1963 году советский МиГ-19 сбил [ где? ] очередной американский разведчик RB-47. [4]
  • 28 апреля1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан. [5][6]
  • В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотныесамолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб[7] . Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики [8] и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели, оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных, авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
  • Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом ( англ. MITO ), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.

Галерея B-47

Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.

История B-47

Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.

В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.

В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.

За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.

1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.

Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.

Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.

Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.

С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.

Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.

Конструкция B-47

B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.

Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.

Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.

Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.

Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G

Модификации

Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.

  • ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
  • EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
  • ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
  • ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
  • KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
  • QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
  • RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
  • RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
  • RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
  • ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
  • WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
  • WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.

Интересные факты

В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.

Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.

B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.

Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector