Самолёты и вертолёты
Содержание
WikiSort.ru — Самолёты и вертолёты
B-47 Stratojet | |
---|---|
![]() B-47E в полёте | |
Тип | Бомбардировщик средней дальности |
Разработчик | ![]() |
Производитель | ![]() ![]() ![]() |
Первый полёт | 17 декабря 1947 года |
Начало эксплуатации | май 1951 года |
Конец эксплуатации | 31 октября 1969 года |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | ВВС США |
Годы производства | 1949 — январь 1957 |
Единиц произведено | 2041 |
Стоимость единицы | $1,9 млн (B-47E) [1] |
Изображения на Викискладе |
Боинг Б-47 «Стратоджет» ( англ. Boeing B-47 Stratojet ) — американский реактивный бомбардировщик, разработанный компанией Боинг в середине 1940-х годов. Использованная на B-47 аэродинамическая схема (размещение двигателей на пилонах под крылом) впоследствии стала традиционной для многих пассажирских самолётов. «Стратоджет» оставался основным американским бомбардировщиком вплоть до появления B-52 «Стратофортресс», а его разведывательные модификации совершили большое число полётов над СССР.
Галерея B-47
Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.
История B-47
Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.
В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.
В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.
За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.
1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.
Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.
Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.
Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.
С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.
Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.
Конструкция B-47
B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.
Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.
Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.
Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.
Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.
Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G
Модификации
Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.
- ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
- EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
- ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
- ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
- KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
- QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
- RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
- RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
- RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
- ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
- WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
- WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.
Интересные факты
В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.
Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.
B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.
Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.
Галерея B-47
Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.
История B-47
Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.
В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.
В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.
За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.
1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.
Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.
Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.
Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.
С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.
Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.
Конструкция B-47
B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.
Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.
Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.
Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.
Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.
Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G
Модификации
Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.
- ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
- EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
- ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
- ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
- KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
- QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
- RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
- RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
- RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
- ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
- WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
- WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.
Интересные факты
В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.
Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.
B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.
Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.
Боевое применение[править | править код]
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 498 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трех человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущеву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолета РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушел в юго-западном направлении»; подбитие американского самолета не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
- ↑ Knaack, 1988, p. 142
- ↑ Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М. : Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- ↑Лётчик Василий Поляков: «Я сделал два залпа и RB-47 загорелся» // Мурманский календарь, 1 июля
- ↑Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War
- ↑U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War
- ↑Far East Air-to-Air Victories
- ↑Missile Scrapbook // designation-systems.net
- ↑ Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
- ↑Standard Aircraft Characteristics. B-47E IV Stratojet. — The Secretary of the Air Force, Aug 1962. — (AFG-2, Vol-1, Addn 30).
- Knaack Marcelle. Vol. 2 Post-World War II Bombers, 1945-1973. / / Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1988. — P. 99-158. — 619 p. — ISBN 0-912799-59-5.
- Loftin L. K., Jr.Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
Данная страница на сайте WikiSort.ru содержит текст со страницы сайта «Википедия».
Если Вы хотите её отредактировать, то можете сделать это на странице редактирования в Википедии.
Если сделанные Вами правки не будут кем-нибудь удалены, то через несколько дней они появятся на сайте WikiSort.ru .
- Читать
- Редактировать
Текст в блоке «Читать» взят с сайта «Википедия» и доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.
Боевое применение[править | править код]
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 498 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трех человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущеву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолета РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушел в юго-западном направлении»; подбитие американского самолета не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году..
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Галерея B-47
Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.
История B-47
Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.
В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.
В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.
За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.
1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.
Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.
Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.
Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.
С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.
Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.
Конструкция B-47
B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.
Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.
Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.
Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.
Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.
Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G
Модификации
Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.
- ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
- EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
- ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
- ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
- KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
- QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
- RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
- RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
- RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
- ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
- WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
- WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.
Интересные факты
В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.
Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.
B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.
Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.
- 17 апреля1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР [2] .
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга, пос. Никольское, Камчатка и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным, на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести. [ источник не указан 28 дней ]
- 7 ноября1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-1730-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды, судьба экипажа неизвестна. [ источник не указан 28 дней ]
- 1 июля1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком Василием Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре человека из экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году. [3] .
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил [ где? ] очередной американский разведчик RB-47. [4]
- 28 апреля1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан. [5][6]
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотныесамолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб[7] . Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики [8] и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели, оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных, авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом ( англ. MITO ), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Галерея B-47
Boeing B-47 Stratojet — американский стратегический бомбардировщик, разработанный фирмой Boeing в 1940-хх годах.
История B-47
Уже в начале 1940-хх ученые и инженеры по всему миру ясно видели огромные перспективы реактивных двигателей. В США работы по созданию первых подобных двигателей начали фирмы Allis-Chalmers, Westinghouse и General Electric. Они объединились в консорциум — так называемый «Комитет Дюранда» для того, что бы ускорить исследования и разработки. Однако, первые две фирмы работали, преимущественно, с флотом, GE-же сконцентрировалось на взаимодействии с ВВС.
В 1941 году представители ВВС США впервые познакомились с первым британским реактивным самолетом Gloster G.40 и были очень впечатлены. Им удалось получить техническую документацию от Лондона и передать своим разработчикам.
В 1944 году ВВС решили, что технологический уровень двигателей достиг уровня, когда можно создавать эффективный самолет. Они опубликовали требования: реактивный бомбардировщик/разведчик, летающий на расстояние в 5670 км на скорости 891 км/ч и высоте до 13716 м.
За проект взялась фирма Boeing, которая имела огромный опыт в создании крупных военных самолетов и уже несколько лет работала с реактивными двигателями (были созданы испытательные модели B-29 с реактивными силовыми установками вместо поршневых). Именно на основе этих наработок был инициирован проект, получивший наименование XB-47. Помимо этого проекта, естественно, ВВС заключили аналогичные контракты на разработку с North American, Convair и Martin.
1945 год был для инженеров США (как и СССР) годом кладоискательства. Германия потерпела поражение в войне: ее территория, заводы, исследовательские центры, оборудование и технологии оказались в руках победителей. Находки оказались настолько впечатляющими, что после их анализа Boeing остановила работы над XB-47 — он оказался морально устаревшим уже на чертежной доске.
Самолет подвергся множеству изменений, главным из которых, было полное перепроектирование крыла. Используя немецкие расчеты и материалы, американцы создали для самолета стреловидное крыло, которое на высоких скоростях было намного эффективнее. Двигатели были подвешены под крылом. В октябре 1945 Boeing представил свой обновленный проект и получил одобрение военных.
Первый XB-47 был изготовлен в 1947 году и получил имя Stratojet. Первый полет самолет осуществи в конце 1947 года. Самолет весьма впечатлял характеристиками, но, все же, не достигал требуемых показателей. Второй прототип, доработанный и оснащенный более мощными двигателями взлетел в 1948 году.
Тогда, наконец, B-47 Stratojet был принят на вооружение. Производство было развернуто на заводе Boeing в Канзасе. Самолеты ранних серий были сложны в пилотировании и часто попадали в аварии, но к 1954 году «детские болезни» были излечены и тогда B-47 уже стали считать самым надежным реактивным самолетом в США. Самолет в ВВС имел весьма сложную репутацию: от восхищения до ненависти и боязни.
С началом войны в Корее заказы на B-47 значительно возросли. Для выпуска была реанимирована кооперация Boeing-Lockheed-Douglas. Когда-то на заводах этих фирм параллельно выпускались легендарные бомбардировщики B-17. Теперь же сразу 3 завода занялись изготовлением нового самолета.
Всего был изготовлен 2041 бомбардировщик B-47, что делает его одним из самых массовых военных самолетов в истории. Стратоджеты активно применялись ВВС США и несколько разведовательных версий этих самолетов были сбиты во время полетов над территорией СССР.
Конструкция B-47
B-47 Stratojet — шестидвигательный стратегический бомбардировщик. Самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.
Фюзеляж цельнометаллический. В носовой части герметичная кабина экипажа из трех человек. Члены экипажа сидят под единым фонарем тандемом — один за другим. В центральной части фюзеляжа расположен отапливаемый бомбоотсек. В хвостовой части установлен оборонительный комплекс из турели с двумя пушками M24A1 калибром 20 мм.
Крыло имеет стреловидность 36 градусов. Конструкция крыла весьма гибкая — законцовки могли колебаться с амплитудой до 4,5 метров. Под крылом на пилонах подвешены двигатели J47. На 2 пилонах висят по 1 двигатели и 2 двух (ближе к фюзеляжу) установлены по два.
Из-за небольшой мощности двигателей, и ограниченной подъемной силы крыла на малых скоростях B-47 обладал очень большой дистанцией разбега — 2 километра, что ограничивало количество доступных аэродромов. Для решения этой проблемы, на самолет устанавливали ракетные ускорители тягой в 14,6 тс. Взлет на ракетах был весьма эффектным — взлетающий таким образом бомбардировщик был, в то время, звездой всех авиашоу.
Шасси самолета имеет велосипедную конструкцию. Носовая стойка между кабиной и бомбоотсеком и хвостовая стойка за бомбоотсеком. Еще две вспомогательные стойки располагаются на гондолах двигателей.
Эпизод из фильма «Strategic Air Command»: дозаправка бомбардировщика B-47 с самолета KC-97G
Модификации
Кроме чисто бомбардировочных вариантов В-47, имелись его модификации другого назначения.
- ЕВ-47Е — самолеты переданные ВМС во временное пользование. На него подвешивали разнообразные контейнеры с аппаратурой.
- EB-47L — 36 В-47Е были оборудованы средствами спецсвязи для работы в условиях ядерной войны.
- ERB-47H — обозначение самолетов радиоразведки, созданных на базе RB-47H.
- ЕТВ-47Е — учебные самолеты.
- KB-47G — В начале 1953 года на В-47В испытывалось оборудование для дозаправки в воздухе по схеме «шланг-конус». Один был заправщиком, другой — заправляемым самолетом.
- QB-47E — самолеты, переоборудованные в беспилотные, радиоуправляемые машины для испытания ракет ПВО в качестве мишени.
- RB-47B — разведывательная модификация. В бомбоотсеке размещались 8 фотоаппаратов.
- RB-47E — усовершенствованный фоторазведчик, выпущенный в количестве 255 экземпляров.
- RB-47H — Самолет радиоразведки. В бомбоотсеке разместили анализаторы сигналов РЛС и передатчики помех. RB-47H часто нарушали воздушную границу СССР.
- ТВ-47В — Тренировочный самолет для обучения летчиков и штурманов.
- WB-47B — Самолет был разработан по просьбе Конгресса США после мощного урагана 1954 года, нанесшего большой урон нескольким штатам. Использовался для проникновения в центры ураганов и тайфунов.
- WB-47E — Разведчик погоды для ВВС. Некоторые из 34 WB-47E использовались для забора проб воздуха из облаков ядерных взрывов.
Интересные факты
В 1949 году США вышли на серийное производство водородных бомб. Мощность этих зарядов была настолько велика, что, по расчетам, бомбардировщик не успеет уйти от взрыва на безопасное расстояние и тоже будет уничтожен.
Для решения этой проблемы было решено создать беспилотную версию B-47. Пилоты должны были выйти на границу СССР и катапультироваться, а самолет должен был достигнуть цели под управлением автоматики. Однако, оборудование для такой машины было слишком сложным и не было доведено до эксплуатации. Проблему решили намного проще и дешевле — установили тормозной парашют на бомбу, что давало самолету дополнительное время на покидание опасной зоны.
B-47 стал очень знаменит в США благодаря «американскому Чкалову». Во время одного из стандартных учебных полетов капитан Джон Леппо решил совершить поступок, о котором давно мечтал. Авантюрист опустился на минимальную высоту над озером Мичиган, а потом пролетел над мостом Маккинак. В этот момент 60-тонный самолет был в паре десятков метров от пролета моста сверху и водой снизу.
Пилот был отдан под трибунал. Прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы, но за штурвал боевого самолета он больше никогда не садился. Однако, информация о полете попала в СМИ и Джон Леппо стал знаменит на всю страну.