0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый самолет для Люфтваффе

Новый самолет для Люфтваффе

Истребители-бомбардировщики «Торнадо», составляющие основу ВВС Германии, постепенно устаревают и выходят из строя. Однако замены им пока нет — новая машина совместной с французами разработки к серийному производству готова будет еще не скоро. Что в этих условиях может сделать Берлин, чтобы не допустить подрыва обороноспособности ФРГ? Об этом читайте в материале iz.ru.

Самолет не для всех

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» для своего времени значил больше, чем его наследник «Еврофайтер Тайфун». «Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой. Руководителем летных испытаний, поднявшим в воздух в 1979 году первый серийный «Торнадо», стал винг коммандер (подполковник) Роланд Бомон — в прошлом пилот Королевских ВВС, герой битвы за Британию, побывавший в конце войны в немецком плену. Одним из главных консультантов команды разработчиков был немецкий авиаконструктор Курт Танк — создатель прославившегося во время Второй мировой истребителя FW-190.

Самолет разрабатывался в рамках совместного технического задания, сформулированного ВВС Великобритании, Западной Германии и Италии, которые стали основными покупателями новой машины. Единственной страной за пределами Европы, приобретшей «Торнадо», стала Саудовская Аравия, получившая в конце 1980-х – начале 1990-х 120 машин этого типа в рамках договоров, известных как «Аль-Ямама-1» и «Аль-Ямама-2». Обе сделки вошли в историю как примеры крупнейших коррупционных скандалов с участием британского и саудовского истеблишмента.

«Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой

Впрочем, ждать, что «Торнадо» станет экспортным хитом, вряд ли стоило. Для машин третьего поколения была характерна техническая сложность, усугубленная в случае «Торнадо» стремлением обеспечить этот самолет как можно большим количеством опций — от завоевания превосходства в воздухе до уничтожения кораблей противника. В итоге машина получилась очень сложной и неоправданно дорогой.

«Торнадо» изначально получился не самым надежным истребителем. А к середине 2010-х доля исправных самолетов начала регулярно падать до неприлично низкого показателя — менее 50%. В этих условиях логичным решением стала замена «Торнадо» «Тайфуном», который к концу нулевых вылечился от основной массы детских болезней. Правда, ударные возможности этой машины хуже, чем у «Торнадо» — в частности «Тайфун» не может быть носителем тактического ядерного оружия и использоваться для доставки к цели американских ядерных бомб B61, складированных в Европе.

Британцы и итальянцы решили использовать в качестве ударных машин новые американские истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. Однако Германия, не участвовавшая в американском проекте как соразработчик и сопроизводитель, оказалась перед выбором — либо купить F-35А или F-35B у США, либо самой делать новую машину. При этом в Берлине понимают, что ФРГ не потянет в одиночку разработку нового боевого самолета — и даже не столько из-за финансовых ограничений, сколько из-за дефицита кадров и собственных ноу-хау, требуемых в подобном проекте.

Что делать?

Ситуацию для Германии несколько облегчает наличие такой же проблемы у Парижа. По мере списания машин времен холодной войны Франция в ближайшие годы останется с «монотипом» боевого самолета: «Рафаль» должен будет работать «за всех». При этом данная машина так же оптимизирована в первую очередь под задачи завоевания превосходства в воздухе.

В итоге летом прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель сообщили о намерении разработать совместный истребитель нового поколения. Предполагается, что этот аппарат будет опционально пилотируемым.

«Это революция, но мы не боимся революций, когда они мирные и хорошо продуманные», — сказал Макрон. «Это сигнал для британцев. Вы выходите из ЕС, и мы движемся вперед. Мы не будем терпеть ваших попыток заблокировать военные возможности Евросоюза», — прокомментировал планы совместной разработки самолета источник в немецкой оборонной промышленности.

Новый проект, уже получивший обозначение Next-Generation Weapon System, разрабатывается Airbus Defence and Space, однако пока что находится на самом раннем этапе — определения требований к самолету и уточнения концепции платформы. С учетом характерных для объединенной Европы последних 40 лет сроков разработки военной техники, это значит, что новый самолет вряд ли начнут выпускать серийно раньше середины 2030-х годов.

Вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35 — таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов

Получается, что, когда большая часть «Торнадо» выйдет из строя «по старости», заменить эти машины будет нечем. Подобная перспектива явно не соответствует желаниям немецкого руководства. Поэтому, вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35. Таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов.

Альтернативой может стать разработка проекта ремонта и модернизации «Торнадо». Это позволит сохранить имеющиеся машины в строю (как минимум часть из них) до конца 2030-х, но подобная переделка очень сложного самолета грозит оказаться, мягко говоря, недешевой.

Другой вариант, который никем, разумеется, не принимается в качестве рабочего, но может оказаться вполне реальным — это «закрытие глаз» на проблемы парка «Торнадо» в случае, если ни один из вариантов их замены не будет утвержден решением парламентской коалиции. С одной стороны, это грозит серьезной просадкой возможностей Германии в рамках стратегии ядерного сдерживания НАТО, с другой — в конечном счете о столь высоких материях голова должна болеть в первую очередь у Вашингтона. Не исключено, что именно США в итоге и придется раскошелиться на поддержание боеспособности ВВС своих ключевых европейских союзников.

Вялотекущее обострение

С российской точки зрения никакое из возможных решений Берлина не окажет непосредственного влияния на обстановку в Европе — последствия любого варианта станут ясны спустя несколько лет. Вместе с тем стратегическое значение того или иного выбора может оказаться куда глубже: по большому счету речь идет о выборе Германией роли самостоятельного игрока, решения которого определяют обороноспособность НАТО, или же о согласии с ведущей ролью США в Альянсе. В этом вопросе эффект от решения Берлина может проявиться куда быстрее — вряд ли будущее вооруженных сил Германии будет определяться в отрыве от прочих аспектов взаимоотношений Берлина и Вашингтона. С этой точки зрения для России была бы выгоднее независимая военная политика Германии: укрепление новых «центров силы» внутри НАТО сулит куда большие возможности для маневра.

Чисто с военной точки зрения появление в Европе истребителей-«невидимок», будь то F-35 ВВС США или их союзников или гипотетический новый европейский истребитель, очевидно, является неизбежным будущим — технический прогресс вообще очень трудно остановить. Появления первых боеготовых эскадрилий на F-35 в составе ВВС НАТО в Европе стоит ждать уже в ближайшие годы, и это, очевидно, произойдет раньше, чем Россия развернет первые эскадрильи истребителей пятого поколения Су-57. По тактико-техническим характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла.

По характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель СУ-57, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла

Возможность конфликта между Россией и НАТО в Европе, если ему суждено произойти, явно будет определяться не ТТХ боевых самолетов, и уж тем более от них не будет зависеть исход этого конфликта.

Более интересным (и безопасным!) может оказаться состязание на мировом рынке оружия, но и здесь политические факторы, никогда не исчезавшие совсем, вновь начинают играть куда большую роль, чем качества тех или иных систем вооружения и их цена. В итоге единственным местом, где еще можно будет говорить о каком-то состязании, очевидно, останутся многочисленные авиашоу. F-35 показывали на различных авиасалонах уже не раз. Су-57 пока что демонстрировали лишь в воздухе над Жуковским. Их очного состязания в ближайшие годы, скорее всего, стоит ждать либо в Индии, либо в Дубае — и оно будет во всяком случае более зрелищным, чем очередной виток военного противостояния в Европе.

Новый самолет для Люфтваффе

Истребители-бомбардировщики «Торнадо», составляющие основу ВВС Германии, постепенно устаревают и выходят из строя. Однако замены им пока нет — новая машина совместной с французами разработки к серийному производству готова будет еще не скоро. Что в этих условиях может сделать Берлин, чтобы не допустить подрыва обороноспособности ФРГ? Об этом читайте в материале iz.ru.

Самолет не для всех

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» для своего времени значил больше, чем его наследник «Еврофайтер Тайфун». «Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой. Руководителем летных испытаний, поднявшим в воздух в 1979 году первый серийный «Торнадо», стал винг коммандер (подполковник) Роланд Бомон — в прошлом пилот Королевских ВВС, герой битвы за Британию, побывавший в конце войны в немецком плену. Одним из главных консультантов команды разработчиков был немецкий авиаконструктор Курт Танк — создатель прославившегося во время Второй мировой истребителя FW-190.

Самолет разрабатывался в рамках совместного технического задания, сформулированного ВВС Великобритании, Западной Германии и Италии, которые стали основными покупателями новой машины. Единственной страной за пределами Европы, приобретшей «Торнадо», стала Саудовская Аравия, получившая в конце 1980-х – начале 1990-х 120 машин этого типа в рамках договоров, известных как «Аль-Ямама-1» и «Аль-Ямама-2». Обе сделки вошли в историю как примеры крупнейших коррупционных скандалов с участием британского и саудовского истеблишмента.

«Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой

Впрочем, ждать, что «Торнадо» станет экспортным хитом, вряд ли стоило. Для машин третьего поколения была характерна техническая сложность, усугубленная в случае «Торнадо» стремлением обеспечить этот самолет как можно большим количеством опций — от завоевания превосходства в воздухе до уничтожения кораблей противника. В итоге машина получилась очень сложной и неоправданно дорогой.

«Торнадо» изначально получился не самым надежным истребителем. А к середине 2010-х доля исправных самолетов начала регулярно падать до неприлично низкого показателя — менее 50%. В этих условиях логичным решением стала замена «Торнадо» «Тайфуном», который к концу нулевых вылечился от основной массы детских болезней. Правда, ударные возможности этой машины хуже, чем у «Торнадо» — в частности «Тайфун» не может быть носителем тактического ядерного оружия и использоваться для доставки к цели американских ядерных бомб B61, складированных в Европе.

Британцы и итальянцы решили использовать в качестве ударных машин новые американские истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. Однако Германия, не участвовавшая в американском проекте как соразработчик и сопроизводитель, оказалась перед выбором — либо купить F-35А или F-35B у США, либо самой делать новую машину. При этом в Берлине понимают, что ФРГ не потянет в одиночку разработку нового боевого самолета — и даже не столько из-за финансовых ограничений, сколько из-за дефицита кадров и собственных ноу-хау, требуемых в подобном проекте.

Что делать?

Ситуацию для Германии несколько облегчает наличие такой же проблемы у Парижа. По мере списания машин времен холодной войны Франция в ближайшие годы останется с «монотипом» боевого самолета: «Рафаль» должен будет работать «за всех». При этом данная машина так же оптимизирована в первую очередь под задачи завоевания превосходства в воздухе.

В итоге летом прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель сообщили о намерении разработать совместный истребитель нового поколения. Предполагается, что этот аппарат будет опционально пилотируемым.

«Это революция, но мы не боимся революций, когда они мирные и хорошо продуманные», — сказал Макрон. «Это сигнал для британцев. Вы выходите из ЕС, и мы движемся вперед. Мы не будем терпеть ваших попыток заблокировать военные возможности Евросоюза», — прокомментировал планы совместной разработки самолета источник в немецкой оборонной промышленности.

Новый проект, уже получивший обозначение Next-Generation Weapon System, разрабатывается Airbus Defence and Space, однако пока что находится на самом раннем этапе — определения требований к самолету и уточнения концепции платформы. С учетом характерных для объединенной Европы последних 40 лет сроков разработки военной техники, это значит, что новый самолет вряд ли начнут выпускать серийно раньше середины 2030-х годов.

Читать еще:  Винтовка hk416 — подробный обзор оружия

Вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35 — таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов

Получается, что, когда большая часть «Торнадо» выйдет из строя «по старости», заменить эти машины будет нечем. Подобная перспектива явно не соответствует желаниям немецкого руководства. Поэтому, вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35. Таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов.

Альтернативой может стать разработка проекта ремонта и модернизации «Торнадо». Это позволит сохранить имеющиеся машины в строю (как минимум часть из них) до конца 2030-х, но подобная переделка очень сложного самолета грозит оказаться, мягко говоря, недешевой.

Другой вариант, который никем, разумеется, не принимается в качестве рабочего, но может оказаться вполне реальным — это «закрытие глаз» на проблемы парка «Торнадо» в случае, если ни один из вариантов их замены не будет утвержден решением парламентской коалиции. С одной стороны, это грозит серьезной просадкой возможностей Германии в рамках стратегии ядерного сдерживания НАТО, с другой — в конечном счете о столь высоких материях голова должна болеть в первую очередь у Вашингтона. Не исключено, что именно США в итоге и придется раскошелиться на поддержание боеспособности ВВС своих ключевых европейских союзников.

Вялотекущее обострение

С российской точки зрения никакое из возможных решений Берлина не окажет непосредственного влияния на обстановку в Европе — последствия любого варианта станут ясны спустя несколько лет. Вместе с тем стратегическое значение того или иного выбора может оказаться куда глубже: по большому счету речь идет о выборе Германией роли самостоятельного игрока, решения которого определяют обороноспособность НАТО, или же о согласии с ведущей ролью США в Альянсе. В этом вопросе эффект от решения Берлина может проявиться куда быстрее — вряд ли будущее вооруженных сил Германии будет определяться в отрыве от прочих аспектов взаимоотношений Берлина и Вашингтона. С этой точки зрения для России была бы выгоднее независимая военная политика Германии: укрепление новых «центров силы» внутри НАТО сулит куда большие возможности для маневра.

Чисто с военной точки зрения появление в Европе истребителей-«невидимок», будь то F-35 ВВС США или их союзников или гипотетический новый европейский истребитель, очевидно, является неизбежным будущим — технический прогресс вообще очень трудно остановить. Появления первых боеготовых эскадрилий на F-35 в составе ВВС НАТО в Европе стоит ждать уже в ближайшие годы, и это, очевидно, произойдет раньше, чем Россия развернет первые эскадрильи истребителей пятого поколения Су-57. По тактико-техническим характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла.

По характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель СУ-57, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла

Возможность конфликта между Россией и НАТО в Европе, если ему суждено произойти, явно будет определяться не ТТХ боевых самолетов, и уж тем более от них не будет зависеть исход этого конфликта.

Более интересным (и безопасным!) может оказаться состязание на мировом рынке оружия, но и здесь политические факторы, никогда не исчезавшие совсем, вновь начинают играть куда большую роль, чем качества тех или иных систем вооружения и их цена. В итоге единственным местом, где еще можно будет говорить о каком-то состязании, очевидно, останутся многочисленные авиашоу. F-35 показывали на различных авиасалонах уже не раз. Су-57 пока что демонстрировали лишь в воздухе над Жуковским. Их очного состязания в ближайшие годы, скорее всего, стоит ждать либо в Индии, либо в Дубае — и оно будет во всяком случае более зрелищным, чем очередной виток военного противостояния в Европе.

Задачи стратегического назначения

Как известно, Соединённые Штаты подписали «соглашения о разделении ядерной ответственности» с пятью государствами-членами трансатлантического альянса, на территории которых с 1950 годов размещено американское ядерное оружие, а также ещё с группой стран, входящих в НАТО. В экспертном сообществе возникали разногласия по поводу общего количества участников таких договорённостей. Но теперь их количество невозможно утаить: видимо, это 19 стран плюс США или треть списочного состава НАТО.

Разумеется, без согласия военно-политического руководства союзников Вашингтона, вовлечённых в столь провокационный проект, проведение таких полётов авиации СЯС США над Европой представляется невозможным. Это означает, что соответствующие решения были оформлены не какими-то устными договорённостями, а конкретными взаимными обязательствами сторон в письменной форме.

Основными задачами «Оперативного бомбардировочного соединения» США являются: интеграция авиационного компонента американских СЯС с ВВС союзников по НАТО и не входящих в этот блок, повышение их оперативного взаимодействия в воздушном пространстве, дозаправка в воздухе, привыкание к обстановке «на европейском театре военных действий», а также — и это самое главное — «демонстрация потенциала для обеспечения расширенного [ядерного] сдерживания» и «участие в предотвращении кризисов».

Находящееся на их борту ядерное вооружение позволяет решать такие задачи.

Все американские ТСБ, в том числе прилетающие в Европу, имеют на борту либо ядерные ракеты, либо ядерные авиабомбы. Например, В-52Н может взять на борт свыше 30 тонн различных боеприпасов, В-1В — 24 ракеты, в В-2А — до 16 ядерных авиабомб и 16 крылатых ракет в ядерном снаряжении, а также восемь высокоточных ракет различного предназначения.

Особая активность в проведении обозначенных акций в последние годы наблюдается у рубежей Российской Федерации и Республики Беларусь — в районах Балтийского, Баренцева и Чёрного морей, а также с сопредельных с ними государств блока НАТО.

Самолёты тяжёлой стратегической авиации СЯС США пролетали и высаживались на авиабазах Латвии, Литвы, Польши и Эстонии, уже переоборудованных под посадку и взлёт названных авиационных средств. То есть использовали аэродромы и военную авиадиспетчерскую службу в тех государствах Североатлантического альянса, которые не имеют ни собственного ядерного оружия, ни американского ядерного оружия на своей территории.

Помимо проведения так называемых рутинных плановых полётов указанные носители стратегических наступательных вооружений США принимали участие в региональных военных учениях НАТО «Балтопс», «Единый трезубец» и круглосуточной операции ВВС альянса «Балтийское воздушное патрулирование». В частности, в последней названной операции уже давно принимают участие самолёты из 15 государств, входящих в Североатлантический союз, в том числе бомбардировщики «двойного назначения» средней дальности всех трёх ядерных государств Запада — Великобритании, США и Франции.

При проведении таких акций возник новый элемент: в них также стали принимать участие государства, которые не входят в НАТО, например Украина.

Так, 29 мая 2020 года два ТСБ США В-1В совершили пролёт воздушного пространства Украины, которая не входит в НАТО, но буквально рвётся стать стать членом этого альянса. Их сопровождали самолёты Су-27 и МиГ-29 ВВС Украины. Такой совместный пролёт ядерной державой с неядерным государством был осуществлён впервые в украинском небе. 4 сентября 2020 года восемь российских истребителей из состава Южного военного округа перехватили ещё три стратегических бомбардировщика США В-52Н над Чёрным и Азовским морями. В этот день один из В-52Н пролетел в 25 км от российского Крыма со стороны Украины. Их вновь охраняли в воздухе украинские истребители.

Командование ВВС США в Европе официально подтвердило, что ядерные стратегические бомбардировщики B-52H «провели тренировку по Крыму» и продемонстрировали «возможности для сдерживания России». «Миссия предоставила партнёрам ценную возможность потренироваться в воздухе. Кроме того, она продемонстрировала, как самолёты и экипажи B-52Н передового базирования способствуют коллективной безопасности и обеспечивают США, союзников по НАТО и партнёров возможностью для сдерживания России», — отметили в штабе американских ВВС.

В октябре 2019 года такой же стратегический бомбардировщик США пролетал в 60 км от Калининградской области в воздушном пространстве Литвы.

При этом отрабатывается нанесение условных ядерных ударов по территории России и Беларуси. В частности, такой удар отрабатывался в октябре прошлого года по военному полигону в Литве, к которой он явно не имел отношения как союзнице США по НАТО.

Новый самолет для Люфтваффе

Истребители-бомбардировщики «Торнадо», составляющие основу ВВС Германии, постепенно устаревают и выходят из строя. Однако замены им пока нет — новая машина совместной с французами разработки к серийному производству готова будет еще не скоро. Что в этих условиях может сделать Берлин, чтобы не допустить подрыва обороноспособности ФРГ? Об этом читайте в материале iz.ru.

Самолет не для всех

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» для своего времени значил больше, чем его наследник «Еврофайтер Тайфун». «Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой. Руководителем летных испытаний, поднявшим в воздух в 1979 году первый серийный «Торнадо», стал винг коммандер (подполковник) Роланд Бомон — в прошлом пилот Королевских ВВС, герой битвы за Британию, побывавший в конце войны в немецком плену. Одним из главных консультантов команды разработчиков был немецкий авиаконструктор Курт Танк — создатель прославившегося во время Второй мировой истребителя FW-190.

Самолет разрабатывался в рамках совместного технического задания, сформулированного ВВС Великобритании, Западной Германии и Италии, которые стали основными покупателями новой машины. Единственной страной за пределами Европы, приобретшей «Торнадо», стала Саудовская Аравия, получившая в конце 1980-х – начале 1990-х 120 машин этого типа в рамках договоров, известных как «Аль-Ямама-1» и «Аль-Ямама-2». Обе сделки вошли в историю как примеры крупнейших коррупционных скандалов с участием британского и саудовского истеблишмента.

«Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой

Впрочем, ждать, что «Торнадо» станет экспортным хитом, вряд ли стоило. Для машин третьего поколения была характерна техническая сложность, усугубленная в случае «Торнадо» стремлением обеспечить этот самолет как можно большим количеством опций — от завоевания превосходства в воздухе до уничтожения кораблей противника. В итоге машина получилась очень сложной и неоправданно дорогой.

«Торнадо» изначально получился не самым надежным истребителем. А к середине 2010-х доля исправных самолетов начала регулярно падать до неприлично низкого показателя — менее 50%. В этих условиях логичным решением стала замена «Торнадо» «Тайфуном», который к концу нулевых вылечился от основной массы детских болезней. Правда, ударные возможности этой машины хуже, чем у «Торнадо» — в частности «Тайфун» не может быть носителем тактического ядерного оружия и использоваться для доставки к цели американских ядерных бомб B61, складированных в Европе.

Британцы и итальянцы решили использовать в качестве ударных машин новые американские истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. Однако Германия, не участвовавшая в американском проекте как соразработчик и сопроизводитель, оказалась перед выбором — либо купить F-35А или F-35B у США, либо самой делать новую машину. При этом в Берлине понимают, что ФРГ не потянет в одиночку разработку нового боевого самолета — и даже не столько из-за финансовых ограничений, сколько из-за дефицита кадров и собственных ноу-хау, требуемых в подобном проекте.

Что делать?

Ситуацию для Германии несколько облегчает наличие такой же проблемы у Парижа. По мере списания машин времен холодной войны Франция в ближайшие годы останется с «монотипом» боевого самолета: «Рафаль» должен будет работать «за всех». При этом данная машина так же оптимизирована в первую очередь под задачи завоевания превосходства в воздухе.

В итоге летом прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель сообщили о намерении разработать совместный истребитель нового поколения. Предполагается, что этот аппарат будет опционально пилотируемым.

«Это революция, но мы не боимся революций, когда они мирные и хорошо продуманные», — сказал Макрон. «Это сигнал для британцев. Вы выходите из ЕС, и мы движемся вперед. Мы не будем терпеть ваших попыток заблокировать военные возможности Евросоюза», — прокомментировал планы совместной разработки самолета источник в немецкой оборонной промышленности.

Новый проект, уже получивший обозначение Next-Generation Weapon System, разрабатывается Airbus Defence and Space, однако пока что находится на самом раннем этапе — определения требований к самолету и уточнения концепции платформы. С учетом характерных для объединенной Европы последних 40 лет сроков разработки военной техники, это значит, что новый самолет вряд ли начнут выпускать серийно раньше середины 2030-х годов.

Вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35 — таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов

Получается, что, когда большая часть «Торнадо» выйдет из строя «по старости», заменить эти машины будет нечем. Подобная перспектива явно не соответствует желаниям немецкого руководства. Поэтому, вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35. Таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов.

Альтернативой может стать разработка проекта ремонта и модернизации «Торнадо». Это позволит сохранить имеющиеся машины в строю (как минимум часть из них) до конца 2030-х, но подобная переделка очень сложного самолета грозит оказаться, мягко говоря, недешевой.

Читать еще:  Всегда в ногу со временем. Оптика марки Steiner

Другой вариант, который никем, разумеется, не принимается в качестве рабочего, но может оказаться вполне реальным — это «закрытие глаз» на проблемы парка «Торнадо» в случае, если ни один из вариантов их замены не будет утвержден решением парламентской коалиции. С одной стороны, это грозит серьезной просадкой возможностей Германии в рамках стратегии ядерного сдерживания НАТО, с другой — в конечном счете о столь высоких материях голова должна болеть в первую очередь у Вашингтона. Не исключено, что именно США в итоге и придется раскошелиться на поддержание боеспособности ВВС своих ключевых европейских союзников.

Вялотекущее обострение

С российской точки зрения никакое из возможных решений Берлина не окажет непосредственного влияния на обстановку в Европе — последствия любого варианта станут ясны спустя несколько лет. Вместе с тем стратегическое значение того или иного выбора может оказаться куда глубже: по большому счету речь идет о выборе Германией роли самостоятельного игрока, решения которого определяют обороноспособность НАТО, или же о согласии с ведущей ролью США в Альянсе. В этом вопросе эффект от решения Берлина может проявиться куда быстрее — вряд ли будущее вооруженных сил Германии будет определяться в отрыве от прочих аспектов взаимоотношений Берлина и Вашингтона. С этой точки зрения для России была бы выгоднее независимая военная политика Германии: укрепление новых «центров силы» внутри НАТО сулит куда большие возможности для маневра.

Чисто с военной точки зрения появление в Европе истребителей-«невидимок», будь то F-35 ВВС США или их союзников или гипотетический новый европейский истребитель, очевидно, является неизбежным будущим — технический прогресс вообще очень трудно остановить. Появления первых боеготовых эскадрилий на F-35 в составе ВВС НАТО в Европе стоит ждать уже в ближайшие годы, и это, очевидно, произойдет раньше, чем Россия развернет первые эскадрильи истребителей пятого поколения Су-57. По тактико-техническим характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла.

По характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель СУ-57, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла

Возможность конфликта между Россией и НАТО в Европе, если ему суждено произойти, явно будет определяться не ТТХ боевых самолетов, и уж тем более от них не будет зависеть исход этого конфликта.

Более интересным (и безопасным!) может оказаться состязание на мировом рынке оружия, но и здесь политические факторы, никогда не исчезавшие совсем, вновь начинают играть куда большую роль, чем качества тех или иных систем вооружения и их цена. В итоге единственным местом, где еще можно будет говорить о каком-то состязании, очевидно, останутся многочисленные авиашоу. F-35 показывали на различных авиасалонах уже не раз. Су-57 пока что демонстрировали лишь в воздухе над Жуковским. Их очного состязания в ближайшие годы, скорее всего, стоит ждать либо в Индии, либо в Дубае — и оно будет во всяком случае более зрелищным, чем очередной виток военного противостояния в Европе.

Задачи стратегического назначения

Как известно, Соединённые Штаты подписали «соглашения о разделении ядерной ответственности» с пятью государствами-членами трансатлантического альянса, на территории которых с 1950 годов размещено американское ядерное оружие, а также ещё с группой стран, входящих в НАТО. В экспертном сообществе возникали разногласия по поводу общего количества участников таких договорённостей. Но теперь их количество невозможно утаить: видимо, это 19 стран плюс США или треть списочного состава НАТО.

Разумеется, без согласия военно-политического руководства союзников Вашингтона, вовлечённых в столь провокационный проект, проведение таких полётов авиации СЯС США над Европой представляется невозможным. Это означает, что соответствующие решения были оформлены не какими-то устными договорённостями, а конкретными взаимными обязательствами сторон в письменной форме.

Основными задачами «Оперативного бомбардировочного соединения» США являются: интеграция авиационного компонента американских СЯС с ВВС союзников по НАТО и не входящих в этот блок, повышение их оперативного взаимодействия в воздушном пространстве, дозаправка в воздухе, привыкание к обстановке «на европейском театре военных действий», а также — и это самое главное — «демонстрация потенциала для обеспечения расширенного [ядерного] сдерживания» и «участие в предотвращении кризисов».

Находящееся на их борту ядерное вооружение позволяет решать такие задачи.

Все американские ТСБ, в том числе прилетающие в Европу, имеют на борту либо ядерные ракеты, либо ядерные авиабомбы. Например, В-52Н может взять на борт свыше 30 тонн различных боеприпасов, В-1В — 24 ракеты, в В-2А — до 16 ядерных авиабомб и 16 крылатых ракет в ядерном снаряжении, а также восемь высокоточных ракет различного предназначения.

Особая активность в проведении обозначенных акций в последние годы наблюдается у рубежей Российской Федерации и Республики Беларусь — в районах Балтийского, Баренцева и Чёрного морей, а также с сопредельных с ними государств блока НАТО.

Самолёты тяжёлой стратегической авиации СЯС США пролетали и высаживались на авиабазах Латвии, Литвы, Польши и Эстонии, уже переоборудованных под посадку и взлёт названных авиационных средств. То есть использовали аэродромы и военную авиадиспетчерскую службу в тех государствах Североатлантического альянса, которые не имеют ни собственного ядерного оружия, ни американского ядерного оружия на своей территории.

Помимо проведения так называемых рутинных плановых полётов указанные носители стратегических наступательных вооружений США принимали участие в региональных военных учениях НАТО «Балтопс», «Единый трезубец» и круглосуточной операции ВВС альянса «Балтийское воздушное патрулирование». В частности, в последней названной операции уже давно принимают участие самолёты из 15 государств, входящих в Североатлантический союз, в том числе бомбардировщики «двойного назначения» средней дальности всех трёх ядерных государств Запада — Великобритании, США и Франции.

При проведении таких акций возник новый элемент: в них также стали принимать участие государства, которые не входят в НАТО, например Украина.

Так, 29 мая 2020 года два ТСБ США В-1В совершили пролёт воздушного пространства Украины, которая не входит в НАТО, но буквально рвётся стать стать членом этого альянса. Их сопровождали самолёты Су-27 и МиГ-29 ВВС Украины. Такой совместный пролёт ядерной державой с неядерным государством был осуществлён впервые в украинском небе. 4 сентября 2020 года восемь российских истребителей из состава Южного военного округа перехватили ещё три стратегических бомбардировщика США В-52Н над Чёрным и Азовским морями. В этот день один из В-52Н пролетел в 25 км от российского Крыма со стороны Украины. Их вновь охраняли в воздухе украинские истребители.

Командование ВВС США в Европе официально подтвердило, что ядерные стратегические бомбардировщики B-52H «провели тренировку по Крыму» и продемонстрировали «возможности для сдерживания России». «Миссия предоставила партнёрам ценную возможность потренироваться в воздухе. Кроме того, она продемонстрировала, как самолёты и экипажи B-52Н передового базирования способствуют коллективной безопасности и обеспечивают США, союзников по НАТО и партнёров возможностью для сдерживания России», — отметили в штабе американских ВВС.

В октябре 2019 года такой же стратегический бомбардировщик США пролетал в 60 км от Калининградской области в воздушном пространстве Литвы.

При этом отрабатывается нанесение условных ядерных ударов по территории России и Беларуси. В частности, такой удар отрабатывался в октябре прошлого года по военному полигону в Литве, к которой он явно не имел отношения как союзнице США по НАТО.

Новый самолет для Люфтваффе

Истребители-бомбардировщики «Торнадо», составляющие основу ВВС Германии, постепенно устаревают и выходят из строя. Однако замены им пока нет — новая машина совместной с французами разработки к серийному производству готова будет еще не скоро. Что в этих условиях может сделать Берлин, чтобы не допустить подрыва обороноспособности ФРГ? Об этом читайте в материале iz.ru.

Самолет не для всех

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» для своего времени значил больше, чем его наследник «Еврофайтер Тайфун». «Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой. Руководителем летных испытаний, поднявшим в воздух в 1979 году первый серийный «Торнадо», стал винг коммандер (подполковник) Роланд Бомон — в прошлом пилот Королевских ВВС, герой битвы за Британию, побывавший в конце войны в немецком плену. Одним из главных консультантов команды разработчиков был немецкий авиаконструктор Курт Танк — создатель прославившегося во время Второй мировой истребителя FW-190.

Самолет разрабатывался в рамках совместного технического задания, сформулированного ВВС Великобритании, Западной Германии и Италии, которые стали основными покупателями новой машины. Единственной страной за пределами Европы, приобретшей «Торнадо», стала Саудовская Аравия, получившая в конце 1980-х – начале 1990-х 120 машин этого типа в рамках договоров, известных как «Аль-Ямама-1» и «Аль-Ямама-2». Обе сделки вошли в историю как примеры крупнейших коррупционных скандалов с участием британского и саудовского истеблишмента.

«Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой

Впрочем, ждать, что «Торнадо» станет экспортным хитом, вряд ли стоило. Для машин третьего поколения была характерна техническая сложность, усугубленная в случае «Торнадо» стремлением обеспечить этот самолет как можно большим количеством опций — от завоевания превосходства в воздухе до уничтожения кораблей противника. В итоге машина получилась очень сложной и неоправданно дорогой.

«Торнадо» изначально получился не самым надежным истребителем. А к середине 2010-х доля исправных самолетов начала регулярно падать до неприлично низкого показателя — менее 50%. В этих условиях логичным решением стала замена «Торнадо» «Тайфуном», который к концу нулевых вылечился от основной массы детских болезней. Правда, ударные возможности этой машины хуже, чем у «Торнадо» — в частности «Тайфун» не может быть носителем тактического ядерного оружия и использоваться для доставки к цели американских ядерных бомб B61, складированных в Европе.

Британцы и итальянцы решили использовать в качестве ударных машин новые американские истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. Однако Германия, не участвовавшая в американском проекте как соразработчик и сопроизводитель, оказалась перед выбором — либо купить F-35А или F-35B у США, либо самой делать новую машину. При этом в Берлине понимают, что ФРГ не потянет в одиночку разработку нового боевого самолета — и даже не столько из-за финансовых ограничений, сколько из-за дефицита кадров и собственных ноу-хау, требуемых в подобном проекте.

Что делать?

Ситуацию для Германии несколько облегчает наличие такой же проблемы у Парижа. По мере списания машин времен холодной войны Франция в ближайшие годы останется с «монотипом» боевого самолета: «Рафаль» должен будет работать «за всех». При этом данная машина так же оптимизирована в первую очередь под задачи завоевания превосходства в воздухе.

В итоге летом прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель сообщили о намерении разработать совместный истребитель нового поколения. Предполагается, что этот аппарат будет опционально пилотируемым.

«Это революция, но мы не боимся революций, когда они мирные и хорошо продуманные», — сказал Макрон. «Это сигнал для британцев. Вы выходите из ЕС, и мы движемся вперед. Мы не будем терпеть ваших попыток заблокировать военные возможности Евросоюза», — прокомментировал планы совместной разработки самолета источник в немецкой оборонной промышленности.

Новый проект, уже получивший обозначение Next-Generation Weapon System, разрабатывается Airbus Defence and Space, однако пока что находится на самом раннем этапе — определения требований к самолету и уточнения концепции платформы. С учетом характерных для объединенной Европы последних 40 лет сроков разработки военной техники, это значит, что новый самолет вряд ли начнут выпускать серийно раньше середины 2030-х годов.

Вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35 — таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов

Получается, что, когда большая часть «Торнадо» выйдет из строя «по старости», заменить эти машины будет нечем. Подобная перспектива явно не соответствует желаниям немецкого руководства. Поэтому, вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35. Таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов.

Альтернативой может стать разработка проекта ремонта и модернизации «Торнадо». Это позволит сохранить имеющиеся машины в строю (как минимум часть из них) до конца 2030-х, но подобная переделка очень сложного самолета грозит оказаться, мягко говоря, недешевой.

Другой вариант, который никем, разумеется, не принимается в качестве рабочего, но может оказаться вполне реальным — это «закрытие глаз» на проблемы парка «Торнадо» в случае, если ни один из вариантов их замены не будет утвержден решением парламентской коалиции. С одной стороны, это грозит серьезной просадкой возможностей Германии в рамках стратегии ядерного сдерживания НАТО, с другой — в конечном счете о столь высоких материях голова должна болеть в первую очередь у Вашингтона. Не исключено, что именно США в итоге и придется раскошелиться на поддержание боеспособности ВВС своих ключевых европейских союзников.

Читать еще:  Турецкое ружьё stoeger 2000

Вялотекущее обострение

С российской точки зрения никакое из возможных решений Берлина не окажет непосредственного влияния на обстановку в Европе — последствия любого варианта станут ясны спустя несколько лет. Вместе с тем стратегическое значение того или иного выбора может оказаться куда глубже: по большому счету речь идет о выборе Германией роли самостоятельного игрока, решения которого определяют обороноспособность НАТО, или же о согласии с ведущей ролью США в Альянсе. В этом вопросе эффект от решения Берлина может проявиться куда быстрее — вряд ли будущее вооруженных сил Германии будет определяться в отрыве от прочих аспектов взаимоотношений Берлина и Вашингтона. С этой точки зрения для России была бы выгоднее независимая военная политика Германии: укрепление новых «центров силы» внутри НАТО сулит куда большие возможности для маневра.

Чисто с военной точки зрения появление в Европе истребителей-«невидимок», будь то F-35 ВВС США или их союзников или гипотетический новый европейский истребитель, очевидно, является неизбежным будущим — технический прогресс вообще очень трудно остановить. Появления первых боеготовых эскадрилий на F-35 в составе ВВС НАТО в Европе стоит ждать уже в ближайшие годы, и это, очевидно, произойдет раньше, чем Россия развернет первые эскадрильи истребителей пятого поколения Су-57. По тактико-техническим характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла.

По характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель СУ-57, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла

Возможность конфликта между Россией и НАТО в Европе, если ему суждено произойти, явно будет определяться не ТТХ боевых самолетов, и уж тем более от них не будет зависеть исход этого конфликта.

Более интересным (и безопасным!) может оказаться состязание на мировом рынке оружия, но и здесь политические факторы, никогда не исчезавшие совсем, вновь начинают играть куда большую роль, чем качества тех или иных систем вооружения и их цена. В итоге единственным местом, где еще можно будет говорить о каком-то состязании, очевидно, останутся многочисленные авиашоу. F-35 показывали на различных авиасалонах уже не раз. Су-57 пока что демонстрировали лишь в воздухе над Жуковским. Их очного состязания в ближайшие годы, скорее всего, стоит ждать либо в Индии, либо в Дубае — и оно будет во всяком случае более зрелищным, чем очередной виток военного противостояния в Европе.

Особенности активизации полётов

Так, если в начале проведения активных операций подобного рода в небе Европы (2015 год) к ним привлекался только один тяжёлый стратегический бомбардировщик СЯС США типа B-52H или B-1B, то впоследствии к ним стали добавлять сначала один, затем два, а в конце августа 2020 года направили сразу три самолёта названных типов. В дальнейшем к ним присоединился ТСБ В-2А «Спирит», который был замечен в небе над Арктикой.

К проведению подобных операций теперь привлекаются на постоянной основе тяжёлые стратегические бомбардировщики, входящие в «Оперативное бомбардировочное соединение» США («Bombers Task Force»). Судя по тому, что в названии не указывается тип включённых в него самолётов, это должно быть какое-то рядовое соединение. Но на самом деле оно представляет собой оперативное соединение стратегической бомбардировочной авиации США, которое имеет глобальную зону действия и сертифицировано под доставку ядерных боезарядов стратегического назначения.

В последние годы, в особенности в период правления президента Дональда Трампа, зона и продолжительность полётов таких самолётов в воздушном пространстве европейского континента значительно возросла.

Если прежде один такой бомбардировщик проводил полёты над какой-то одной европейской морской акваторией и территорией только одного или двух государств-членов НАТО, то в последнее время пространственная зона действий стратегической авиации США в небе Европы возросла в несколько раз.

Так, во время целой серии полётов американских ТСБ в европейском воздушном пространстве с 22 по 31 августа 2020 года участвовало 19 европейских государств блока: Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Франция, Хорватия и Чехия.

Кроме того, в этот период времени американские ТСБ одновременно осуществляли пролёты над территорией США и Канады.

По данным Европейского командования вооружённых сил США, в общей сложности, начиная с 2018 года и по настоящее время, самолёты стратегической авиации США совершили около 200 полётов в рамках «Оперативного бомбардировочного соединения», действующего в тесной координации со своими союзниками по трансатлантическому альянсу. То есть, в среднем организовывалось по шесть вылетов месяц.

Это очень тревожный показатель.

Новый самолет для Люфтваффе

Истребители-бомбардировщики «Торнадо», составляющие основу ВВС Германии, постепенно устаревают и выходят из строя. Однако замены им пока нет — новая машина совместной с французами разработки к серийному производству готова будет еще не скоро. Что в этих условиях может сделать Берлин, чтобы не допустить подрыва обороноспособности ФРГ? Об этом читайте в материале iz.ru.

Самолет не для всех

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» для своего времени значил больше, чем его наследник «Еврофайтер Тайфун». «Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой. Руководителем летных испытаний, поднявшим в воздух в 1979 году первый серийный «Торнадо», стал винг коммандер (подполковник) Роланд Бомон — в прошлом пилот Королевских ВВС, герой битвы за Британию, побывавший в конце войны в немецком плену. Одним из главных консультантов команды разработчиков был немецкий авиаконструктор Курт Танк — создатель прославившегося во время Второй мировой истребителя FW-190.

Самолет разрабатывался в рамках совместного технического задания, сформулированного ВВС Великобритании, Западной Германии и Италии, которые стали основными покупателями новой машины. Единственной страной за пределами Европы, приобретшей «Торнадо», стала Саудовская Аравия, получившая в конце 1980-х – начале 1990-х 120 машин этого типа в рамках договоров, известных как «Аль-Ямама-1» и «Аль-Ямама-2». Обе сделки вошли в историю как примеры крупнейших коррупционных скандалов с участием британского и саудовского истеблишмента.

«Торнадо» стал первым серьезным проектом в сфере военной авиации, объединившим бывших противников по Второй мировой

Впрочем, ждать, что «Торнадо» станет экспортным хитом, вряд ли стоило. Для машин третьего поколения была характерна техническая сложность, усугубленная в случае «Торнадо» стремлением обеспечить этот самолет как можно большим количеством опций — от завоевания превосходства в воздухе до уничтожения кораблей противника. В итоге машина получилась очень сложной и неоправданно дорогой.

«Торнадо» изначально получился не самым надежным истребителем. А к середине 2010-х доля исправных самолетов начала регулярно падать до неприлично низкого показателя — менее 50%. В этих условиях логичным решением стала замена «Торнадо» «Тайфуном», который к концу нулевых вылечился от основной массы детских болезней. Правда, ударные возможности этой машины хуже, чем у «Торнадо» — в частности «Тайфун» не может быть носителем тактического ядерного оружия и использоваться для доставки к цели американских ядерных бомб B61, складированных в Европе.

Британцы и итальянцы решили использовать в качестве ударных машин новые американские истребители короткого взлета и вертикальной посадки F-35B. Однако Германия, не участвовавшая в американском проекте как соразработчик и сопроизводитель, оказалась перед выбором — либо купить F-35А или F-35B у США, либо самой делать новую машину. При этом в Берлине понимают, что ФРГ не потянет в одиночку разработку нового боевого самолета — и даже не столько из-за финансовых ограничений, сколько из-за дефицита кадров и собственных ноу-хау, требуемых в подобном проекте.

Что делать?

Ситуацию для Германии несколько облегчает наличие такой же проблемы у Парижа. По мере списания машин времен холодной войны Франция в ближайшие годы останется с «монотипом» боевого самолета: «Рафаль» должен будет работать «за всех». При этом данная машина так же оптимизирована в первую очередь под задачи завоевания превосходства в воздухе.

В итоге летом прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель сообщили о намерении разработать совместный истребитель нового поколения. Предполагается, что этот аппарат будет опционально пилотируемым.

«Это революция, но мы не боимся революций, когда они мирные и хорошо продуманные», — сказал Макрон. «Это сигнал для британцев. Вы выходите из ЕС, и мы движемся вперед. Мы не будем терпеть ваших попыток заблокировать военные возможности Евросоюза», — прокомментировал планы совместной разработки самолета источник в немецкой оборонной промышленности.

Новый проект, уже получивший обозначение Next-Generation Weapon System, разрабатывается Airbus Defence and Space, однако пока что находится на самом раннем этапе — определения требований к самолету и уточнения концепции платформы. С учетом характерных для объединенной Европы последних 40 лет сроков разработки военной техники, это значит, что новый самолет вряд ли начнут выпускать серийно раньше середины 2030-х годов.

Вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35 — таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов

Получается, что, когда большая часть «Торнадо» выйдет из строя «по старости», заменить эти машины будет нечем. Подобная перспектива явно не соответствует желаниям немецкого руководства. Поэтому, вероятно, Германии всё же придется купить некоторое количество F-35. Таким образом она подстрахуется на тот период, пока новый франко-германский истребитель не будет готов.

Альтернативой может стать разработка проекта ремонта и модернизации «Торнадо». Это позволит сохранить имеющиеся машины в строю (как минимум часть из них) до конца 2030-х, но подобная переделка очень сложного самолета грозит оказаться, мягко говоря, недешевой.

Другой вариант, который никем, разумеется, не принимается в качестве рабочего, но может оказаться вполне реальным — это «закрытие глаз» на проблемы парка «Торнадо» в случае, если ни один из вариантов их замены не будет утвержден решением парламентской коалиции. С одной стороны, это грозит серьезной просадкой возможностей Германии в рамках стратегии ядерного сдерживания НАТО, с другой — в конечном счете о столь высоких материях голова должна болеть в первую очередь у Вашингтона. Не исключено, что именно США в итоге и придется раскошелиться на поддержание боеспособности ВВС своих ключевых европейских союзников.

Вялотекущее обострение

С российской точки зрения никакое из возможных решений Берлина не окажет непосредственного влияния на обстановку в Европе — последствия любого варианта станут ясны спустя несколько лет. Вместе с тем стратегическое значение того или иного выбора может оказаться куда глубже: по большому счету речь идет о выборе Германией роли самостоятельного игрока, решения которого определяют обороноспособность НАТО, или же о согласии с ведущей ролью США в Альянсе. В этом вопросе эффект от решения Берлина может проявиться куда быстрее — вряд ли будущее вооруженных сил Германии будет определяться в отрыве от прочих аспектов взаимоотношений Берлина и Вашингтона. С этой точки зрения для России была бы выгоднее независимая военная политика Германии: укрепление новых «центров силы» внутри НАТО сулит куда большие возможности для маневра.

Чисто с военной точки зрения появление в Европе истребителей-«невидимок», будь то F-35 ВВС США или их союзников или гипотетический новый европейский истребитель, очевидно, является неизбежным будущим — технический прогресс вообще очень трудно остановить. Появления первых боеготовых эскадрилий на F-35 в составе ВВС НАТО в Европе стоит ждать уже в ближайшие годы, и это, очевидно, произойдет раньше, чем Россия развернет первые эскадрильи истребителей пятого поколения Су-57. По тактико-техническим характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла.

По характеристикам и диапазону возможностей российский истребитель СУ-57, находящийся на завершающей стадии испытаний, заметно превосходит F-35, однако сравнение «самолет на самолет» в данном случае, очевидно, не имеет смысла

Возможность конфликта между Россией и НАТО в Европе, если ему суждено произойти, явно будет определяться не ТТХ боевых самолетов, и уж тем более от них не будет зависеть исход этого конфликта.

Более интересным (и безопасным!) может оказаться состязание на мировом рынке оружия, но и здесь политические факторы, никогда не исчезавшие совсем, вновь начинают играть куда большую роль, чем качества тех или иных систем вооружения и их цена. В итоге единственным местом, где еще можно будет говорить о каком-то состязании, очевидно, останутся многочисленные авиашоу. F-35 показывали на различных авиасалонах уже не раз. Су-57 пока что демонстрировали лишь в воздухе над Жуковским. Их очного состязания в ближайшие годы, скорее всего, стоит ждать либо в Индии, либо в Дубае — и оно будет во всяком случае более зрелищным, чем очередной виток военного противостояния в Европе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector