0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Challenger 2

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Challenger 2 (от англ. Challenger — соперник«», «бросающий вызов») — британский ОБТ , который производился с 1994-го по 2009-й год, однако находится на вооружении до сих пор. Предполагается, что его будут эксплуатировать еще до 2035 года. Он является третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был Challenger А30 — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, который принимал участие в войне в Персидском заливе. Хотя Challenger 2 был разработан на основе обычного «Челленджера», новый танк отличается от более ранней модели новым оборудованием и комплектующими: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей.

В War Thunder Challenger 2 — основной боевой танк был добавлен в игру в обновлениии 1.87 «Цель захвачена!», и расположился на VII ранге ветки исследования средних танков Великобритании.

Challenger 2 — соперник бросающий вызов Т-14 Армате или «побрякушка королевы»?!

«Челленджер-2» — это основной боевой танк вооруженных сил Великобритании, разработка которого началась во второй половине 80-х годов. По сути, эта боевая машина является глубокой модернизацией танка «Челленджер», принятого на вооружение армии Ее Величества в начале 80-х годов. Можно добавить, что «Челленджер-2» — это третий по счету танк в английской армии, который носит это имя. Также «Челленджером» называлась одна из модификаций среднего танка «Кромвель» — боевой машины периода Второй мировой войны. В 2009 году компания-производитель BAE Systems заявила, что сворачивает производство боевых машин из-за отсутствия государственного заказа на них и невозможности реализовать танки на международном рынке. Однако в 2014 году было объявлено о начале программы модернизации «Челленджера-2» с целью продления его срока эксплуатации до 2035 года. Однако в настоящее время с реализацией этой программы возникли определенные трудности.

История создания танка Челленджер-2

В 60-е и 70-е годы основным боевым танком (ОБТ) английской армии был «Чифтен». Эта машина обладала высокой огневой мощью (пушка 120 мм) и приемлемой броневой защитой. Многие эксперты называли «Чифтен» одним из сильнейших западных танков своего времени. Однако в начале семидесятых в Советском Союзе на завершающем этапе находились работы по созданию танков нового поколения –

Поэтому в 1972 году между Великобританией и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке нового танка. Сотрудничество продолжалось до 1977 года и завершилось безрезультатно. Однако технический задел, полученный в ходе реализации совместного проекта, позволил англичанам создать новый танк – «Челленджер». И, хотя, он был разработан на основе танка «Чифтен», боевые характеристики новой машины оказались гораздо более продвинутыми.

Эксплуатация нового танка началась в 1983 году, его производство продолжалось до 1990 года. Разработкой боевой машины занималась компания Vickers Defence Systems, всего было изготовлено 420 «Челленджеров».

Танк «Челленджер» участвовал в первой войне в Персидском заливе (1990 год), показав при этом практически полную непригодность к использованию в тяжелых условиях пустыни.

Вообще, следует отметить, что на «Челленджер» практически сразу после его появления обрушился настоящий шквал критики. В первую очередь отмечалась невысокая надежность машины, неудобство работы экипажа, неудовлетворительная система управления огнем (СУО). Еще больше распалила критиков неудача английских танкистов на Кубке канадской армии, который состоялся в 1987 году. Провал привел в настоящее замешательство британских военных. Скандал получился настолько громким, что «Железная леди» Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы результаты расследования были доложены ей лично.

Целый ряд английских и иностранных экспертов основной причиной неудач с «Челленджером» называли отсутствие конкуренции среди британских танкостроителей: компания Vickers занимала абсолютно монопольное положение.

В этих условиях правительство Великобритании объявило тендер на создание нового танка для сухопутных сил страны. Кроме компании Vickers, к нему были допущены и иностранные производители: американцы с «Абрамсом» М1А1, немцы с «Леопардом-2» и даже бразильцы, которые предлагали танк ЕЕ-Т1 «Озорио». Рассматривался организаторами конкурса и перспективная французская машина «Леклерк».

Впрочем, конкурс больше напоминал хорошо организованное представление. Дело в том, что англичане просто не могли отдать данный заказ иностранцам, это бы означало поставить крест на собственном танкостроении. Для компании Vickers неудача в тендере означала неминуемое банкротство, вместе с ней на дно бы пошли сотни фирм-субподрядчиков. Таким образом, перед британским правительством стоял нелегкий выбор, причем речь шла не о технических характеристиках танка, а о судьбе стратегической отрасли в целом. Испытания боевых машин проводились на полигоне в Бовингтоне, от английского производителя в них принимал участие первый «Челленджер». Если проанализировать тематические публикации тех лет, то может сложиться впечатление, что и американцы и немцы сами не слишком верили в возможность своей победы.

Предсказать победителя тендера было несложно: его фаворитом стал новый танк компании Vickers – «Челленджер-2». И это при том, что на момент проведения конкурса данная машина существовала только на бумаге. Презентация этого проекта состоялась только в начале 1987 года. Основным отличием машины была башня улучшенной формы, более совершенная СУО и новая пушка. По сути, инженеры исправили основные недостатки в конструкции «Челленджера», на которые было больше всего нареканий.

В начале следующего года компания Vickers за свой счет изготовила восемь опытных башен, а в декабре 1988 года с Министерством обороны был заключен контракт (сумма 90 млн фунтов) на постройку девяти опытных танков. Испытания первого из них начались в 1989 году. Летом 1991 года после довольно длительных сравнительных испытаний (в них участвовали «Абрамс», «Леопард-2» и «Леклерк»), Министерство обороны Великобритании решило-таки поддержать отечественного производителя и признало «Челленджер-2» победителем.

Серийное производство танка было налажено на заводах в Лидсе и Ньюкасле, всего же в изготовлении машины принимало участие более 250 компаний-подрядчиков. Первые машины сошли с конвейера летом 1994 года. В этом же году были проведены серьезные испытания надежности машины, во время которых танк эксплуатировался в особенно жестких условиях. «Челленджер-2» успешно прошел их и доказал, что полностью соответствует требованиям, которые выдвигались военными.

Главной «изюминкой» новой машины стала ее башня улучшенной конструкции, по форме она отличается от башни «Челленджера» и имеет меньшую радиолокационную заметность. С появлением самолетов радиолокационной разведки танкостроители стали уделять этому аспекту повышенное внимание. Танк получил новую 120-мм пушку L30 с длиной 55 калибров и хромированием канала ствола для увеличения его ресурса. Конструкторы уделили много внимания повышению кучности и точности стрельбы орудия.

Корпус новой машины внешне практически не отличался от корпуса «Челленджера», однако его конструкция подверглась серьезным улучшениям. Корпус и навесные экраны (как и башня) «Челленджера-2» были выполнены из улучшенной брони типа «чобхэм» (ее состав до сих пор является секретом), которая обеспечивала лучшую противоснарядную защиту. В передней части корпуса танка были установлены узлы для крепления бульдозерного оборудования. В конструкцию двигателя и трансмиссии было внесено 44 изменения.

В 2009 году компания BAE Systems (в ее состав сегодня входит Vickers Defence Systems) заявила о прекращении серийного производства ОБТ «Челленджер-2». Годом раньше стартовала программа по модернизации танков, находящихся на вооружении сухопутных сил Великобритании. Машины получили новый комплект навесной брони, улучшенную пушку и двигатель, более совершенную трансмиссию и систему управления огнем. Планировалось модернизировать 250 боевых машин.

Читать еще:  Оборонительная граната Ф-1

В 2014 году было объявлено о следующем этапе модернизации «Челленджера-2» (CR2 LEP), которая по замыслу британских военных сможет продлить срок службы этих боевых машин до 2035 года и значительно повысить их боевые характеристики. Однако тут возникли некоторые проблемы. Дело в том, что Vickers Defence Systems (в составе BAE Systems) уже утратила компетенцию по модернизации танков, единственной английской компанией, которая работала с «Челленджер-2», является Babcock DSG, но она только проводила обслуживание и снабжение этих машин. Тем не менее, обе этих фирмы участвуют в тендере. Кроме них, заявки подали американская Lockheed Martin UK и израильская Elbit Systems. Вероятно, что для успешного проведения намеченной модернизации компаниям-участницам конкурса придется объединится. Свою заинтересованность в модернизации машин уже высказал и Оман, на вооружении которого также стоят танки «Челленджер-2».

Описание конструкции Челленджер-2

ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.

Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.

«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.

Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.

С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).

В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.

«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.

Характеристики ТТХ Челленджер-2

Ниже указаны основные характеристики танка Challenger 2:

  • боевая масса — 62,5 т;
  • длина корпуса — 8,3 м;
  • ширина — 3,5 м;
  • высота — 2,5 м;
  • вооружение – пушка L30A1 (120 мм) и два пулемета (7,62 мм);
  • боекомплект орудия — 52 выстрела;
  • двигатель – Perkins CV-12, 1200л. с.;
  • скорость по шоссе — 59 км/ч;
  • скорость на пересеченной местности — 40 км/ч;
  • запас хода — 450 км;
  • экипаж — 4 чел.

Описание конструкции

В носовом отделении расположен отсек управления, далее идет боевая часть и на корме расположены силовая установка и трансмиссия.

На заметку. Механик-водитель расположен в полулежачем положении в отсеке управления. Остальные члены экипажа (командир, наводчик и заряжающий) находятся в боевом отделении.

Вооружение

Танк оборудован основной 120-миллиметровой пушкой (L30A1) с хромированным каналом, полный боекомплект которой рассчитан на 52 выстрела. Эта модель оснащена стабилизаторами в двух плоскостях и электронной системой наведения. Конструкция покрыта специальным термоизоляционным кожухом. Крепления для главного калибра увеличены, что позволило значительно повысить точность при режиме скоростной стрельбы.

С левой стороны от главного орудия расположен пулемет (L94A1) калибра 7,62-мм. Аналогичное оружие с модификацией L37A2 (7,62 мм) находится на башне и имеет дистанционное управление. Этот пулемет предназначен для противовоздушной обороны.

На Челленджер-2 впервые установлена специальная система управления огнем, спроектированная и разработанная одним из основных подрядчиков военно-промышленного комплекса США — компанией General Dynamics Corporation. Цифровое устройство содержит 32-битный процессор на шине Mil Std 1553.

Конструкция танка Challenger 2

Защита

Конструкция бронемашины защищена композитной броней второго поколения, имеющей неофициальное название «Чобэм» или «Чобем». Именно это оснащение делает Challenger-2 одним из самых тяжелых танков в Европе. Единственным малозащищенным местом считается нижняя плоскость лобовой детали. В этой части защитные функции выполняет только один стальной лист толщиной около 90 миллиметров. Благодаря конструктивным особенностям, при необходимости, возможна установка дополнительных защитных модулей типа Romor и решетчатых экранов с правой и левой стороны бронированной машины.

Техника оснащена комплексом биологических, радиологических и химических защитных средств. При полной герметизации внутреннего помещения включается система рециркуляции воздуха.

Факт. Одним из главных отличий этой модификации, стала улучшенная конструкция башни, позволяющая значительно снизить заметность бронемашины для самолетов радиолокационной разведки.

Силовая установка и трансмиссия

На Challenger-2 установлен 1200-сильный двенадцатицилиндровый v-образный двигатель компании Перкинс, который в дальнейшей модернизации был заменен немецким дизельным МТ-883 Ка-500. В качестве вспомогательного мотора используется силовая установка Н30 (37 л.с) , работающая на дизельном топливе. Дополнительный мотор применяется для прогрева, запуска основного агрегата и привода электрогенератора, а также для подзарядки аккумулятора. Оба двигателя имеют совмещенную систему охлаждения, позволяющую эксплуатироваться при температуре окружающей среды, не превышающей 52 градуса тепла.

На боевой машине, как и на ее прототипе, установлена гидромеханическая трансмиссия (TN-54), которая имеет шесть передних и две задних передачи. Хорошая управляемость танка обеспечивается гидропневматической подвеской.

Интересно. Тщательно продуманная конструкция Челленджера-2 позволяет произвести замену двигателя в полевых условиях всего за два часа.

А что на флоте?

Подобные сопоставления вполне справедливы и для тенденций развития военно-морского флота. Россия целеустремлённо и планомерно, не связывая себя сомнительной мировой «модой», строит свой новый флот практически с нуля. Наша страна последовательно, концентрическими кругами расширяет линейку кораблей и диапазон их возможностей — от своего берега к флоту «глубокой воды». На данном этапе российский флот обрастает массой небольших, но весьма эффективных боевых плавсредств, которые превращают в практически неприступную твердыню береговую зону самой Российской Федерации.

Ставка делается на мощь оружия новых боевых единиц, для чего в наше время совершенно не нужны исполинские габариты. Для России сегодня нет вопроса что лучше — огромный и сверхдорогой авианосец или небольшой фрегат, способный утопить эту гигантскую посудину одним залпом своих гиперзвуковых ракет. Выбор, очевидно, сделан в пользу небольшого фрегата или корвета, которые по своей боевой мощи многократно превосходят даже линейные корабли минувших эпох.

На очереди в стратегической перспективе строительство флота дальней морской зоны, ядром которого станут относительно крупные корабли, под которые уже сегодня готовятся достаточные производственные мощности, в том числе и на Дальнем Востоке.

Одновременно активно пополняется главная гроза и мощь российского флота — его ракетно-ядерные подводные стратегические крейсеры. То есть всё идет спокойно и планомерно.

Справка

Одним из самых удачных проектов в области обновления ВМФ можно считать построенный на АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» головной атомный подводный крейсер К-561 «Казань» модифицированного проекта 08851 (шифр «Ясень-М»).

Заместитель Министра обороны Российской Федерации Алексей Криворучко заявил, что «в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2019» (в июне 2019 года) был подписан контракт на дополнительную поставку флоту двух «Ясеней-М» и в ближайшее время, о чём уже принято решение, подпишем контракт ещё на два стратегических подводных ракетоносца «Борей-А»».

В то же время главный натовский флот — ВМС США, мягко говоря, находится в небывалом в его послевоенной истории концептуальном тупике. Становящееся реальной угрозой для авианосного ядра американского флота новое поколение малых ударных ракетных кораблей, развиваемых, прежде всего, Россией, в сочетании с многоярусной противокорабельной завесой берегового базирования, полностью ломает традиционные американские схемы боевого использования наступательного потенциала ВМС США, который уверенно стремится к нулю.

Читать еще:  Гладкоствольный «маузер». Mauser К98 в калибре 9,6/53 Lancaster

Справка

Ещё 10 лет назад этот тупик был обозначен в США на уровне военной теории, когда там заговорили о «зонах исключения доступа», имея в виду ставшие недоступными для американского флота прибрежные акватории многих стран.

С тех пор никакого реального противоядия новой военной доктрине оппонентов США изобретено за океаном не было. А сегодня, в результате концептуального тупика, дело уже дошло до физического одряхления этой некогда непобедимой армады. Мировой сенсацией стала недавняя новость о том, что на восточном побережье США не осталось ни одного боеготового авианосца — они либо на ремонте, либо на этапе восстановления боеспособности.

И в то время, когда местные критики всего российского продолжают зубоскалить о якобы «никудышном российском флоте», в реальном соотношении эффективных военно-морских сил, Россия начинает медленно, но верно перетягивать канат на свою сторону.

Конструкция танка «Челленджер 2»

Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.

Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.

Для увеличения срока службы орудия канал ствола хромирован, диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга.

Чертеж танка «Челленджер 2»

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом.
В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.

Вооружение

Основное орудие

  • 1 x 120-мм пушка L30A1 (Боекомплект: 50 снарядов)

120-мм пушка L30A1 — преемница пушек, стоящих на танках Chieftain и Challenger. Эта пушка является единственной нарезной пушкой этого калибра, стоящей на вооружении в НАТО. Пушка имеет прекрасную баллистику, а также перезарядку, которая достигает 5 секунд, однако, лишь для первых 5 снарядов. УВН находятся в диапазоне от -10° до +20°. Они позволяют эффективно играть на холмистой местности, показывая врагу лишь хорошо защищенную башню. Скорость горизонтального наведения достигает 36° в секунду. Стоит отметить, что в боеукладке первой очереди всего 4 снаряда. Это может стать критичным при длительной перестрелке.

120-мм пушка L30A1 имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • Shot L23A1 — ОБПС со скоростью полёта до 1535 м/с и бронепробитием почти 400 мм. Снаряд имеет хорошую баллистику и неплохое заброневое действие, однако посредственное бронепробитие для своего боевого рейтинга делает его не лучшим выбором.
  • Shell L31A7 — БФС со скоростью полёта до 670 м/с и бронепробитием от 152 мм. Снаряд имеет посредственную баллистику и малоэффективен против бронированных целей на этом боевом рейтинге, однако очень эффективен против легкобронированной техники.
  • L26 — ОБПС со скоростью полёта до 1550 м/с и бронепробитием чуть более 450 мм. Снаряд помимо хорошей баллистики и отличного заброневого действия имеет отличное бронепробитие, которое позволяет пробивать большинство вражеских танков прямо в лоб. Рекомендуется как основной снаряд.
  • L34 — Обыкновенный дымовой снаряд. Может создать дымовую завесу в месте попадания на 25 секунд.

В боеукладке рекомендуется иметь не более 25 снарядов. Это позволит разгрузить боекомплект и повысить живучесть танка.

Пулемётное вооружение

  • 1 x 7,62-мм пулемёт L37A2 (Боекомплект: 1700 патронов)
  • 1 x 7,62-мм пулемёт L94A1 (Боекомплект: 2300 патронов)

Пулемёты винтовочного калибра, несмотря на отсутствие крупнокалиберного варианта, могут быть эффективны для борьбы с низколетящей авиацией противника, отметки врагов на поле боя, а также для уничтожения летящих в танк ПТУР или бомб.

Использование в массовой культуре

Прототип танка используется во многих компьютерных видеоиграх. В частности, в Wargame (Armored Warfare: Проект Армата и Red Dragon), в Saints Row: The Third и Tanktastic. А также в военных симуляторах Steel Beasts Pro и Android Wild Tanks Online.

Японская компания Тамия и китайские Dragon и Трумпетер выпускают пластиковые модели бронемашины в уменьшенном размере. Причем производимые модели отличаются своей модификацией: европейский вариант, модель для пустынь и инженерная машина с ковшом для удаления препятствий.

Challenger 2 — соперник бросающий вызов Т-14 Армате или «побрякушка королевы»?!

«Челленджер-2» — это основной боевой танк вооруженных сил Великобритании, разработка которого началась во второй половине 80-х годов. По сути, эта боевая машина является глубокой модернизацией танка «Челленджер», принятого на вооружение армии Ее Величества в начале 80-х годов. Можно добавить, что «Челленджер-2» — это третий по счету танк в английской армии, который носит это имя. Также «Челленджером» называлась одна из модификаций среднего танка «Кромвель» — боевой машины периода Второй мировой войны. В 2009 году компания-производитель BAE Systems заявила, что сворачивает производство боевых машин из-за отсутствия государственного заказа на них и невозможности реализовать танки на международном рынке. Однако в 2014 году было объявлено о начале программы модернизации «Челленджера-2» с целью продления его срока эксплуатации до 2035 года. Однако в настоящее время с реализацией этой программы возникли определенные трудности.

История создания танка Челленджер-2

В 60-е и 70-е годы основным боевым танком (ОБТ) английской армии был «Чифтен». Эта машина обладала высокой огневой мощью (пушка 120 мм) и приемлемой броневой защитой. Многие эксперты называли «Чифтен» одним из сильнейших западных танков своего времени. Однако в начале семидесятых в Советском Союзе на завершающем этапе находились работы по созданию танков нового поколения –

Поэтому в 1972 году между Великобританией и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке нового танка. Сотрудничество продолжалось до 1977 года и завершилось безрезультатно. Однако технический задел, полученный в ходе реализации совместного проекта, позволил англичанам создать новый танк – «Челленджер». И, хотя, он был разработан на основе танка «Чифтен», боевые характеристики новой машины оказались гораздо более продвинутыми.

Эксплуатация нового танка началась в 1983 году, его производство продолжалось до 1990 года. Разработкой боевой машины занималась компания Vickers Defence Systems, всего было изготовлено 420 «Челленджеров».

Танк «Челленджер» участвовал в первой войне в Персидском заливе (1990 год), показав при этом практически полную непригодность к использованию в тяжелых условиях пустыни.

Вообще, следует отметить, что на «Челленджер» практически сразу после его появления обрушился настоящий шквал критики. В первую очередь отмечалась невысокая надежность машины, неудобство работы экипажа, неудовлетворительная система управления огнем (СУО). Еще больше распалила критиков неудача английских танкистов на Кубке канадской армии, который состоялся в 1987 году. Провал привел в настоящее замешательство британских военных. Скандал получился настолько громким, что «Железная леди» Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы результаты расследования были доложены ей лично.

Читать еще:  Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

Целый ряд английских и иностранных экспертов основной причиной неудач с «Челленджером» называли отсутствие конкуренции среди британских танкостроителей: компания Vickers занимала абсолютно монопольное положение.

В этих условиях правительство Великобритании объявило тендер на создание нового танка для сухопутных сил страны. Кроме компании Vickers, к нему были допущены и иностранные производители: американцы с «Абрамсом» М1А1, немцы с «Леопардом-2» и даже бразильцы, которые предлагали танк ЕЕ-Т1 «Озорио». Рассматривался организаторами конкурса и перспективная французская машина «Леклерк».

Впрочем, конкурс больше напоминал хорошо организованное представление. Дело в том, что англичане просто не могли отдать данный заказ иностранцам, это бы означало поставить крест на собственном танкостроении. Для компании Vickers неудача в тендере означала неминуемое банкротство, вместе с ней на дно бы пошли сотни фирм-субподрядчиков. Таким образом, перед британским правительством стоял нелегкий выбор, причем речь шла не о технических характеристиках танка, а о судьбе стратегической отрасли в целом. Испытания боевых машин проводились на полигоне в Бовингтоне, от английского производителя в них принимал участие первый «Челленджер». Если проанализировать тематические публикации тех лет, то может сложиться впечатление, что и американцы и немцы сами не слишком верили в возможность своей победы.

Предсказать победителя тендера было несложно: его фаворитом стал новый танк компании Vickers – «Челленджер-2». И это при том, что на момент проведения конкурса данная машина существовала только на бумаге. Презентация этого проекта состоялась только в начале 1987 года. Основным отличием машины была башня улучшенной формы, более совершенная СУО и новая пушка. По сути, инженеры исправили основные недостатки в конструкции «Челленджера», на которые было больше всего нареканий.

В начале следующего года компания Vickers за свой счет изготовила восемь опытных башен, а в декабре 1988 года с Министерством обороны был заключен контракт (сумма 90 млн фунтов) на постройку девяти опытных танков. Испытания первого из них начались в 1989 году. Летом 1991 года после довольно длительных сравнительных испытаний (в них участвовали «Абрамс», «Леопард-2» и «Леклерк»), Министерство обороны Великобритании решило-таки поддержать отечественного производителя и признало «Челленджер-2» победителем.

Серийное производство танка было налажено на заводах в Лидсе и Ньюкасле, всего же в изготовлении машины принимало участие более 250 компаний-подрядчиков. Первые машины сошли с конвейера летом 1994 года. В этом же году были проведены серьезные испытания надежности машины, во время которых танк эксплуатировался в особенно жестких условиях. «Челленджер-2» успешно прошел их и доказал, что полностью соответствует требованиям, которые выдвигались военными.

Главной «изюминкой» новой машины стала ее башня улучшенной конструкции, по форме она отличается от башни «Челленджера» и имеет меньшую радиолокационную заметность. С появлением самолетов радиолокационной разведки танкостроители стали уделять этому аспекту повышенное внимание. Танк получил новую 120-мм пушку L30 с длиной 55 калибров и хромированием канала ствола для увеличения его ресурса. Конструкторы уделили много внимания повышению кучности и точности стрельбы орудия.

Корпус новой машины внешне практически не отличался от корпуса «Челленджера», однако его конструкция подверглась серьезным улучшениям. Корпус и навесные экраны (как и башня) «Челленджера-2» были выполнены из улучшенной брони типа «чобхэм» (ее состав до сих пор является секретом), которая обеспечивала лучшую противоснарядную защиту. В передней части корпуса танка были установлены узлы для крепления бульдозерного оборудования. В конструкцию двигателя и трансмиссии было внесено 44 изменения.

В 2009 году компания BAE Systems (в ее состав сегодня входит Vickers Defence Systems) заявила о прекращении серийного производства ОБТ «Челленджер-2». Годом раньше стартовала программа по модернизации танков, находящихся на вооружении сухопутных сил Великобритании. Машины получили новый комплект навесной брони, улучшенную пушку и двигатель, более совершенную трансмиссию и систему управления огнем. Планировалось модернизировать 250 боевых машин.

В 2014 году было объявлено о следующем этапе модернизации «Челленджера-2» (CR2 LEP), которая по замыслу британских военных сможет продлить срок службы этих боевых машин до 2035 года и значительно повысить их боевые характеристики. Однако тут возникли некоторые проблемы. Дело в том, что Vickers Defence Systems (в составе BAE Systems) уже утратила компетенцию по модернизации танков, единственной английской компанией, которая работала с «Челленджер-2», является Babcock DSG, но она только проводила обслуживание и снабжение этих машин. Тем не менее, обе этих фирмы участвуют в тендере. Кроме них, заявки подали американская Lockheed Martin UK и израильская Elbit Systems. Вероятно, что для успешного проведения намеченной модернизации компаниям-участницам конкурса придется объединится. Свою заинтересованность в модернизации машин уже высказал и Оман, на вооружении которого также стоят танки «Челленджер-2».

Описание конструкции Челленджер-2

ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.

Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.

«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.

Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.

С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).

В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.

«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.

Характеристики ТТХ Челленджер-2

Ниже указаны основные характеристики танка Challenger 2:

  • боевая масса — 62,5 т;
  • длина корпуса — 8,3 м;
  • ширина — 3,5 м;
  • высота — 2,5 м;
  • вооружение – пушка L30A1 (120 мм) и два пулемета (7,62 мм);
  • боекомплект орудия — 52 выстрела;
  • двигатель – Perkins CV-12, 1200л. с.;
  • скорость по шоссе — 59 км/ч;
  • скорость на пересеченной местности — 40 км/ч;
  • запас хода — 450 км;
  • экипаж — 4 чел.

Стратегическая составляющая

Про самую жизненно важную сферу военного соперничества между Россией и Западом — сферу стратегических вооружений, критики которой остаются, в основном, на уровне примитивных басен насчёт «мультфильмов, показанных Путиным Федеральном Собранию 01.03.18», уже и не говорю.

Технологическое лидерство РФ здесь настолько бесспорно, что его вынужден был признать даже ставший полтора месяца назад бывшим помощник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.

Этот удивительный человек не придумал ничего более умного, чем обвинить Россию в краже американских гиперзвуковых секретов. И, тем самым, поневоле констатировал не столько саму «кражу», сколько бесспорное наличие у РФ передовых гиперзвуковых технологий. Которых у США, по признаниям их же собственных генералов, элементарно нет. И потому красть там России просто нечего!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector