0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ан-72 — история создания и основные модификации самолета

Ан-72 — история создания и основные модификации самолета

Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke«Кокс») — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200 таких самолётов. На конец 2011 года 101 [3] эксплуатируются. С начала 1960-х годов и вплоть до настоящего времени [ когда? ] остаётся основным самолётом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России и странах СНГ.

История разработки

Идея создания нового военно-транспортного воздушного судна принадлежит конструкторам ОКБ им. О. Антонова. Они поставили цель разработать и сконструировать самолет, который придет на смену Ан-26. Эта модель уже выработала свой ресурс.

Работы начались в 1970 году. Изначально они выполнялись только по инициативе руководства Конструкторского бюро. Чуть позже эту идею одобрил главный штаб ВВС. Его руководство утвердило план проектирования авиасудна, а также включило его в годовой план работ ОКБ им. Антонова.

Внешний вид Ан-72 похож на американский Боинг YC-14.

Были сходства и во внутреннем оснащении. Конструкторы отрицали заимствование конструкционных элементов у иностранных коллег.

В 1977 году к испытаниям были готовые три экземпляра Ан-72. Они были разной модификации. Исследования показали, что именно необходимо изменить в конструкции каждого из них, чтобы создать самолет с отличными техническими характеристиками.

В 1979 году воздушное судно было представлено общественности на выставке авиационного оборудования в г. Ле Бурже. Серийное производство самолетов этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до середины 1990 г.г.

Самолет Ан-26 — видео

Самолет позволял доставлять грузы массой до 4000 кг, или 37 солдат, или производить выброску 33 парашютистов с личным оружием. Также он мог перевозить 24 раненых на носилках и трех сидя при двух сопровождающих.
Заводские испытания проводил летчик-испытатель Ю.В. Курлин. Гос-испытания самолета закончились летом 1963 г. с неудовлетворительной оценкой. Основными замечаниями были: фанерный пол, который после перемещения грузов быстро приходил в негодность, малый радиус действия, невозможность погрузки легкой боевой техники и выброски ее с парашютом. 13 февраля 1965 г. вышло постановление МАП о создании улучшенной модификации Ан-24Т. Самолет даже получил новое обозначение Ан-34, но оно не прижилось. Переоборудование серийного Ан-24 началось в 1965 г. В конструкцию внесли существенные изменения, в т.ч. организовали в хвостовой части грузолюк шириной 1,4 м и длиной 2,72 м, за которым установили два подфюзеляных гребня. По всей длине нового грузового пола положили транспортер, а на потолке появилось погрузочное устройство. Новый Ан-24Т проходил испытания в Киеве и Фергане. Госиспытания прошли вполне успешно, военные пришли к выводу, что в целом АН-24Т соответствует предъявленным требованиям. Испытания еще не закончились, а уже начался серийный выпуск машин на заводе № 39 в Иркутске.

В 1966 г. ОКБ приступило к дальнейшей разработке легкого ВТС. Для нового самолета Ан-26 была спроектирована новая хвостовая часть фюзеляжа с большим грузолюком, который закрывался рампой оригинальной конструкции. Она обеспечивала герметичное закрытие, служила трапом для погрузки самоходной техники, могла сдвигаться под фюзеляж, позволяя вести погрузку с кузова автомашины. Такая конструкция была запатентована в 8 странах, включая США, Францию и Англию. Для проведения совместных испытаний (в один этап) в Киеве были построены три машины Ан-26. 21 мая 1969 г. экипаж Ю.Н. Кетова впервые поднял в небо первый Ан-26.

Читать еще:  Линия Маннергейма (История создания, бои на линии Маннергейма, фотографии укреплений)

В начале июня машину показали на авиасалоне в Ле Бурже. Самолет прошел всесторонние испытания и был рекомендован для серийного производства, которое началось в 1968 г. Строительство Ан-26 велось в весьма высоком темпе — до 14—16 единиц в месяц. Всего было выпущено 1398 машин различных модификаций, в том числе и на экспорт. Служба Ан-26 началась в 1970 г. Известно несколько случаев самопроизвольного открытия рампы в полете, которые происходили как по вине экипажа, так и по вине завода-изготовителя. В историю эксплуатации Ан-26 вошла одна тяжелейшая катастрофа, произошедшая 3 мая 1985 г. В воздухе столкнулись Ан-26 и Ту-134, погибли 94 человека. На базе Ан-26 было создано несколько модификаций для специальных целей и летающих лабораторий.

  • WELCOME
  • BIOGRAPHY
  • ACADEMIC WORKS
  • PATENTS
  • PROJECTS
  • LINKS
  • NEWSLETTER
  • BLOG
  • CONTACTS

Патенты — Проекты — Концепты

Концепция модернизации и серийного производства самолета Антонов-70 нового поколения

Попытка новации

Кроме Ан-70, на палубном самолете Як-44 планировались к установке 2 винтовентиляторных двигателя Д-27 — единственных в мире в своём классе. Як-44 был разработан в середине 70-х годов и создавался в качестве самолёта радиолокационного дозора в качестве аналога E-2 Hawkeye. К сожалению, был построен только макет самолета, а с 1993 года, в связи с отсутствием финансирования, работы по созданию самолёта были остановлены.

Символ СССР

НК-12 является самым мощным серийным турбовинтовым двигателем в мире (14,800 л.с.) с 2-мя соосными воздушными винтами. Эти двигатели с 1954 года устанавливались на самолетах Ту-95 (Bear), Ан-22 «Антей» (Cock), Ту-114 «Россия» (Cleat), Ту-126 (Moss), Ту-142 (Bear-F), A-90 «Oрлёнок» и на многих из них эксплуатируются до сих пор. В частности, с 2015 года начинается модернизация стратегических ракетоносцев Ту-95МС на самарском заводе «Авиакор» с запланированным продолжением их эксплуатации до 2025 года..

Победитель гонки

Самолет Airbus А400М, который начал создаваться практически на 24 года позже Ан-70, за относительно короткий срок (около 11 лет) стал состоявшимся авиационным продуктом. На сегодня построено и передано в экспулатацию 11 самолетов А400М Atlas, подписаны соглашения на поставку 174 самолетов различным заказчикам (самые крупные: Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция и другие). Из не-европейских стран первым заказчиком на 4 самолёта А400М, с началом поставок в 2015 году, стала Малайзия..


Мировое соглашение

Наверное, ещё не были проведены «осевые линии» на первых чертежах Airbus A400M, когда Ан-70 уже летал и удивлял своими уникальными характеристиками авиационную общественность и специалистов. Изначально было известно, что Ан-70 являлся не только продуктом украинско-российской кооперации, но и создавался этот удивительный самолет прежде всего в соответствии с техническим заданием Министерства обороны РФ: короткий взлет и посадка, высокая экономичность, кр.скорость не менее 750 км/ч, дальность с нагрузкой 20 тонн более 6,000 км, габариты грузовой кабины соответствующие критериям среднего транспортного самолета. …

Читать еще:  Шестидневная война: израильский триумф на ближнем востоке

↑ Характеристики АН 72

Ан 72 характеризуется отличными качествами:

  • длина самолета — 28,07м;
  • высота — 8,65м;
  • скорость — 550-720 км/ч;
  • для разбега ему хватает 420-450 метров;
  • выдерживает нагрузку до 3500 килограмм.

Если скорость не превышает 165 километров в час, то с его управлением нет никаких проблем. Для того, чтобы нормально посадить Ан 72 на землю, достаточно грунтовой площадки размерами 1000 на 1000 метров.

Основными модификациями Ан 72 являются следующие:

  • Ан-72 – главный вариант самолета;
  • Т – военный самолет;
  • Ан 72-В – модель, созданная по заказу военных сил Перу;
  • АН 72-П – самолет, созданный для защиты границ от нарушителей и для фотосъемки в ночное время;
  • На борту установлена пушка с 250 патронами и четыре бомбы;
  • АН 72 – АТ создан как перевозочное средство, на его борту чаще всего возят авиационные контейнеры.

На первоначальном этапе разработки нового самолёта инициатива исходила от самого ОКБ в силу необходимости потратить выделяемые бюджетные деньги, так как в противном случае оставшиеся нереализованные средства изымались, а на следующий год финансирование бюро урезалось. Предложение встретило поддержку Главного штаба ВВС, который был заинтересован в создании лёгкого транспортного самолёта для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов. Требования к самолёту были утверждены совместно представителями ОКБ, Управления заказов ВВС и Министерства авиационной промышленности. Техническое предложение ОКБ предусматривало проектирование фронтового транспортного самолёта грузоподъёмностью до 5 тонн и возможностью воздушного десантирования. Воздушное судно должно было иметь сравнительно небольшие размеры для базирования и маскировки, высокие скороподъёмность и прочность для обеспечения взлёта-посадки на слабоподготовленных площадках.

После согласования и утверждения тема лёгкого фронтового транспортного самолёта была включена в план работ ОКБ. Ведущим конструктором по самолёту назначили Я. Г. Орлова. Основной упор достижения КВП делался на использование эффекта Коанда: О. К. Антонов образно описывал сотрудникам, как «могучий поток газов, с большой скоростью вытекающий из сопла реактивного двигателя, пройдёт над крылом, создавая дополнительную подъёмную силу».

Теоретические расчёты подтверждались экспериментальными продувками моделей самолёта в аэродинамических трубах: прирост подъёмной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20 %. Особенно эффективным обдув крыла становился при выпущенной механизации: «прилипание» струи обеспечивало безотрывное обтекание и значительное повышение качества на взлёте и посадке. При этом в создании подъёмной силы принимали участие одновременно крыло, закрылок и двигатель, а для изучения их взаимодействия потребовалось провести исследования на специальных натурных стендах, моделирующий обдув крыла и механизации.

ТТХ в сравнении с зарубежными аналогами

Ошибочно предполагают, что Ан-72 был скопирован с американского BoeingYC-14, ввиду их очень похожей конструкции. Напомню, что между Советским Союзом и Америкой в самом разгаре шла «холодная война».

Помимо нее велась и информационная война. Посудите сами, как конструкторы ОКБ им. Антонова могли скопировать идею «самолета 200» с американского образца, когда в США задумались о создании самолета КВП на ТРДД только в 1972 году? То есть в то время, когда в Советском Союзе уже шли тестирования двигателей «Чебурашки» в аэродинамических трубах.

Если следовать логике американских СМИ, то ученые ОКБ им. Антонова поистине гении. Ведь у них где-то была припрятана машина времени, при помощи которой они смотались в будущее на два года, подглядели, чем занимаются американские инженеры, и довольные вернулись в 1970-й.

Читать еще:  Ан 225 мрия: технические характеристики (ттх), самый большой в мире, грузоподъёмность, где он сейчас, кабина
Тактико-технические данныеАн-72Боинг YC-14
Длина28 м.40.13 м
Высота8.75 м.14.75 м
Масса пустого19.05 т.53.2 т.
Масса максимальная взлетная34.5 т.107. 5 т.
Максимальная скорость на высоте705 км/ч800 км/ч
Скорость крейсерская550-600 км/ч700 км/ч
Грузоподъемность32 солдата с полным экипировочным оборудованием, 68 солдат с личным оружием и вещмешком, 57 десантников, 24 носилок с медицинскими сопровождающими, 12 тонн груза150 десантников или 36 тонн груза
Дальность полета (туда и обратно)5000 км.4100 км.
Дальность полета (полностью загруженного, туда и обратно)1150 км.980 км.
Двигатель2 единицы ТРД Д-362 единицы ТРДД Дженерал Электрик CF6-50D

Несмотря на то, что американский аналог больше в размерах, коэффициент полезного действия, выполняемый воздушным судном с такими характеристиками, меньше чем у Ан-72.

В военное время конструкция «Чебурашки» предусматривает кронштейны для установки 23-мм пушки Грязева-Шипунова (ГШ-23Л), две точки подвески, на каждой из которых Ан-72 может нести до 100 кг. бомбовой нагрузки.

Ан-72АТ

Это название было повторно (см. Ан-71) использовано при разработке патрульного самолета, создававшегося по согласованию с ВВС и Управлением Погранохраны КГБ. Дальность, продолжительность полета и грузоподъемность Ан-72 делали его вполне подходящим для выполнения патрульных полетов по охране морской границы и экономической зоны. Оборудование самолета дополнили системы спутниковой навигации, дальней радионавигации и оптикотелевизионный комплекс, телекаметры которого способны обнаруживать объекты на море с большого расстояния и в плохую погоду (они находятся в левом обтекателе шасси и имеют окна, в нерабочем положении закрывающиеся створками). Для ведения аэрофотосъемки самолет оснащен комплексом фотоаппаратуры под сдвижной стойкой грузового люка. В ночное время аэрофотосъемку обеспечивают осветительные патроны СФП-2А. Экипаж 5 чел. Самолет может взять на борт 22 десантника или 5 т гpуза.

Вооружение Ан-72П состоит из подвешиваемого полуконформно на фюзеляжный пилон перед правым обтекателем шасси контейнера УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л (скорострельность 3200 выстр/мин, запас патронов 250 штук), авиабомб массой до 500 кг и 64 HАР С-5 в двух блоках УБ-32М на двух подкрыльевых пилонах. При необходимости с самолета через грузолюк могут сбрасываться спасательные плоты и буи, а на тельфере могут подвешиваться дополнительные бомбы.

↑ Интересные факты о Ан 72

  • В 1986 году АН 72 стал самолетом, который отправили на Полярный полюс для спасения экспедиции. 27 полярников были тогда спасены благодаря этому самолету, который смог взлететь с людьми на борту, используя всего лишь 300 метров взлетной полосы.
  • В 1987 году АН 72 преодолел более 20000 километров в условиях полярной ночи. Он побывал и на Чукотке, и в Якутии, и в Антарктиде.
  • Фото Ан 72 обошло все мировые газеты. После распада Советского Союза производство самолета значительно усложнилось.
  • Ан 72 стал практически единственным украинским самолетом. На его базе стали возникать различные модификации. Ан 72 украинского производства предлагался к продаже на западном рынке, но особого успеха там не имел, так как за эту же цену западные покупатели старались брать немецкие самолеты.
  • Ан 72 находится в почете на территории СНГ. Дело в том, что на месте бывшего «Аэрофлота» появилось много частных авиационных компаний, которые не могут покупать европейские самолеты из-за их дороговизны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector