0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Американский боевой самолет lockheed f-117 nighthawk

F-117 Nighthawk

История создания

Был разработан только проект F-117 наземного базирования — F-117A. Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.

Обозначение и название

Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. дословно -Ночной Ястреб, правильно — Козодой), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям. Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.

Stealth Fighter: F-Lockheed 117 Nighthawk

Lockheed F-117A Nighthawk был первым оперативным стелс самолета в мире. Предназначен для уклонения от противника радиолокационных систем, то F-117A был разработан в качестве стелс штурмовиков по знаменитому «Skunk Works» подразделения Lockheed в конце 1970 — х и начале 1980 — х годов. Хотя в использовании в к 1983 году, существование F-117A не было признано до 1988 года , и самолет не был полностью раскрыт общественности до 1990 года Хотя используются в 1989 году над Панамой, первый крупный конфликт на F-117A была операция Щит пустыни / Storm в 1990-1991 гг. Самолет оставался на службе до формально вышел в отставку в 2008 году.

хитрость

Во время войны во Вьетнаме радиолокационным наведением, ракеты класса земля-воздух начал принимать все более тяжелым бременем на американских самолетах. В результате этих потерь, американские планировщики начали искать способ сделать самолет невидимым для радаров. Теория , лежащая в их усилиях , первоначально была разработана русским математиком П. Я.. Уфимцы в 1964 году теоретизирования , что радар возвращение данного объекта не было связанно с его размерами , а скорее его конфигурацией края, он считал , что он может вычислить поперечное сечение по всей поверхности радиолокационного крыла и вдоль ее края.

Используя эти знания, Уфимцев высказал предположение, что даже большой самолет мог быть «незаметным». К сожалению, любое воздушное судно с преимуществом его теорий будет нестабильным. Поскольку технология день была не в состоянии производить летные компьютеры, необходимые для компенсации этой нестабильности, его концепция была отложена. Несколько лет спустя, аналитик Lockheed наткнулся на бумаге о теории Уфимцева и, как технология была достаточно передовой, компания приступила к разработке стелс самолет, основанный на работе русского.

развитие

Развитие F-117 начало в сверхсекретном «черном проект» на прославленном Локхид перспективных проектов развития подразделения, более известный как «Skunk Works» . Во- первых разработать модель нового самолета в 1975 году окрестили «Безнадежный Diamond» из — за его странную форму, Lockheed построены два испытание самолета по контракту Голубого для проверки радиолокационных бросающего вызов свойств рисунка. Меньше , чем F-117, то есть синие самолеты летали тестовые миссии ночью по пустыне Невада в период с 1977 по 1979 году, использующую F-16 по одной оси проводной системе передачи «s, то есть синие самолеты решали проблемы нестабильности и были невидимы для радаров.

Порадовали результаты программы, то ВВС США выдали контракт Локхид на 1 ноябрь 1978 года для разработки и производства полного размера, скрытности самолетов. Под руководством главного Skunk Works Бен Рич, при содействии со стороны Билла Шредера и Денисом Overholser, проектная группа используется специально разработанное программное обеспечение для создания самолета , который использовал грани (плоские панели) , чтобы рассеять над 99% радиолокационных сигналов. Окончательный результат был странный летательный аппарат , который показал четырехкратным резервированием муха по проводам управления полетом, продвинутую инерциальную систему наведения и сложные GPS навигации.

Для того, чтобы минимизировать радиолокационную заметность самолета, конструкторы были вынуждены исключить бортовую РЛС, а также свести к минимуму впускных патрубков двигателя, розетку и тяге. В результате был дозвуковой атаки бомбардировщика, способных нести 5000 фунтов. боеприпасов во внутреннем отсеке. Созданный в рамках программы старший Trend, новый F-117 впервые поднялся в воздух 18 июня 1981 года, только всего лишь тридцать один месяцев после переезда в полномасштабную разработку. Мест на F-117A Nighthawk, первый серийный самолет был поставлен в следующем году с оперативными возможностями, достигнутых в октябре 1983 г. Все сказали 59 самолетов были построены и поставлены в 1990 году.

F-117A Nighthawk

генеральный

  • Длина: 69 футов 9 в..
  • Размах крыльев: 43 футов 4 дюйма..
  • Высота: 12 футов в 9,5..
  • Площадь крыла: . 780 квадратных футов.
  • Вес пустого: 29500 фунтов.
  • Загруженный Вес: 52,500 фунтов.
  • Экипаж: 1

Спектакль

  • Электростанция: 2 × General Electric F404-F1D2 турбовентиляторных
  • Диапазон: 930 миль
  • Максимальная скорость: Мах 0,92
  • Потолок: 69000 футов.

вооружение

  • 2 × внутренние отсеки вооружений с одной твердой точкой каждый (всего из двух видов оружия)

Операционная История

Из — за чрезвычайную секретность программы F-117, самолет был первым основан на изолированном Tonopah Test Range аэропорт в Неваде в составе 4450th тактической группы. Для того, чтобы помочь в защите тайны, официальные записи в то время перечисляли 4450th как основанный на базе ВВС Неллис и полет A-7 Corsair IIs. Он не был до 1988 года , что ВВС признали существование «стелс истребителя» и выпустила нечеткую фотографию самолета. Два года спустя, в апреле 1990 года он был публично показал , когда два F-117As прибыл в Неллисе в дневное время.

война в Персидском заливе

С кризисом в Кувейте разработки , что август, то F-117A, теперь назначен на 37 — е тактического истребительного крыла, развернутый на Ближнем Восток. Операция Desert Shield / Storm был первый крупномасштабный боевой дебют самолета, хотя два были тайно использоваться как часть вторжения в Панаму в 1989 году одним из ключевых компонентов стратегии коалиции воздуха, F-117A пролетел 1300 боевых вылетов во время залива война и ударил 1600 целей. В сорок два F-117As 37 — й TFW удался забив скорость ударила 80% и были одними из немногих самолетов очищенных поражать цели в центре Багдада.

Косово

Вернувшись из залива, флот F-117A был перенесен на Холломан Air Force Base в Нью — Мексико в 1992 году и вошла в состав 49 — го истребительного авиаполка. В 1999 году F-117A был использован в войне в Косово в рамках операции Allied Force . Во время конфликта, Ф-117A пролетел подполковник Дейл Zelko был сбит специально модифицированной ракетой земля-воздух в SA-3 Goa. Сербские силы были в состоянии кратко обнаружить самолет, управляя их радар на необычно длинных волнах. Хотя Zelko был спасен, останки самолета были захвачены и некоторые технологии скомпрометированы.

В последующие годы после терактов 11 сентября, F-117A летал на боевые задания в поддержку обеих операций Несокрушимая свобода и Иракская свобода. В последнем случае, он упал вводные бомбы войны, когда F-117s ударил цели лидера в часы работы конфликта в марте 2003 г. Несмотря на весьма успешной авиации, технологии в F-117A был становится устаревшим к 2005 году и расходы на техническое обслуживание были растет.

Отставка

С введением F-22 Raptor и развитием F-35 Lightning II, бюджет по программам Решения 720 (выдано 28 декабря 2005) предложил удалиться флотом F-117A в октябре 2008 года Хотя ВВС США намеревались сохранить самолет на вооружении до 2011 года, он решил начать отставку его, чтобы позволить покупку дополнительных F-22s. В связи с деликатным характером F-117A, он решил уйти в отставку самолета к своей первоначальной базе в Тонопе, где они будут частично разобранной и помещены в хранилище.

В то время как первые F-117As покинул флот в марте 2007 года, последний самолет вылетел действительную военную службу 22 апреля 2008. Это были проведены тот же день официальной церемонии выхода на пенсию. Четыре F-117As остался в краткой службы в 410-м Test Flight Squadron в Палмдейл, Калифорния и были доставлены в Tonopah в августе 2008 года.

Читать еще:  Стратегический бомбардировщик сша b-1b lancer

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Stealth Fighter: F-Lockheed 117 Nighthawk

Lockheed F-117A Nighthawk был первым оперативным стелс самолета в мире. Предназначен для уклонения от противника радиолокационных систем, то F-117A был разработан в качестве стелс штурмовиков по знаменитому «Skunk Works» подразделения Lockheed в конце 1970 — х и начале 1980 — х годов. Хотя в использовании в к 1983 году, существование F-117A не было признано до 1988 года , и самолет не был полностью раскрыт общественности до 1990 года Хотя используются в 1989 году над Панамой, первый крупный конфликт на F-117A была операция Щит пустыни / Storm в 1990-1991 гг. Самолет оставался на службе до формально вышел в отставку в 2008 году.

хитрость

Во время войны во Вьетнаме радиолокационным наведением, ракеты класса земля-воздух начал принимать все более тяжелым бременем на американских самолетах. В результате этих потерь, американские планировщики начали искать способ сделать самолет невидимым для радаров. Теория , лежащая в их усилиях , первоначально была разработана русским математиком П. Я.. Уфимцы в 1964 году теоретизирования , что радар возвращение данного объекта не было связанно с его размерами , а скорее его конфигурацией края, он считал , что он может вычислить поперечное сечение по всей поверхности радиолокационного крыла и вдоль ее края.

Используя эти знания, Уфимцев высказал предположение, что даже большой самолет мог быть «незаметным». К сожалению, любое воздушное судно с преимуществом его теорий будет нестабильным. Поскольку технология день была не в состоянии производить летные компьютеры, необходимые для компенсации этой нестабильности, его концепция была отложена. Несколько лет спустя, аналитик Lockheed наткнулся на бумаге о теории Уфимцева и, как технология была достаточно передовой, компания приступила к разработке стелс самолет, основанный на работе русского.

развитие

Развитие F-117 начало в сверхсекретном «черном проект» на прославленном Локхид перспективных проектов развития подразделения, более известный как «Skunk Works» . Во- первых разработать модель нового самолета в 1975 году окрестили «Безнадежный Diamond» из — за его странную форму, Lockheed построены два испытание самолета по контракту Голубого для проверки радиолокационных бросающего вызов свойств рисунка. Меньше , чем F-117, то есть синие самолеты летали тестовые миссии ночью по пустыне Невада в период с 1977 по 1979 году, использующую F-16 по одной оси проводной системе передачи «s, то есть синие самолеты решали проблемы нестабильности и были невидимы для радаров.

Порадовали результаты программы, то ВВС США выдали контракт Локхид на 1 ноябрь 1978 года для разработки и производства полного размера, скрытности самолетов. Под руководством главного Skunk Works Бен Рич, при содействии со стороны Билла Шредера и Денисом Overholser, проектная группа используется специально разработанное программное обеспечение для создания самолета , который использовал грани (плоские панели) , чтобы рассеять над 99% радиолокационных сигналов. Окончательный результат был странный летательный аппарат , который показал четырехкратным резервированием муха по проводам управления полетом, продвинутую инерциальную систему наведения и сложные GPS навигации.

Для того, чтобы минимизировать радиолокационную заметность самолета, конструкторы были вынуждены исключить бортовую РЛС, а также свести к минимуму впускных патрубков двигателя, розетку и тяге. В результате был дозвуковой атаки бомбардировщика, способных нести 5000 фунтов. боеприпасов во внутреннем отсеке. Созданный в рамках программы старший Trend, новый F-117 впервые поднялся в воздух 18 июня 1981 года, только всего лишь тридцать один месяцев после переезда в полномасштабную разработку. Мест на F-117A Nighthawk, первый серийный самолет был поставлен в следующем году с оперативными возможностями, достигнутых в октябре 1983 г. Все сказали 59 самолетов были построены и поставлены в 1990 году.

F-117A Nighthawk

генеральный

  • Длина: 69 футов 9 в..
  • Размах крыльев: 43 футов 4 дюйма..
  • Высота: 12 футов в 9,5..
  • Площадь крыла: . 780 квадратных футов.
  • Вес пустого: 29500 фунтов.
  • Загруженный Вес: 52,500 фунтов.
  • Экипаж: 1

Спектакль

  • Электростанция: 2 × General Electric F404-F1D2 турбовентиляторных
  • Диапазон: 930 миль
  • Максимальная скорость: Мах 0,92
  • Потолок: 69000 футов.

вооружение

  • 2 × внутренние отсеки вооружений с одной твердой точкой каждый (всего из двух видов оружия)

Операционная История

Из — за чрезвычайную секретность программы F-117, самолет был первым основан на изолированном Tonopah Test Range аэропорт в Неваде в составе 4450th тактической группы. Для того, чтобы помочь в защите тайны, официальные записи в то время перечисляли 4450th как основанный на базе ВВС Неллис и полет A-7 Corsair IIs. Он не был до 1988 года , что ВВС признали существование «стелс истребителя» и выпустила нечеткую фотографию самолета. Два года спустя, в апреле 1990 года он был публично показал , когда два F-117As прибыл в Неллисе в дневное время.

война в Персидском заливе

С кризисом в Кувейте разработки , что август, то F-117A, теперь назначен на 37 — е тактического истребительного крыла, развернутый на Ближнем Восток. Операция Desert Shield / Storm был первый крупномасштабный боевой дебют самолета, хотя два были тайно использоваться как часть вторжения в Панаму в 1989 году одним из ключевых компонентов стратегии коалиции воздуха, F-117A пролетел 1300 боевых вылетов во время залива война и ударил 1600 целей. В сорок два F-117As 37 — й TFW удался забив скорость ударила 80% и были одними из немногих самолетов очищенных поражать цели в центре Багдада.

Косово

Вернувшись из залива, флот F-117A был перенесен на Холломан Air Force Base в Нью — Мексико в 1992 году и вошла в состав 49 — го истребительного авиаполка. В 1999 году F-117A был использован в войне в Косово в рамках операции Allied Force . Во время конфликта, Ф-117A пролетел подполковник Дейл Zelko был сбит специально модифицированной ракетой земля-воздух в SA-3 Goa. Сербские силы были в состоянии кратко обнаружить самолет, управляя их радар на необычно длинных волнах. Хотя Zelko был спасен, останки самолета были захвачены и некоторые технологии скомпрометированы.

Читать еще:  Защитные маски для страйкбола (череп, противогаз, хищник): выбор, делаем своими руками, фото

В последующие годы после терактов 11 сентября, F-117A летал на боевые задания в поддержку обеих операций Несокрушимая свобода и Иракская свобода. В последнем случае, он упал вводные бомбы войны, когда F-117s ударил цели лидера в часы работы конфликта в марте 2003 г. Несмотря на весьма успешной авиации, технологии в F-117A был становится устаревшим к 2005 году и расходы на техническое обслуживание были растет.

Отставка

С введением F-22 Raptor и развитием F-35 Lightning II, бюджет по программам Решения 720 (выдано 28 декабря 2005) предложил удалиться флотом F-117A в октябре 2008 года Хотя ВВС США намеревались сохранить самолет на вооружении до 2011 года, он решил начать отставку его, чтобы позволить покупку дополнительных F-22s. В связи с деликатным характером F-117A, он решил уйти в отставку самолета к своей первоначальной базе в Тонопе, где они будут частично разобранной и помещены в хранилище.

В то время как первые F-117As покинул флот в марте 2007 года, последний самолет вылетел действительную военную службу 22 апреля 2008. Это были проведены тот же день официальной церемонии выхода на пенсию. Четыре F-117As остался в краткой службы в 410-м Test Flight Squadron в Палмдейл, Калифорния и были доставлены в Tonopah в августе 2008 года.

Су-35 против невидимки F-35

The National Interest 09.05.2017
Военное превосходство США в воздухе и поныне основывается на технологии Stealth. Великие державы-конкуренты Китай и Россия лишь в 2017 году продемонстрировали прототипы.

Бессильный противник

Благодаря технологии Stealth, самолеты снова получили превосходство, которое у них было в начале Второй мировой войны, когда еще не было радаров. Нынешнее превосходство отличается от предыдущего тем, что радары неизменно обнаруживают самолеты противника. Неравенство дает самолетам США уникальное преимущество. Это как если бы боевые самолеты Второй мировой войны применялись против обтянутых материей бипланов Первой мировой войны.

Уже второй опытный самолет программы, HB1002, смог во время практических испытаний с использованием радиолокационных станций и систем противовоздушной обороны показать убедительные результаты. Самолет HB1002 вообще не был обнаружен стороной защиты. Оба прототипа разбились, но программы была продолжена.

На этой концепции был основан первый боевой самолет с технологией Stealth, F-117A Nighthawk. Безобразный дизайн опытных образцов самолетов и самолета F-117A был похож на вытянутые в длину отшлифованные кристаллы алмаза. К тому же безобразные формы были нужны не для того, чтобы уменьшить отражение лучей радаров. Причина была совсем другая: тогдашние компьютеры не могли рассчитать отражение круглой и сложной формы. Не случайно они выглядели как трехмерные объекты первых компьютерных игр.

Разработка прототипов проходила в атмосфере полной секретности. Общественность узнала о технологии Stealth лишь, когда F-117 были использованы во время вторжения в Панаму в 1989 году и во время войны в Персидском заливе в 1990 году. Сегодня эта технология применяется в стратегическом бомбардировщике Northrop B-2, боевом самолете Lockheed Martin F-22 Raptor и в вариантах семейства F-35. Принципиально не легко выполнять требования дизайна Stealth, аэродинамика должна уступать место той форме, которая необходима для ухода от радаров.

Грядет ли конец эры?

В последние годы появились признаки того, что эра самолетов-невидимок может закончиться. Технология Stealth может поглощать только лучи обычных радиолокационных станций. Теперь кажется, что в военных целях возможно использовать так называемую пассивную радарную технологию. Или что удалось получить боевые сигналы отражения на других до сих пор бывших бесполезными частотах. Во время кризиса в Сирии у официального представителя российского Министерства иностранных дел Игоря Конашенкова (в действительности официальный представитель Министерства обороны, прим. переводчика) вырвалось заявление о том, что все иллюзии этих любителей по поводу существования «невидимых» самолетов могут столкнуться с суровой действительностью.

Однако, видимо, лишь непосредственные конкуренты вооруженных сил США обладают технологией, которая нейтрализует технологию Stealth. До тех пор пока не произойдет конфликт между этими державами, все подобные предположения являются в высшей степени спекулятивными. С другой стороны, самолеты с технологией Stealth до сегодняшнего дня превосходили своих технологически сильно отстающих от них противников.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Галерея F-117

Lockheed F-117 Nighthawk — американский тактический бомбардировщик, разработанный компанией Lockheed Martin в конце 1970-х годов. Первый серийный самолет, основанный на применении технологий Стелс.

История F-117

Возможность создания боевого самолета, который был бы невидим для радаров противника была мечтой военных с момента появления радаров ПВО. Еще во времена Второй Мировой войны немецкие авиаконструкторы пытались сделать своим машины невидимыми, эти работы продолжались и после войны в рамках тех или иных исследовательских программ. В 1960-х годах, в рамках проекта по созданию скоростного разведчика SR-71 некоторые методики активно применялись, однако, из-за огромной мощности двигателей и скоростей, буквально раскалявших корпус — самолет невидимым не стал. Тем не менее, потенциал был заметен.

В 1977 году в Пентагоне был сформирован экспериментальный комитет «XCom», задачей которого было вывести технологии Стелс на уровень практической применимости. Именно тогда, на базе наработок по SR-71, а так же результатах испытаний по секретной программе XST, комитет санкционировал программы Senior Prom (из нее выросла крылатая ракета-невидимка ACM), ATB (ставший бомбардировщиком B-2), и, наконец, Senior Trend, результатом которого стал F-117.

Так как большая часть работ по Senior Trend проводилась в лабораториях Skunk Works, контракт на разработку достался владельцу лабораторий — компании Lockheed Martin. Требования режима секретности были сверхвысокими, свидетелством этого является название самолета — F-117 выпадал из общей линейки самолетов: F-14, F-15, F-16 и так далее. По негласному правилу, в ВВС США трехзначные номера получали секретные самолеты.

Конструкция F-117

Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия, лишь 10% конструкции выполнено из металлов.В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Lockheed F-117 Nighthawk — первый стелс. Видео канала Skyships

Стоит отметить, что за высокие характеристики малозаметности пришлось заплатить низкими летными характеристиками. Самолет очень трудно управляем — была разработана сложная система автоматического контроля только для того, что бы он мог держаться стабильно в воздухе. Естественно, в случае визуального обнаружения истребителями противника, F-117 был обречен — маневренность у него едва выше, чем у Шаттла. Кроме того, форма самолета полностью исключала возможность преодоления звукового барьера. Тем не менее, при критике машины стоит учитывать, что F-117 — тактический бомбардировщик, а не истребитель и маневренный бой в целепологании для такого самолета вообще не предусматривался.

Отсек вооружения — двухсекционный, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

Читать еще:  Американский единый пулемет М60

Производство

Все серийные самолёты были выпущены в модификации «A». Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

Эксплуатация F-117

Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. На авиасалоне в Ле Бурже самолет был впервые представлен лишь в 1991 году после операции Буря в пустыне.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин, в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.

Боевое применение

  • Вторжение США в Панаму(1989)
  • Война в Персидском заливе(1991)
  • Операция «Лиса пустыни»(1998)
  • Война НАТО против Югославии(1999)
  • Иракская война(2003)

Снятие с вооружения

ВВС США планировали применять F-117 до 2018 года, однако рост затрат на программу F-22 Raptor и моральное устаревание бомбардировщика перед новым истребителем заставили отказаться от F-117 в пользу F-22.

22 апреля 2006 года F-117 Nighthawk официально были выведены из состава ВВС США.

Метод Золтана

радары, чтобы они могли отследить «невидимку». Как именно — полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

  • Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его «невидимых» достоинствах является достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили «стэлс», тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
  • Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно — серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

    На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к «охоте».

    Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со «стэлсом» короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить — именно причудливая форма и является основой этой технологии.

    Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они «видят» любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.

    Золтан больше не смог сбить ни один «стэлс». Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве — их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить «засаду» на них сербы больше не смогли… Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.

    Галерея F-117

    Lockheed F-117 Nighthawk — американский тактический бомбардировщик, разработанный компанией Lockheed Martin в конце 1970-х годов. Первый серийный самолет, основанный на применении технологий Стелс.

    История F-117

    Возможность создания боевого самолета, который был бы невидим для радаров противника была мечтой военных с момента появления радаров ПВО. Еще во времена Второй Мировой войны немецкие авиаконструкторы пытались сделать своим машины невидимыми, эти работы продолжались и после войны в рамках тех или иных исследовательских программ. В 1960-х годах, в рамках проекта по созданию скоростного разведчика SR-71 некоторые методики активно применялись, однако, из-за огромной мощности двигателей и скоростей, буквально раскалявших корпус — самолет невидимым не стал. Тем не менее, потенциал был заметен.

    В 1977 году в Пентагоне был сформирован экспериментальный комитет «XCom», задачей которого было вывести технологии Стелс на уровень практической применимости. Именно тогда, на базе наработок по SR-71, а так же результатах испытаний по секретной программе XST, комитет санкционировал программы Senior Prom (из нее выросла крылатая ракета-невидимка ACM), ATB (ставший бомбардировщиком B-2), и, наконец, Senior Trend, результатом которого стал F-117.

    Так как большая часть работ по Senior Trend проводилась в лабораториях Skunk Works, контракт на разработку достался владельцу лабораторий — компании Lockheed Martin. Требования режима секретности были сверхвысокими, свидетелством этого является название самолета — F-117 выпадал из общей линейки самолетов: F-14, F-15, F-16 и так далее. По негласному правилу, в ВВС США трехзначные номера получали секретные самолеты.

    Конструкция F-117

    Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

    В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия, лишь 10% конструкции выполнено из металлов.В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

    Lockheed F-117 Nighthawk — первый стелс. Видео канала Skyships

    Стоит отметить, что за высокие характеристики малозаметности пришлось заплатить низкими летными характеристиками. Самолет очень трудно управляем — была разработана сложная система автоматического контроля только для того, что бы он мог держаться стабильно в воздухе. Естественно, в случае визуального обнаружения истребителями противника, F-117 был обречен — маневренность у него едва выше, чем у Шаттла. Кроме того, форма самолета полностью исключала возможность преодоления звукового барьера. Тем не менее, при критике машины стоит учитывать, что F-117 — тактический бомбардировщик, а не истребитель и маневренный бой в целепологании для такого самолета вообще не предусматривался.

    Отсек вооружения — двухсекционный, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».

    Производство

    Все серийные самолёты были выпущены в модификации «A». Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.

    Эксплуатация F-117

    Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. На авиасалоне в Ле Бурже самолет был впервые представлен лишь в 1991 году после операции Буря в пустыне.

    Аварии и катастрофы

    За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин, в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.

    Боевое применение

    • Вторжение США в Панаму(1989)
    • Война в Персидском заливе(1991)
    • Операция «Лиса пустыни»(1998)
    • Война НАТО против Югославии(1999)
    • Иракская война(2003)

    Снятие с вооружения

    ВВС США планировали применять F-117 до 2018 года, однако рост затрат на программу F-22 Raptor и моральное устаревание бомбардировщика перед новым истребителем заставили отказаться от F-117 в пользу F-22.

    22 апреля 2006 года F-117 Nighthawk официально были выведены из состава ВВС США.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector