1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пассажирский самолёт Airbus A330

Разработка борта А330 началась еще в далеком 1972 году. Европейскому консорциуму необходимо было бороться с доминированием Боинга на дальних международных линиях, в том числе на линиях Европа-Америка.

В 1980 году было принято обозначение twin aisle (c двумя проходами), а в 1986 году новому самолету было присвоено наименование А330. Изначально к запуску планировались две модели — А330-300 и А330-200, которые были практически идентичными, за исключением количества пассажиров. Это позволило снизить затраты на проектирование и испытание самолетов.

Также для ускорения проектирования за основу кабины был взят кокпит передового на тот момент Airbus A320. Фюзеляж новой модели был взят у А300, только его немного удлинили.

«Выкатка», то есть презентация нового самолета прошла 14 октября 1992 года, а первый полет борта состоялся 2 ноября 1992 года.

Третий борт новой модели был уже выкрашен в ливрею первого заказчика «Air Inter» и служил для проведения полноценных летных и статических испытаний.

В августе следующего года самолет сдал зачет по нормам ETOPS (англ. Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS — Правила выполнения полетов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями). Согласно этим правилам, самолет должен пролететь до аэродрома при возникновении аварии в воздухе сначала 60, а потом, при пересмотре норм, 90, 120 или 180 минут. Нельзя не отметить, что эта норма во многом способствовала проблемам при запуске в серию ИЛ-96 разработки СССР/России. Как говорили наши конструкторы, что только мы сделали 4-х двигательный самолет, отвечающий нормам ИКАО, как эти нормы были пересмотрены с уменьшением количества моторов. А сделать двухдвигательный самолет дальнего радиуса действия страна уже не успела.

После проведения летных испытаний программа А330-200 была пересмотрена в части уменьшения количества пассажиров, и увеличения дальности полета за счет облегчения самолета и установки дополнительных топливных баков.

Позже Airbus пытался создать новый тип воздушного судна А350 на базе 330-го, но из-за критики потребителей вынужден делать его с нуля.

В 2014 году Европейский консорциум запустил разработку обновленных самолетов, получивших индекс A330neo.

Также нельзя не упомянуть тип ВС А340, который фактически является четырехдвигательной модификацией А330.

Становление самолета

В 1993 году проект аэробус 330 300 был сертифицирован американскими (FAR) и европейскими (JAR) нормами пригодности. К сожалению, в июне 1994 года в процессе летных испытаний произошло крушение при попытке отработать ситуацию отказа двигателей, погибло 7 человек.

С выпуска первого серийного самолета в 1994 году и до наших дней известно о потере 8 машин, 5 из которых были выведены из эксплуатации по причине воздействия сторонних факторов (военные действия, перевозка высококоррозийных химических материалов). Один самолет был потерян в 2009 году из-за сбоев в работе датчиков скорости, сваливание над Атлантическим океаном. Еще один разбился в 2010 году в Триполи при заходе на посадку в условиях сильного тумана.

Читать еще:  Аэрозольный пистолет пионер: устройство, фото и видео, обзор, цена

Однако надёжность машины подтверждает принятие ее на вооружение как самолета заправщика в одиннадцати странах мира. A330 MRTT с 2005 года используется в качестве военно-транспортного самолета и самолета-заправщика в следующих странах:

  • США;
  • Саудовская Аравия;
  • ОАЭ;
  • Индия и другие.

Сейчас в мире суммарно в 90 компаниях эксплуатируется более 950 машин аэробус 330. Лайнер используют наиболее известные авиакомпании мира:

  • American Airlines Group;
  • Аэрофлот;
  • Deutsche Lufthansa;
  • Air France-KLM;
  • All Nippon Airways;
  • China Southern Airlines;
  • Turkish Airlines и другие.

Где лучше сидеть в лайнере

Ни для кого не секрет, что самые удобные для перелета места находятся в салоне класса бизнес. Кресла имеют увеличенную ширину. Между сиденьями расширенное пространство для комфортного расположения. В салоне создана более спокойная обстановка. Пассажирам предоставляются определенные привилегии, предусмотренные тарифным планом.

При выборе лучшего места в салоне бизнес класса специалисты не рекомендуют бронировать кресла в первом и последнем ряду. Недостаток первого ряда – близкое расположение к туалету, кухне и техническим помещениям. За последним рядом находится перегородка, разделяющая бизнес с экономичным классом, поэтому здесь может преобладать более шумная атмосфера.

В экономичном классе обслуживания также есть места повышенного комфорта, обусловленные наличием расширенного пространства между креслами в ряду.

Особенности пассажирских мест в эконом классе А330 (Аэрофлот):

  • 11, 29 ряд – увеличенное пространство для ног;
  • 15 ряд места А и К – заблокированные механизмы опускания спинки кресла;
  • 27 ряд места А, С, Н, К и 28 ряд места D, E, F, G – спинки кресла не опускаются;
  • 41, 42, 43 ряд – удобные кресла с расширенным пространством;
  • 27 и 44 ряд места А, С, Н, К и 28, 45 ряд – самые неудобные места для авиаперелета, расположенные в последнем ряду салона (заблокированные спинки, близкое расположение к туалету);
  • с 16 по 28 ряд – скрыт панорамный обзор из иллюминаторов, что обусловлено расположением крыльев самолета.

Статьи о других самолетах:

Бизнес класс

Самые лучшие места находятся в носовой части лайнера. В аэробусе эти 48 мест расположены в рядах от 1 до 12-го с двумя проходами.

Для комфорта пассажиров предлагается:

  • первоочередное право вхождения на борт;
  • два широких прохода между рядами;
  • мягкие и комфортабельные кресла, которые в некоторых моделях аэробуса раскладываются как кровати;
  • удобная схема расположения кресел — «1—2—1»;
  • каждое кресло размещено под углом, что увеличивает свободное пространство для ног;
  • изысканное меню блюд и вин;
  • система мультимедиа-досуга и Wi-Fi.

Однако места в рядах под номерами 1 и 12 — самые беспокойные среди мест бизнес-класса, т.к. расположены возле подсобных помещений и туалетов, место возле них к тому же в ночное время освещено.

Читать еще:  Пзрк «игла»: история создания, модификации и ттх оружия

Компании Lufthansa, Singapore Airlines применяют разделение на 3 класса: кроме бизнес- и эконом выделяется премиум-эконом. Специальные панели отделяют 20–21 место от эконом-зоны, здесь немного шире и сами кресла, и расстояние между ними. Пассажирам разрешается провозить больше багажа, а во время полёта предлагается питание почти «бизнес» качества.

Описание и схема салона Боинга 737-800 Нордвинд

Авиаперевозчик эксплуатирует комфортабельные пассажирские лайнеры Боинг 737-800, оснащенные мощными тубовентиляторными двигателями, эффективной системой кондиционирования салона, цифровой авионикой и стеклянной кабиной с жидкокристаллическими дисплеями. Лайнеры этой модификации характеризуются высокой надежностью, эргономичностью, повышенной технологичностью и имеют большую популярность во всем мире.

Боинг 737-800 рассчитан на среднемагистральные перелеты в пределах 5765 км. Длина фюзеляжа – 39.4 м. Ширина пассажирского салона – 3.54 м. Крейсерская скорость авиасудна – 852 км/ч. Максимальная высота полета – 12 500 м.

В самолетном парке компании Нордвинд боинги модификации 737-800 с салонами двух компоновок: одноклассовое обслуживание по тарифу эконом на 189 пассажиров, и двухклассовый салон – эконом и бизнес, рассчитанный на перелет 174 человек.

Схема салона В737-800 Nordwind (189 мест)

В носовой и хвостовой части самолета туалеты, кухонные помещения и пассажирские трапы. В салоне оборудовано 32 ряда. Между 14-15-16 рядами находятся аварийные люки.

Роль в мировой авиации

Среди пассажиров Эирбус А330 получает лестные отзывы. Комфорт и надежность отличает этот самолет.

За время использования было восемь самолетов, из них как минимум три были уничтожены по причинам, не касающимся конструкции, как, например, неожиданное нападение на аэродром.

Данный самолет используется ведущими мировыми авиаперевозчиками, от «Нордвинда» и «Катара» до российского «Аэрофлота». В ряде случаев «арбуз» принимается за эталон пассажирского авиаперевозчика, ввиду своей экономичности и европейского качества.

Становление самолета

В 1993 году проект аэробус 330 300 был сертифицирован американскими (FAR) и европейскими (JAR) нормами пригодности. К сожалению, в июне 1994 года в процессе летных испытаний произошло крушение при попытке отработать ситуацию отказа двигателей, погибло 7 человек.

С выпуска первого серийного самолета в 1994 году и до наших дней известно о потере 8 машин, 5 из которых были выведены из эксплуатации по причине воздействия сторонних факторов (военные действия, перевозка высококоррозийных химических материалов). Один самолет был потерян в 2009 году из-за сбоев в работе датчиков скорости, сваливание над Атлантическим океаном. Еще один разбился в 2010 году в Триполи при заходе на посадку в условиях сильного тумана.

Однако надёжность машины подтверждает принятие ее на вооружение как самолета заправщика в одиннадцати странах мира. A330 MRTT с 2005 года используется в качестве военно-транспортного самолета и самолета-заправщика в следующих странах:

  • США;
  • Саудовская Аравия;
  • ОАЭ;
  • Индия и другие.

Сейчас в мире суммарно в 90 компаниях эксплуатируется более 950 машин аэробус 330. Лайнер используют наиболее известные авиакомпании мира:

  • American Airlines Group;
  • Аэрофлот;
  • Deutsche Lufthansa;
  • Air France-KLM;
  • All Nippon Airways;
  • China Southern Airlines;
  • Turkish Airlines и другие.

Конструктивные особенности

От конструкции воздушного судна в первую очередь зависит его вес и стоимость эксплуатации. Применение в A350 новейших композиционных материалов (52 % от веса лайнера), алюминия (20 %), титана (14 %), стали (7 %) помогло уменьшить на 14 % вес (в расчёте на одного пассажира) и на 10 % — стоимость эксплуатации по сравнению с аналогичным самолётом Boeing 787. Этот главный конкурент также использует композиты (50 %), алюминий (20 %), титан (15 %), сталь (10 %), другие материалы (5 %).

Читать еще:  AR-15 на стрелковом дне SHOT Show 2017

Новейшие материалы позволили создать самое большое по размеру крыло (среди разработанных для однопалубных лайнеров). Его характеристики таковы:

  • площадь — 443 м²;
  • размах — 64,8 м., что на 4,5 м превышает размах крыла A330 и первоначальной модели A350, и немного перекрывает размер крыла Boeing 777-200LR/777-300ER;
  • стреловидность — 31,9°, что напрямую влияет на увеличение скорости;
  • саблевидная форма загнутых вверх на последних 4,4 м законцовок крыла, что является оригинальным для линии Airbus;
  • разработка и применение новых механизмов.

Интересно! Для улучшения аэродинамических показателей конфигурация крыльев и их законцовок подвергалась тестированию в низко- и высокоскоростной аэродинамической трубе (около 4000 часов), разработчик A350 также применил вычислительную гидродинамику.

Силовая установка семейство Trent XWB, которая используется во всех модификациях, состоит из двух двигателей, вентиляторов, оснащена вспомогательной силовой установкой и авиационной турбиной Hamilton Sundstrand, которая в случае аварии сможет обеспечить электропитанием мощностью 100 кВА, увеличивая безопасность полёта.

А330 имеет несколько модификаций — гражданских и военных.

Airbus A330-100

А330-100 планировался как конкурент Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER и для замены устаревающих А300 и А310. Но конструктор из деталей нового 330 и старого 300 оказался неудачным и в серию не пошел.

Airbus A330-200

Сертификат типа ВС выдан на данную модификацию в 1998 году. Самолет построен на базе А330-300, с уменьшенным на 6 метров фюзеляжем и увеличенным килем для предотвращения рыскания по курсу из-за измененной аэродинамики самолета.

Airbus A330-200F

Спрос на грузовые самолеты бывает больше или меньше, но никогда не прекращается. Для того чтобы заполнить эту нишу, Airbus запустил версию А330-200F (Frightener — грузовой). Серийное производство началось в 2009 году. Данная модификация позволяет перевозить 65 тонн груза на расстояние 7400 км, чего хватит для перевозок Европа-Америка.

Airbus A330-300

Вариант 300 перевозит 295 пассажиров в трёхклассной компоновке, 335 в двух классах и до 440, если самолёт оснащен только салоном эконом-класса. Расстояние полета — до 10 800 км.

Самолет соответствует стандарту ETOPS-180, а это значит, что при возникновении аварийной ситуации он может еще лететь в течение 3-х часов до ближайшего аэродрома.

Airbus A330 P2F

В 2012 году была проведена презентация программы конверсии старых пассажирских самолетов в грузовые. Модификация получила обозначение P2F — passenger-to-freighter — «пассажирский в грузовой». A330-300P2F при загрузке 60 тонн имеет дальность 4 000 км. Модификация A330-200P2F сможет перевозить до 59 тонн груза на расстояние до 7 400 км.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector